Прокатные перспективы фильмов “Кинотавра”
Когда споры относительно распределения наград на 23-м «Кинотавре» стихли и большая часть гостей фестиваля разъехалась по домам в пору подумать о насущном – оценить прокатные перспективы конкурсантов этого года. Хотя обычно участники киносмотра, мягко говоря, не вызывают зрительский ажиотаж.
Пока некоторые фильмы потихоньку обзаводятся дистрибьюторами и датами выхода, новая работа Авдотьи Смирновой КОКОКО с Анной Михалковой и Яной Трояновой, награжденными призом «Кинотавра» за лучшие женские роли, уже 14 июня стартует в кинотеатрах. Картина выйдет приблизительно на 100 экранах, что в два с половиной раза меньше, чем у прошлой работы Смирновой ДВА ДНЯ. КОКОКО очевидно пройдет лучше, чем схожий по тематике прошлогодний конкурсант фестиваля – БЕЗ МУЖЧИН с Верой Воронковой и Надеждой Михалковой, выпускавшийся Top Film Distribution. Качество проекта КОКОКО и высококлассное умение «Нашего кино» работать с отечественными релизами вселяют надежду, что стартовая наработка фильма окажется на уровне ДВУХ ДНЕЙ. «Когда ДВА ДНЯ не встретили понимания у российского зрителя, – говорит продюсер КОКОКО Сергей Сельянов, – стало понятно, что у нас еще не созрела аудитория для такого кино. Поэтому мы не ожидаем от фильма бешеных кассовых сборов, но хотим сделать все максимально возможное, чтобы выпустить его ярко. Думаю, на волне обсуждения фильма в СМИ после показа на «Кинотавре» у нас это получится».
Пожалуй, самым высоким коммерческим потенциалом из всего конкурса обладает картина РАССКАЗЫ, удостоившаяся приза жюри фестиваля за лучший сценарий и специального диплома Гильдии киноведов и кинокритиков. Дистрибуцией фильма дебютанта Михаила Сегала займется компания WDSSPR. Генеральный директор WDSSPR Антон Сиренко следующим образом комментирует прокатные планы в отношении РАССКАЗОВ: «Пока я не могу точно сказать, что у нас есть готовая модель по продвижению фильма в прокате – идеи генерируются и сводятся вместе. Критически важно было представить фильм нашим партнерам. Мы это сделали в два этапа. Во-первых, партнеры смогли посмотреть картину до ее показа на кинофестивале и уже составить о ней определенной мнение. Во-вторых, очень важно то, что продемонстрированный на «Кинотавре» материал вызвал позитивный резонанс. Сейчас мы определяемся с датой и активно консультируемся с продюсерами по этому поводу. Думаю, в течение пары недель после завершения Кинорынка мы объявим точную дату выхода в России. В любом случае, это будет осенью этого года. Мы не будем настаивать на каком-то перемонтаже РАССКАЗОВ и не собираемся ставить какие-то условия создателям проекта. Мы увидели проект в целом – он произвел на нас крайне позитивное впечатление. Мы не намерены продавать проект как что-то, чем он не является. Это очень тонкая, деликатная интерпретация многих течений, которые сейчас происходят в российском обществе, в атмосфере большого города. По большому счету, это история, которая может зацепить зрителя. Когда наша маркетинговая концепция по продвижению картины будет выстроена, наверняка одним из ключевых ее элементов будет та проблематика, которая в фильме поднимается. Здесь есть и личностные истории, и социальные моменты. Мы не будем позиционировать историю как фильм для каждого кинотеатра. Сделаем упор на крупные города, потому что эта история резонирует именно в таком формате. Жители крупных городов смогут ощутить моральную связь с историями РАССКАЗОВ. Предполагаю, что формат проката будет 100+ экранов – мы сосредоточимся на качестве площадок и их готовности работать с таким продуктом. Это не фильм для определенной даты или каникул. Сейчас мы хотим выработать вместе с продюсерами и кинотеатрами понимание того периода, когда такой артовый проект найдет лучший путь к зрителю».
