Дневники «Кинотавра». День первый: Осторожно, газы!
«Weekend», «Отдать концы!» и «Труба» глазами обозревателей «БК»
В Сочи пока непогода, однако на 24-м «Кинотавре» страсти и работа кипят, а потому здесь, как всегда, жарко. В день открытия в Зимнем театре показали новую работу Станислава Говорухина WEEKEND, представляющую собой черно-белую адаптацию к современным российским реалиям романа Калефа Ноэля «Лифт на эшафот» и одноименного фильма Луи Маля 1957 года. Этот своего рода ДУХLESS с мотивами из «Преступления и наказания» был неоднозначно воспринят критиками, но обсуждать картину с журналистами мэтр отказался - традиционной пресс-конференции не было. И все же возвращаясь с показа, Станислав Сергеевич проронил, что его крайне расстроил смех в зале Зимнего театра. Мы были в числе тех, кто смеялся, а потому можем пояснить подобную реакцию психики. Смех главным образом был связан с гротескным образом следователя, воплощенным на экране Виктором Сухоруковым. Актер играл почти Порфирия Петровича, который, как мы помним из романа, был наделен недюжинной иронией, как раз таки и помогающей раскрытию «дела» Раскольникова. Стоит ли винить актера в подобном понимании роли? Вряд ли. Стоит ли винить Юлию Перисильд за довольно странный прибалтийский акцент? Вряд ли. Во всем принято обвинять режиссера… А он обвиняет зрителей. Как бы то ни было фильм силен первоосновой и операторской работой Юрия Клименко. И наверняка найдет свою аудиторию. Уж на экранах ТВ непременно.
Если смех во время просмотра драмы может обидеть постановщика, то отсутствие оного во время трагикомедии задевает уже зрителя. Большинство претензий к показанному в первый полноценный день фестиваля полнометражному дебюту Таисии Игуменцевой ОТДАТЬ КОНЦЫ сводилось именно к констатации «несмешно». А также к тому, насколько пророческим был потоп в ее фильме - вечером после показа Сочи начало заливать дождем. А на самом деле в картине немало достоинств. Это не «недо-Кустурица», как поговаривали в кулуарах, и не желание снять свою МЕЛАНХОЛИЮ, это чудаческая попытка с любовью, теплом и нежностью показать российских чудаков, не чуждых любви, тепла и нежности. Несвойственный «Кинотавру» фильм - уж больно светлый. А потому, скорее всего, обреченный на недопонимание.
Вторым конкурсным фильмом дня стала документальная ТРУБА. Режиссер Виталий Манский отправил зрителя в путешествие с Востока на Запад по местам, где проходит газопровод Уренгой – Помары – Ужгород, обеспечивающий газом почти всю Европу. Почти на каждой остановке фильма так или иначе затрагивается тема газа. Будь то народы крайнего севера, живущие рядом с Трубой, но вынужденные вылавливать лишь дохлую рыбу, или празднование Дня Победы в одном из украинских городков, где Вечный огонь, видимо, из-за экономии, зажигают лишь на несколько часов в году, или же европейские будни крематория или закусочной, которые зависят от того же газа. Конечно, не обошлось и без политики. Ветераны войны, да и просто мужики, обсуждают развал СССР, бывшего и нынешнего президентов России, старшего и младшего Лукашенко, и кто за кого голосовал. И даже из немецкого радио «случайно» слышится «Pussy Riot».