Дневники «Кинотавра». День пятый: Утраченные иллюзии
«В ожидании моря» и «Географ глобус пропил» глазами обозревателей «БК»
В предпоследний день конкурсных показов трагикомической притче Бахтияра Худойназарова В ОЖИДАНИИ МОРЯ, производство которой растянулось почти на шесть лет, не удалось завоевать признание публики. Фильм удостоился спорных отзывов, наиболее распространенный из которых сводился к констатации, что мастер не смог подняться до уровня собственных, более ранних работ. В итоге картина осталась в тени второго после ИНТИМНЫХ МЕСТ по уровню ожидаемости проекта – экранизации одноименного романа Алексея Иванова ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ.
Фильм Александра Велединского вызвал аншлаг в зале Зимнего театра. Подобное случается каждый год и почти всегда единожды за фестиваль. В 2012-м такой премьерой стал КОКОКО Авдотьи Смирновой (тоже, кстати, бывшего в пакете компании «Наше кино»). Итак, в зале не было свободных мест, а по окончании показа случились овации. И кажется, почти всем без исключения – и читавшим, и не читавшим роман – это кино понравилось. Действительно, ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ – редкий пример российского фильма последнего времени, который заставляет забыть об оценке его качества (просто потому что работа настолько крепкая, что даже не задумываешься об изъянах и не произносишь столь распространенное: «Нет, ну для нашего-то кино это…»). Во время просмотра исключительно, что называется, расслабляешься и получаешь удовольствие – от шуток, игры актеров, в том числе и молодых, и многого-многого другого. ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ – поистине то самое доброе кино. Душевное. Но без лоска, столь необходимого сегодня, чтобы дойти до кинотеатрального зрителя. И на аудиторию тридцати-сорокалетних – публике помладше понимание святости героем Константина Хабенского вряд ли будет близко. Так что обольщаться не стоит. Конечно, ЛЕГЕНДА № 17 тоже понравилась почти всем и не вызывала претензии в отношении качества. Но тут другое. А если все-таки кто-то еще сомневается, что проект окажется релизом скромным (на уровне того самого КОКОКО, например, или ДВУХ ДНЕЙ, или ДОМА), то послушайте кулуарные разговоры представителей кинотеатров, некоторые из которых роняют такие отзывы, как «ничего не происходит», «ну как-то совсем ни о чем», «картина нишевая», и оставьте иллюзии. Это, конечно, мейнстрим, но мейнстрим фестивальный. Вот во Франции бы…