Прокатом двух картин – ПОКА НОЧЬ НЕ РАЗЛУЧИТ Бориса Хлебникова и ЖИТЬ Василия Сигарева – займется недавно созданная компания Utopia Pictures во главе с Максимом Кузьминым, выпускавшим на экраны ленту ШАПИТО-ШОУ, собравшую на 68 экранах 21,2 млн рублей. Конечно, оба этих фильма гораздо удобнее с точки зрения проката, ибо в отличие от ШАПИТО-ШОУ имеют небольшой хронометраж. Вот только новая работа Хлебникова после «Кинотавра» может получить не самый лучший «сарафан», а ЖИТЬ – прослыть как довольно мрачный проект, к большому сожалению, так и не получивший гран-при фестиваля. И тем не менее, жители крупных городов, знакомые и внимательно следящие за творчеством этих двух представителей так называемой «новой волны» российского кинематографа могут проявить интерес и прийти в традиционно демонстрирующие авторские работы кинотеатры, число которых в нашей стране пока еще очень невелико.
Новый фильм Александра Прошкина ИСКУПЛЕНИЕ – в пакете релизов компании «Каропрокат». Драма, повествующая о тяготах жизни в первый послевоенный год, выйдет на экраны 1 ноября. Обычно в преддверии Дня народного единства патриотическое военное кино идет сравнительно неплохо – интерес к таким картинам оказывается на уровне вторых майских праздников. В 2010 году в это время выходила БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ, в 2011-м в конце октября стартовала ЖИЛА-БЫЛА ОДНА БАБА, с которой, кстати, многие сравнивают фильм Прошкина. В общем сложно представить более удачную дату для выпуска ИСКУПЛЕНИЯ, которое должно выступить на уровне уже упомянутой картины Андрея Смирнова. Впереди у ленты еще кинофестиваль в Монреале, «Золотой абрикос» в Армении, так что какой-никакой резонанс в СМИ гарантирован.
Также «Каропрокат» займется выпуском фильма Рената Давлетьярова СТАЛЬНАЯ БАБОЧКА, показанного на закрытии «Кинотавра». История, рассказанная в этом крепко сделанном детективе, не может не напомнить сюжет ДЕВУШКИ С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА – серийные убийства, одинокая, озлобленная сирота (Дарья Мельникова), помогающая поймать преступника, брутальный и тоже одинокий следователь (Анатолий Белый), с головой погруженный в работу и не способный разобраться в своих личных взаимоотношениях с любовницей (Дарья Мороз). При этом снята картина в духе любимых зрителями сериалов 90-х «Улицы разбитых фонарей» и «Менты». Дуэт Мельниковой и Белого можно без сомнений назвать удачным – актеры хорошо справляются со своими ролями, но это не все – между ними ощущается столь редкая для отечественного кино «химия», что вдвойне заставляет сопереживать их героям. Собрать СТАЛЬНАЯ БАБОЧКА может на уровне других некомедийных жанровых проектов Рената Давлетьярова ЮЛЕНЬКА и ИНДИГО, а также таких фильмов, как ТОТ, КТО ГАСИТ СВЕТ и КАМЕНЬ.
Остальные десять картин, показанные на этом фестивале, еще не нашли прокатчиков. Думается, что лауреат «Кинотавра», фильм Я БУДУ РЯДОМ, в скором времени обретет дистрибьютора и доберется-таки до кинотеатров, поскольку его продюсеры Георгий Малков, Владимир Зеленский и Алексей Учитель умеют продвигать свое кино. Фильм Виктора Шамирова СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ стоило бы, наверное, попытаться выпустить в канун Нового года, хотя в интервью «БК» режиссер сказал, что не верит в прокатные перспективы этой картины, особенно после неудачи с УПРАЖНЕНИЯМИ В ПРЕКРАСНОМ. Но если кино про гастролирующих артистов – довольно локальная история, то фильм про двух братьев, путешествующих по Москве с девочкой-беспризорницей, при грамотной рекламной кампании могло бы привести зрелую аудиторию, которой понравились упаднические настроения в О ЧЕМ ЕЩЕ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ.
Значительная же часть конкурсантов 23-го «Кинотавра» будет востребована на телевидении, но вряд ли имеет шансы на то, чтобы показать хоть сколько-нибудь впечатляющие результаты в прокате.