«Кинотавр – 2012»: финал уж близится…
Вторая половина фестиваля, совпавшая с Кинорынком, была крайне насыщенной: мало того, что за три прошедших дня было показано аж восемь фильмов, так еще и прошел двухчастный питчинг, несколько круглых столов и много прочих любопытных событий. Впереди уже только церемония закрытия. Имеет смысл пробежаться по отсмотренным за последнее время конкурсантам, а итоги будут уже сегодня вечером.
Настоящий аншлаг случился, когда показывали новую работу Авдотьи Смирновой КОКОКО. Вероятнее всего, ажиотаж был вызван фигурой режиссера, предстоящим 14 июня выходом фильма в кинотеатральный прокат и предчувствием, что Смирнова сняла светлое и веселое кино. Предположения оправдались: картина на самом деле оказалась очень легкой, в определенной степени женской, с юмором и яркими образами, воссозданными на экране Анной Михалковой и Яной Трояновой. Первая сыграла интеллигентную жительницу Санкт-Петербурга, этнографа, разведенную дочь художника, не бреющую ноги и подписывающую письма в пользу освобождения Ходорковского. Вторая – нахальную, грубую, необразованную провинциалку, в 17 лет родившую ребенка от рок-музыканта и приехавшую в Питер отдохнуть. Женщины знакомятся в купе поезда, где у них похищают деньги и документы, и в результате, несмотря на всю свою непохожесть, сближаются.
В целом в КОКОКО все очень мило и забавно, кроме финала. Как и в прошлогодних ДВУХ ДНЯХ Смирновой, снова сотрудничавшей со сценаристом Анной Пармас, не удалось поставить убедительную точку или какой-либо иной знак препинания в конце фильма. Видимо, хотелось как метафоричнее, а получилось неправдоподобно.
Откровенно слабых работ за минувшие три дня в конкурсе, к счастью, не было, хотя прописанное в уставе фестиваля число конкурсных фильмов хочется поставить под сомнение. Если по регламенту нужно 14 картин, то зачем нужно было отбирать 15-ю? Вообще, многие уже зафиксировали, что в нынешнем конкурсе довольно много работ, так или иначе имеющих непосредственное отношение к телевидению. Либо по качеству это просто-напросто телемувики, либо в первооснове фильма лежит сериал, как в случае с лентой Павла Руминова Я БУДУ РЯДОМ, собранной в полнометражную игровую картину из четырехсерийного телефильма. Что любопытно: финал истории о женщине с опухолью мозга, решающей найти приемных родителей для своего маленького сына, в киноверсии кардинально отличается от телевизионной концовки, где героиня Марии Шалаевой выживает и оказывается вынужденной бороться за собственного сына с приемной матерью. Обладая этим знанием, довольно сложно воспринимать конкурсный Я БУДУ РЯДОМ как целостное авторское высказывание. Тем не менее, это высказывание сильное, эмоциональное, как говорят, для Руминова очень личное, не оставляющее равнодушным. Марии Шалаевой многие прочат приз за лучшую женскую роль – хотя конкуренток у нее предостаточно. Другое дело, что в жюри Анна Меликян, некогда снявшая Шалаеву в РУСАЛКЕ…
В качестве кандидатов на приз за лучшую мужскую роль в кулуарах рассматривается актерское трио из КОНВОЯ Алексея Мизгирева. Этот фильм, пожалуй, один из немногих, который обсуждается как достойный конкурент ЖИТЬ Василия Сигарева, хотя хочется не согласиться – если ЖИТЬ в разы мощнее ВОЛЧКА, обласканного три года назад на «Кинотавре», то КОНВОЙ очевидно проигрывает предыдущим работам Мизгирева: и фильму БУБЕН, БАРАБАН, и КРЕМНЮ. В том числе и по уровню актерской игры. Но сколько людей, столько мнений.
Скорее, на высокую оценку актерского мастерства в показанных во второй половине конкуса могли бы претендовать Виктор Шамиров и Гоша Куценко из ленты СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИХОДИТ, фильма опять же чем-то напоминающего О ЧЕМ ЕЩЕ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ, только без юмора. Шамиров и Куценко сыграли двух братьев, трогательных, потерянных – каждый в своей суете, в своих заботах. Без них не было бы кино. А если и было бы, то в нем не было бы той пронзительной грусти, которая остается сладким послевкусием после этой камерной, отлично подходящей для регулярных телевизионных показов картины.
Оставшиеся четыре картины из тех, что довелось увидеть за минувшие три дня, можно охарактеризовать как любопытные, но не больше. Фильм ЗА МАРКСА… Светланы Басковой – фактурный и привлекательный тем, что давно за последнее время на экранах не появлялось кино о представителях рабочего класса. Режиссер противопоставляет работников завода его владельцу. Первые за всю картину не произносят ни единого матерного слова, цитируют Н.В. Гоголя и В.Г. Белинского, верят в справедливость, тогда как второй (в исполнении Владимира Епифанцева) – барыга, хам и циник. Тем не менее, при всей любопытности картина ЗА МАРКСА… довольна слаба с художественной точки зрения. Это тот случай, когда уместнее сказать «не получилось», нежели «не моглось».
Полярные мнения вызвала картина Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ Павла Костомарова и Александра Расторгуева – в первую очередь у тех, кто видел их предыдущую ленту Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, в отличие от которой, новый фильм менее жесткий. Это кино о девушке, мечущейся от одного парня к другому и на самом деле не любящей ни одного из них. Повествовательная структура Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ немного хромает – картина мало того что в целом довольно бессюжетная, так еще и первая ее половина кажется провисающей. Однако, очарования, вызываемого документальным и потому правдивым отображением быта и нравов современной провинциальной молодежи, фильму не занимать.
Другая достоверная лента о провинции ДОЧЬ, снятая, правда, в совсем иной, классической, манере, нежели Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ, была бы достойна звания лучшего дебюта, если бы дебютом также не были РАССКАЗЫ Михаила Сегала. Хотя для сорежиссера Александра Касаткина это вторая полнометражная работа. Для многих ДОЧЬ оказалась фильмом-сюрпризом, однако те, кто общался с создателями картины или читали хотя бы синопсис, получили ровно то, что заявлялось, – кино про дочь маньяка, убивающего ее ровесниц. Преступник считает, что они осквернены своим порочным поведением. Все довольно предсказуемо – никаких сюжетных вывертов.
ПУСТОЙ ДОМ – также картина весьма неоднозначная. И вроде бы замах очевиден, и вроде бы намерение неплохое, однако это то кино, в отношении которого слово «арт-хаус» употребляется в негативном ключе. Беременная киргизская девушка изменяет мужу и отправляется на заработки в Москву… Социальщина от режиссера фильма КАЛАЧИ.
Такова вторая половина конкурса 23-го «Кинотавра» показавшего за неделю много разного кино. Гильдия киноведов и кинокритиков в ночи долго спорила, кому вручить своего «Белого слона» – остановилась на призе фильму ЖИТЬ и специальном дипломе альманаху РАССКАЗЫ. Пожалуй, все правильно. Что решит жюри – узнаем уже через считанные часы.
Мария МУХИНА