top banner

«Кинотавр» как русский Роттердам

Автор: Максим Туула

4 мая 2012

Вчера была объявлена программа главного российского кинофестиваля «Кинотавр». Несмотря на то, что на печальную ситуацию в нашем кино недавно жаловался сам президент фестиваля Александр Роднянский (опубликовавший своего рода манифест в газете «Известия), конкурс выглядит довольно любопытным.

В этом году над «Кинотавром» витает незримый дух Роттердамского фестиваля: его неоднократно упомянула в интервью и вступительном слове программный директор Ситора Алиева, из Роттердама в конкурс попал фильм Василия Сигарева ЖИТЬ, немаловажным событием стал приход кинотавровского отборщика Евгения Гусятинского в роттердамскую отборочную комиссию. Параллелей можно провести немало. Оба фестиваля дают «зеленый свет» молодежи, чьи фильмы вносят живую струю в мерное течение кинематографа. Тем не менее, есть и коренное различие: Роттердам занимает четкую нишу в мировом фестивальном движении, открывая дорогу начинающим режиссерам в Берлин, Канны, Венецию. «Кинотавр» сосредоточиться на молодом кино просто не в состоянии – хотя бы в силу скудного выбора. Его основная миссия – дать наиболее полную картину русского кино за год, и первыми и вторыми лентами тут не ограничишься (хотя конкурс 2009-го года был к этому близок). Участие в нынешнем конкурсе фильма патриарха Прошкина (с картиной ИСКУПЛЕНИЕ) – наравне с экспериментами молодых режиссеров – явное тому подтверждение. О желании сделать программу наиболее репрезентативной и избежать репутации «авторского гетто» заявил на пресс-конференции и Роднянский. В общем-то, этот месседж «Кинотавр» старается донести до публики каждый год.

Говоря про общее состояние российского кино, Роднянский коротко развил основную идею своего манифеста: нынешний «Кинотавр» проходит в эпоху доминирования в прокате большого американского кинематографа, во время вечного кризиса российского кино, во время мучительного поиска режиссеров-авторов и продюсеров авторского кинематографа, во время интеграции русского кино в международный контекст, во время попыток жанровых режиссеров хоть как-то коммуницировать с аудиторией. Все это, так или иначе, отразилось на составе конкурсной программы.

По словам Ситоры Алиевой, было подано 65 полнометражных заявок – «включая весь трэш», но в конкурс попало только 14. Отдельно программный директор посетовала на засилье телевизионных штампов в головах режиссеров: мол, порой возникает ощущение, что смотришь один и тот же «телемувик».

Многих участников можно было вычислить заранее – но все же кое-кто удивился, недосчитавшись в списке ПОСЛЕДНЕЙ СКАЗКИ РИТЫ Ренаты Литвиновой, УБИЙСТВА Андрея Стемпковского, ДОМА 2012 Марии Саакян или ИЗМЕНЫ Кирилла Серебренникова.

Две картины конкурса уже были показаны на международных фестивалях: в том, что они окажутся в Сочи, мало кто сомневался. Макабрическая драма ЖИТЬ Василия Сигарева (продюсер Роман Борисевич) была впервые показана в Роттердаме, а когда-то Сигарев успешно дебютировал на «Кинотавре» с фильмом ВОЛЧОК. Не менее сложный образец авторского кино – КОНВОЙ Алексея Мизгирева (продюсер Павел Лунгин) – уже участвовал во внеконкурсной программе Берлинале, а лауреат Локарно БУБЕН БАРАБАН Мизгирева в 2009-м году вызвал немало разнотолков.

Авдотья Смирнова, чей фильм ДВА ДНЯ открывал прошлогодний «Кинотавр», теперь оказалась в числе конкурсантов – что не удивило, опять же, никого. По ее словам, новая комедия КОКОКО менее ограничена жанровыми рамками, а продюсер Сергей Сельянов считает, что сейчас Смирнова затронула редкую для кино тему женских взаимоотношений, наложенную на социальную проблематику. Частый гость на «Кинотавре» и Борис Хлебников: его фильм ПОКА НОЧЬ НЕ РАЗЛУЧИТ был снят за сущие гроши в ресторане «Пушкин».

Александр Расторгуев и Павел Костомаров в прошлом году не смогли участвовать в конкурсе с полудокументальным фильмом Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ – их продюсером был Александр Роднянский. На этот раз их работу Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ – снятую тем же методом, но более нарративную и «зрительскую» – спродюсировал Андрей Сигле (ФАУСТ). Выбирая между массовым, элитарным и фольклорным искусством, Алиева отнесла картину к последнему и похвалила режиссеров за смелость.

Павел Руминов для «Кинотавра» перемонтировал свою четырехсерийный сериал Я БУДУ РЯДОМ – драматическую историю о заболевшей раком матери, которая ищет приемных родителей своему сыну. Программный директор «Кинотавра» считает, что режиссер очень близок к настоящему независимому американскому кино.

По словам Алиевой, независимый мейнстрим будет представлен фильмом Дмитрия Фикса БЕЛЫЙ МАВР. Близок к этому направлению и фильм Виктора Шамирова (участвовавшего в конкурсе в прошлом году) СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ.

