«Фонд кино в диалоге»
7 июня на фестивале «Кинотавр» прошел круглый стол «Фонд кино в диалоге». Беседа строилась на обсуждении экспертами индустрии важнейших вопросов господдержки кинокомпаний.
Первым выступил глава Фонда кино Сергей Толстиков. Он убежден, что должна быть четкая и понятная методология расходования ресурсов. Когда Фонд только появился, проектов было не так много, а в этом году уже 250 заявок, но поддержать смогут лишь 25 – 30 из них. И вопрос как распределить ресурсы является самым болезненным. Для этого индустрии необходим новый экспертный совет – еще один камень преткновения. В ходе конференции были предложены разные варианты кандидатур, способных давать экспертные оценки будущих проектов. Кто-то считает, что это непременно должны быть кинокритики, а кто-то предлагает на эту роль дистрибьюторов, поскольку они менее коррумпированы.
Напомним, что по итогам недавнего Попечительского совета Фонда кино основных компаний мейджоров, получающих господдержку, всего 7: «Централ Партнершип», СТВ, «Дирекция кино», «ТриТэ», Art Pictures и «Таббак». После рокировки кинокомпанию «Профит» сменила «Реал-Дакота». Эти студии по-прежнему будут получать финансирование на крупнобюджетные проекты. Но к ним добавились еще три компании, картины которых не имеют зрительских рейтингов, но зато у этих студий есть пакеты фильмов. По этой причине кинокомпаниям «Коктебель» (продюсер Роман Борисевич), «Нон-стоп продакшн» (продюсер Александр Роднянский) и ТПО «Рок» (продюсер Алексей Учитель) будут выделяться меньшие деньги, нежели остальным лидерам.
Высокую роль государства в поддержке кино признает и глава AR Films Александр Роднянский. Но он считает, что и продюсеры успешных картин должны возвращать порядка 50% выделенных средств государству, если фильм успешен в прокате, и не менее 10 – 15% от сборов авторских картин. «Продюсер – не государственный чиновник, а предприниматель. Предпринимателей не назначают, ими становятся. И странно толкать их к бизнесу, построенному на расходовании госсредств без необходимого возврата».
По мнению Игоря Толстунова (компания «ПРОФИТ») с появлением Фонда на рынке появились компании-лидеры, а остальные получили возможность консолидироваться. Государство должно прислушиваться и к тем, и к другим, но господдержка должна идти на крупные, перспективные проекты.
В свою очередь, продюсер Роман Борисевич предложил другую модель – выделять большие бюджеты конкретным режиссерам. Давая тем самым им возможность поработать и в других, более масштабных жанрах. В противном случае, что у талантливых творцов хватает денег только на съемки в глубинке, поэтому и выходит сплошной мрачный артхаус. «К примеру, Звягинцев и Попогребский являются конвертируемым брендом, достаточно известным в мире. Почему бы не предложить им больший бюджет, чем обычно?».
На вопрос модератора конференции о том, какие возможности еще может использовать продюсер, глава компании «Метрономфильм» Арсен Готлиб предложил сосредоточиться в первую очередь на внутренней копродукции. Поскольку сложные международные копродукционные проекты зачастую требуют более длительных сроков, а в законе четко прописано, что производство должно уложиться в два года. И, во-вторых, стоит задуматься об изменении законодательства таким образом, чтобы продюсерам, получившим государственные деньги, можно было реализовывать свои проекты за более чем два года.
Глава международного департамента Фонда кино Елена Романова заверила, что копродукций в этом году будет достаточно. «Мы создали отдельную группу отбора проектов по копродукции, для которой требуется экспертиза, в корне отличающаяся от экспертизы по отбору социально-значимых проектов. Наш подход системный. Мы пытаемся поддержать кинопроизводство на всех стадиях». Кроме того, г-жа Романова отметила, что в этом году в Канне впервые был представлен единый стенд российских компаний. Фонд берет на себя все расходы, чтобы помочь независимым продюсерам, и выделяет средства на поддержку международной дистрибуции фильмов.
В ходе конференции продюсер Евгений Гиндилис представил новую международную бизнес-площадку в Москве под названием Red Square Screenings, созданную Фондом кино. С 15 по 20 октября в кинозалах ГУМа для сотни ведущих дистрибуторов, критиков, фестивальных отборщиков и представителей телеканалов будут демонстрироваться новые российские, казахские, украинские и белорусские проекты.
Но помимо продакшна есть и другие элементы киноиндустрии, нуждающиеся в государственной поддержке. Гендиректор компании «Невафильм» и президент «Киноальянса» Олег Березин считает, что нужно выработать единую концепцию, охватывающую все элементы – работу со зрителем, социальные и школьные программы, стимулирование семейных и подростковых походов в кино. Для этого он предлагает создать нечто вроде агентства по модернизации кинотеатров, через которое могут осуществляться стимулирующие выплаты киноплощадкам, прокатывающим российское кино и хорошо работающим со зрителями. По мнению Березина, мы можем обойтись и без обязательного квотирования отечественного кино. А кинотеатры, отремонтированные и построенные за счет муниципальных средств, можно превратить в федеральные некоммерческие киноцентры, финансируемые за счет бюджета и отводящие большую долю сеансов под российские фильмы.
Подводя итоги, Сергей Толстиков озвучил цифры: около 3,8 млрд рублей будет выделено в этом году на киноиндустрию, чуть более двух из них уйдут лидерам кинопроизводства и порядка 300 млн достанется анимационным картинам.