Дневники «Кинотавра». День четвертый: По классике
«Диалоги» и «Майор» глазами обозревателей «БК»
На четвертый день программа была вновь отдана на откуп начинающим режиссерам: в конкурсе показали дебют Иры Волковой ДИАЛОГИ и второй фильм Юрия Быкова МАЙОР.
Пять новелл ДИАЛОГОВ, снятых при активной помощи продюсера Сергея Сельянова, – это, по сути, пять разговоров, происходящих в пределах одного места и во временных рамках отдельно взятой беседы. В кадре находятся двое, изредка – трое героев. Действие разворачивается внутри каждого диалога, в котором есть свои завязка, кульминация, развязка, повороты и отступления. Драматургии разговора подчинены все прочие составляющие кадра. У каждого диалога своя тема, но их объединяет одна черта: эти разговоры, с виду простые и жизненные, восходят в итоге к одному знаменателю – озабоченности человека (в возрасте примерно между 25 и 35 годами) сутью своей жизни и, конечно же, вечными ее проблемами: любовью, смертью, дружбой, семьей. Удачно решить такой минималистический эксперимент режиссер может, только опираясь на два столпа: собственно диалоги и актеров. С последними в картине все хорошо: Владимир Меньшов выступает против Евгения Стычкина, Алексей Юдников и Агния Кузнецова – против Романа Артемьева, Алексей Маслодудов – против Сергея Овчинникова, Ольга Сутулова – против Евгения Цыганова, Мария Шалаева – против Александра Яценко. Да и сами диалоги не так плохи: не заумны, не натужны, не выстраданы, а просты, жизнеподобны и даже эмоциональны. Но, несмотря на похвальное стремление режиссера не углубляться в философские диспуты, а оставаться как можно ближе к зрителю, одни только разговоры на протяжении двух часов выдержать дано не каждому. В конце концов, культовые «диалоговые» ПЕРЕД РАССВЕТОМ и ПЕРЕД ЗАКАТОМ Ричарда Линклейтера – для неискушенных тоже испытание.
Минималистичен, лаконичен в выборе средств и фильм МАЙОР. Те, кто видел некогда на «Кинотавре» короткометражку НАЧАЛЬНИК, а потом и полнометражный дебют Быкова ЖИТЬ, удивлен не будет: речь опять идет о мужчинах в экстремальной ситуации – на этот раз в битве «ментовских понятий» и праведных принципов, чудовищной системы и взбунтовавшейся совести. Быков не стесняется бить зрителя под дых и разгонять насилие на экране до предела, бесцеремонно тыкая российского обывателя в то, от чего тот в жизни пытается отвернуться со вздохом «А что тут поделаешь?» Пусть фильм может показаться сырым, неровным, прямолинейным, даже грубоватым, но из него хлещет какая-то сырая энергия и искренность, за которую можно простить и суровый пафос, и огрехи драматургии – не говоря уже о том, что русское кино нечасто дает точные отзывы на конкретные социальные проблемы. Bazelevs Distribution вчера представила МАЙОР в своем пакете, сегодня фильм увидят представители кинотеатров. Приз «Кинотавра» вряд ли усилит прокатные перспективы картины, но дополнительный шум вокруг картины лишним уж точно не будет. Кино способно понравиться не только интеллектуальным критикам режима, но и любителям чтива про «оборотней в погонах». Говорят, в третьем фильме Быкова герои вступят в схватку с монстром по имени ЖКХ – вот тогда-то этот режиссер и станет поистине народным.