Российские онлайн-кинотеатры прокомментировали закон о получении прокатных удостоверений
Законопроект будет внесен с поправками к закону «О государственной поддержке кинематографии»
11 декабря стало известно, что группа депутатов и сенаторов планирует внести поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», которые обяжут онлайн-кинотеатры получать прокатные удостоверения для показа фильмов и сериалов на сервисах.
БК попросил платформы прокомментировать подобное решение.
Комментарий от пресс-службы «Кинопоиска»
Мы считаем вредным и излишним регулирование онлайн-кинотеатров в части прокатных удостоверений. Та система прокатных удостоверений для офлайн-кинотеатров, которая действует сейчас, придумана еще в 1996 году и с тех пор мало изменилась: документы подаются в бумажном виде, фильмы передаются на флешке, а на саму выдачу разрешения могут уходить недели. Это устаревшая система, которая работает для кинотеатров, где выходит около 500 фильмов в год, но совершенно неподходящая для стримингов, где в год появляется несколько тысяч единиц контента.
Онлайн-кинотеатры как аудиовизуальные сервисы уже тщательно регулируются государством через законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» – и тут государство вносит дополнительные требования: об ограничении ЛГБТ*, о маркировке фильмов и сериалов, содержащих упоминание наркотиков и так далее. Регулятор в лице Роскомнадзора только в 2024 году вынес несколько десятков предписаний онлайн-кинотеатрам о необходимости устранения нарушений в контенте. И это при том, что аналогичного регулирования по отношению к обычными стримингам, таким как YouTube или соцсетям, где многие смотрят фильмы и сериалы, не существует. Онлайн-кинотеатры и так находятся в неравной конкуренции по сравнению с другими форматами смотрения в интернете, так что введение прокатных удостоверений означает не только двойное регулирование, что прямо противоречит законодательству, но и дальнейшее ухудшение условий конкуренции для отрасли.
В текущем виде законопроект о прокатных удостоверениях распространяется на весь контент независимо от даты его выхода. Таким образом, введение прокатных удостоверений крайне негативно скажется не только на бизнесе онлайн-кинотеатров и производителей контента, но и на зрителях. Лишь у части тайтлов в каталоге онлайн-кинотеатров сейчас есть прокатные удостоверения – прежде всего у фильмов, что выходили в прокат, но у сотен тысяч единиц контента таких разрешений нет. И если онлайн-кинотеатры больше не смогут показывать контент без прокатных удостоверений, то зрители одномоментно лишатся доступа к легальным копиям огромного числа фильмов и сериалов, в том числе российских. И дальше использование этой системы приведет к тому, что новый контент на сервисах будет выходить медленно и с сильным опозданием. Причем у пиратов таких проблем не будет.
Комментарий от пресс-службы Start
Все онлайн-платформы так или иначе сталкивались с процедурой получения прокатных удостоверений для сериалов или фильмов и знают, что зачастую это длительная и сложная процедура. За 2023 год семь онлайн-платформ выпустили больше 200 единиц контента и приучили зрителя, что примерно каждые две недели на платформе выходит новый контент. Мы не уверены, что существующий порядок выдачи ПУ сможет справиться с таким объемом. Более того, пока у нас нет информации, нужно ли будет получать ПУ для сериалов, которые уже вышли, и нужно ли будет получать ПУ для каждого эпизода в отдельности. Все эти вопросы требуют большого обсуждения с индустрией, построения новой инфраструктуры и немалых инвестиций со стороны государства. Иначе зрители могут лишиться большого количества российского контента, доверие и интерес к которому были сформированы только недавно. Немаловажно, что введение ПУ для сериалов может привести к удорожанию подписки для пользователей, которое будет практически невозможно объяснить зрителю.
Комментарий от пресс-службы Okko
Мы не поддерживаем указанный законопроект. Проектируемый закон по сути будет регулировать деятельности только 23 ресурсов, включенных в реестр АВС, при этом он никак не затронет пиратов, а также десятки тысяч иных сайтов, включая соцсети и видеохостинги.
Считаем, что предложенный законодателем механизм регулирования деятельности АВС противоречит принципам равноприменимости регулирования и технологической нейтральности, явно дискриминирует АВС по отношению к остальным участникам рынка, а также создает соцсетям, видеохостингам и даже пиратам необоснованные преференции. Возникает регуляторный арбитраж – равные по сути своей деятельности игроки сталкиваются с разным уровнем требований и ограничений.
