Дневники «Кинотавра». День шестой: Критический взгляд
«Разносчик» и «Небесные жены луговых мари» глазами обозревателей «БК»
Последний конкурсный день по традиции завершало заседание Гильдии киноведов и кинокритиков, и как будто специально для того, чтобы ее представителям было, что обсудить, в программе фестиваля, в этом году гораздо более зрительского, чем ранее, показали две абсолютно авторские работы – РАЗНОСЧИКА Андрея Стемпковского и НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ ЛУГОВЫХ МАРИ Алексея Федорченко. Но это, конечно, домысел. Программа формировалась по другим критериям. И премьера новой работы Федорченко, как сообщил режиссер со сцены, специально была приурочена ко дню рождения исполнительницы одной из ролей фильма Юлии Ауг, отмечавшемся непосредственно 8 июня. Надо сказать, у Юлии Ауг невероятно высокие шансы получить награду за женскую роль – не только за НЕБЕСНЫХ ЖЕН, но и за ИНТИМНЫЕ МЕСТА.
РАЗНОСЧИК уже демонстрировался ранее на фестивале в Роттердаме. Драма выполнена в традициях режиссерского дебюта ОБРАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Все тот же отстраненный взгляд, те же длинные кадры, неспешная, нередко статичная камера, скупые диалоги. Однако по мощи РАЗНОСЧИК уступает ОБРАТНОМУ ДВИЖЕНИЮ. Как заметили киноведы и кинокритики на своем заседании, в появлении таких картин снова и снова виновата именно фестивальная пресса, которая в какой-то момент поощрила подобные начинания, и теперь вынуждена смотреть, что поощрила.
Алексей Федорченко не изменяет своему авторскому почерку, темам и интонациям, которые наличествовали в ОВСЯНКАХ. Однако НЕБЕСНЫЕ ЖЕНЫ, наоборот, – демонстрация усилившегося голоса режиссера. Это сложное, словно бисером расшитое этническое полотно стало достойным завершением фестиваля, итоги которого вот-вот уже станут известны. Картина удостоится диплома киноведов и кинокритиков, наряду с ИНТИМНЫМИ МЕСТАМИ. «Белый слон» же отойдет ТРУБЕ Виталия Манского.