Сергей Мокрицкий, бывавший в конкурсе с картиной ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА ЛЮБВИ, вернется с «элегантной» авторской работой ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ, в которой, как считают отборщики, видно глубокое понимание мирового кинематографа.

Режиссер с киргизскими корнями Нурбек Эген, снявший пугающую «патриотическую» комедию КАЛАЧИ, попал в конкурс с российско-французской копродукцией ПУСТОЙ ДОМ. Ситора Алиева охарактеризовала фильм как настоящую европейскую драму о женской судьбе.

Михаил Сегал, победивший в прошлом году в короткометражном конкурсе с фильмом МИР КРЕПЕЖА, дополнил свой короткий метр еще тремя новеллами – так получился конкурсный фильм РАССКАЗЫ.

Неожиданным участником стала Светлана Баскова (фильм ЗА МАРКСА…): она уже снискала культовую славу своими андеграундными работами ЗЕЛЕНЫЙ СЛОНИК, ГОЛОВА, ПЯТЬ БУТЫЛОК ВОДКИ – и пометка «дебют» напротив ее картины выглядит условно. Ситора Алиева назвала ЗА МАРКСА… первой серьезной работой режиссера с яркой индивидуальной эстетикой. ДОЧЬ Александра Касаткина и Натальи Назаровой, похоже, останется в конкурсе единственным дебютом.

Особняком в программе стоит ИСКУПЛЕНИЕ Александра Прошкина-старшего (ХОЛОДНОЕ ЛЕТО ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕГО, РУССКИЙ БУНТ, ЖИВИ И ПОМНИ, ЧУДО) – экранизация романа Фридриха Горенштейна. Режиссер с репутацией традиционалиста, склонного к литературоцентричности, не побрезговал соревноваться с молодыми экспериментаторами. Правда, по слухам, он пошел на этот шаг после того, как ему отказали в Берлине, но, очевидно, смелый выбор «Кинотавра» показался ему более приятной компанией, чем восточноевропейские фантомы ММКФ.

Был объявлен фильм закрытия – СТАЛЬНАЯ БАБОЧКА Рената Давлетьярова, но картина открытия пока остается неизвестной: по признанию Алиевой, переговоры затянулись в связи с тем, что некоторые картины рассматривают участие в больших международных фестивалях – очевидно, что никому не хочется повторения истории с ОВСЯНКАМИ.

Отдельно похвалила Ситора Алиева короткометражный конкурс, заметив, что этот вид кино все-таки движется в верном направлении: среди фильмов-участников есть технически совершенные картины, способные потягаться с европейскими. Фильм Таисии Игуменцевой ДОРОГА НА прибудет в Сочи прямо из Канн. Некоторые режиссеры короткого метра бывали в программе фестиваля: Михаил Местецкий, Екатерина Телегина, Антон Бильжо – и не исключено, что вернутся сюда опять, но уже в основной конкурс. Видимо, молодое кино действительно выбрало верное направление.

Самое читаемое

Юра Борисов заключил контракт с американским агентством UTA
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Все, что тебя касается» уступил «Туру с Иванушками»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 7–13 апреля 2025 года
Подробнее
Минкультуры может начать расследовать случаи демонстрации фильмов без прокатного удостоверения
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Батя 2. Дед» продолжает лидировать
Подробнее
Ия Лебедева покидает компанию «Каро Премьер»
Подробнее
Объявлена программа 78-го Каннского кинофестиваля
Подробнее
Касса четверга: сиквел «Бати» все еще на вершине
Подробнее
Китай официально сократит количество показов американских фильмов
Подробнее
«Батя 2. Дед» заработал миллиард рублей в российском прокате
Подробнее
Warner Bros. анонсировала линейку продолжений и ремейков
Подробнее
Режиссер «Переходного возраста» может поставить экранизацию «Алхимика» Паоло Коэльо
Подробнее
«Ненормальный» и «Вечная зима» получили призы на фестивале в Тобольске
Подробнее
Фестиваль «Окно в Европу» начал прием заявок
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 10-13 апреля
Подробнее
Тайна нарисованной планеты: актуальное положение дел в сегменте российской мультипликации
Подробнее
Кинокомпания «Водород» анонсировала запуск трех высокобюджетных проектов
Подробнее
«Агния» получила приз жюри основного конкурса кинофестиваля во Франции
Подробнее
Американская киноакадемия введет на «Оскаре» номинацию за лучшие трюки
Подробнее
Касса России: «Батя 2. Дед» уверенно держится в лидерах
Подробнее

Новости по теме

На 32-м «Кинотавре» победу одержал фильм «Море волнуется раз»
Подробнее
Приз зрительского голосования «Кинотавра» получил фильм «Капитан Волконогов бежал»
Подробнее
ВШЭ заявила, что построит в России голливудскую систему подготовки кадров для киноиндустрии
Подробнее
Apple TV+ заключила эксклюзивное соглашение с AR Content Александра Роднянского
Подробнее
Александр Роднянский анонсировал новые фильмы Звягинцева, Балагова и Реджио
Подробнее