Считаем прокатные удостоверения избыточным механизмом контроля содержания каталогов аудиовизуальных сервисов по сравнению с существующим, а кроме этого, крайне бюрократизированным и затратным, который, возможно, повлечет повышение цен на подписки и замедлит создание нового отечественного контента.
С учетом вышесказанного и принимая во внимание тот факт, что легальные видеосервисы производят существенную часть видеоконтента, принятие указанного закона негативно повлияет на всю индустрию – от производителей контента (сокращение объемов производства и выпуска российских фильмов и сериалов) до конечного зрителя (сокращение российских премьер в условиях дефицита зарубежного контента).
Комментарий от пресс-службы Premier
Предложенный законопроект считаем нецелесообразным, потому что:
1. Для аудиовизуальных сервисов (АВС), в том числе для сервиса PREMIER, уже установлены жесткие требования ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и административная ответственность КоАП РФ за нарушение требований к содержанию аудиовизуальных произведений (АВП), размещенных в сервисе. Требования, которым должно соответствовать содержание фильма для получения прокатного удостоверения (ПУ), не дополняют, а повторяют требования и административную ответственность, уже установленные для АВС, поэтому данные требования не повышают безопасность содержания фильмов, а повышают издержки, как для АВС, так и для правообладателей фильмов, и могут задержать появление новых фильмов в АВС, что приведет к «перетоку» пользователей таких сервисов на «пиратские» ресурсы, где никто не следит за содержанием фильмов.
2. Значительная часть АВП в библиотеке PREMIER созданы телеканалами, для которых ст.5.1. ФЗ «О государственной поддержке кинематографии», установлено исключение, что для показа фильмов телеканалами ПУ не нужно. Если законопроект будет принят, то придется или отказываться от использования значительной части библиотеки АВП, или требовать получения ПУ телеканалами, что приведет к лишним издержкам. Кроме того, возникает вопрос, почему одни и те же АВП можно показывать телеканалам и Интернет-сайтам, не являющимся АВС, без прокатного удостоверения, а для показа в АВС они будут требоваться.
Резюмируем: на данный момент онлайн-кинотеатр PREMIER выполняет все требования законодательства РФ к контенту, мы тщательно следим за тем, чтобы наши фильмы и сериалы не нарушали закон, а дополнительное регулирование в виде обязательного получения ПУ приведет только к бюрократизации процесса, которая создаст трудности как для производителей контента, так и для конечного потребителя в частности.
Комментарий от заместителя генерального директора по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти онлайн-кинотеатра «Иви» Михаила Платова
«Мы удивлены такой инициативе жесткого регулирования контента исключительно в онлайн-кинотеатрах – в отрасли, которая наряду с телевидением и так чрезмерно зарегулирована и контролируется государством. Закон прямо исключает эту обязанность для телеканалов и не создает таких административных барьеров для видеохостингов, социальных сетей или любых иных сайтов с видеоконтентом. Мы также не понимаем целеполагание такого избирательного регулирования, создающего неконкурентные условия именно для онлайн-кинотеатров. Формально этот законопроект поставит вне закона бОльшую часть каталогов фильмов и сериалов, на которые не выдавались прокатные удостоверения. Ежегодно все онлайн-кинотеатры добавляют тысячи проектов в свои каталоги, задержки выкладки нового контента по причине отсутствия прокатных удостоверений вызовут коллапс в отрасли. Их получение на десятки тысяч единиц контента займет значительное количество времени и потребует огромных материальных и административных ресурсов, поскольку сейчас оформление каждого прокатного удостоверения стоит 3500 рублей и занимает до 10 рабочих дней. Минкульт перед оформлением прокатного удостоверения должен ознакомится с содержанием каждого фильма или сериала.
Также данная инициатива ставит под угрозу дальнейшее инвестирование в производство нового российского контента. Риск неполучения или отзыва прокатного удостоверения без четких требований к содержанию контента точно не способствует инвестированию сотен миллионов рублей в создание новых фильмов и сериалов онлайн-кинотеатрами».
* Верховный суд признал «международное общественное движение ЛГБТ» экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории России.
Фото: Freepik