«Кинотавр» как русский Роттердам
Вчера была объявлена программа главного российского кинофестиваля «Кинотавр». Несмотря на то, что на печальную ситуацию в нашем кино недавно жаловался сам президент фестиваля Александр Роднянский (опубликовавший своего рода манифест в газете «Известия), конкурс выглядит довольно любопытным.
В этом году над «Кинотавром» витает незримый дух Роттердамского фестиваля: его неоднократно упомянула в интервью и вступительном слове программный директор Ситора Алиева, из Роттердама в конкурс попал фильм Василия Сигарева ЖИТЬ, немаловажным событием стал приход кинотавровского отборщика Евгения Гусятинского в роттердамскую отборочную комиссию. Параллелей можно провести немало. Оба фестиваля дают «зеленый свет» молодежи, чьи фильмы вносят живую струю в мерное течение кинематографа. Тем не менее, есть и коренное различие: Роттердам занимает четкую нишу в мировом фестивальном движении, открывая дорогу начинающим режиссерам в Берлин, Канны, Венецию. «Кинотавр» сосредоточиться на молодом кино просто не в состоянии – хотя бы в силу скудного выбора. Его основная миссия – дать наиболее полную картину русского кино за год, и первыми и вторыми лентами тут не ограничишься (хотя конкурс 2009-го года был к этому близок). Участие в нынешнем конкурсе фильма патриарха Прошкина (с картиной ИСКУПЛЕНИЕ) – наравне с экспериментами молодых режиссеров – явное тому подтверждение. О желании сделать программу наиболее репрезентативной и избежать репутации «авторского гетто» заявил на пресс-конференции и Роднянский. В общем-то, этот месседж «Кинотавр» старается донести до публики каждый год.
Говоря про общее состояние российского кино, Роднянский коротко развил основную идею своего манифеста: нынешний «Кинотавр» проходит в эпоху доминирования в прокате большого американского кинематографа, во время вечного кризиса российского кино, во время мучительного поиска режиссеров-авторов и продюсеров авторского кинематографа, во время интеграции русского кино в международный контекст, во время попыток жанровых режиссеров хоть как-то коммуницировать с аудиторией. Все это, так или иначе, отразилось на составе конкурсной программы.
По словам Ситоры Алиевой, было подано 65 полнометражных заявок – «включая весь трэш», но в конкурс попало только 14. Отдельно программный директор посетовала на засилье телевизионных штампов в головах режиссеров: мол, порой возникает ощущение, что смотришь один и тот же «телемувик».
Многих участников можно было вычислить заранее – но все же кое-кто удивился, недосчитавшись в списке ПОСЛЕДНЕЙ СКАЗКИ РИТЫ Ренаты Литвиновой, УБИЙСТВА Андрея Стемпковского, ДОМА 2012 Марии Саакян или ИЗМЕНЫ Кирилла Серебренникова.
Две картины конкурса уже были показаны на международных фестивалях: в том, что они окажутся в Сочи, мало кто сомневался. Макабрическая драма ЖИТЬ Василия Сигарева (продюсер Роман Борисевич) была впервые показана в Роттердаме, а когда-то Сигарев успешно дебютировал на «Кинотавре» с фильмом ВОЛЧОК. Не менее сложный образец авторского кино – КОНВОЙ Алексея Мизгирева (продюсер Павел Лунгин) – уже участвовал во внеконкурсной программе Берлинале, а лауреат Локарно БУБЕН БАРАБАН Мизгирева в 2009-м году вызвал немало разнотолков.
Авдотья Смирнова, чей фильм ДВА ДНЯ открывал прошлогодний «Кинотавр», теперь оказалась в числе конкурсантов – что не удивило, опять же, никого. По ее словам, новая комедия КОКОКО менее ограничена жанровыми рамками, а продюсер Сергей Сельянов считает, что сейчас Смирнова затронула редкую для кино тему женских взаимоотношений, наложенную на социальную проблематику. Частый гость на «Кинотавре» и Борис Хлебников: его фильм ПОКА НОЧЬ НЕ РАЗЛУЧИТ был снят за сущие гроши в ресторане «Пушкин».
Александр Расторгуев и Павел Костомаров в прошлом году не смогли участвовать в конкурсе с полудокументальным фильмом Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ – их продюсером был Александр Роднянский. На этот раз их работу Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ – снятую тем же методом, но более нарративную и «зрительскую» – спродюсировал Андрей Сигле (ФАУСТ). Выбирая между массовым, элитарным и фольклорным искусством, Алиева отнесла картину к последнему и похвалила режиссеров за смелость.
Павел Руминов для «Кинотавра» перемонтировал свою четырехсерийный сериал Я БУДУ РЯДОМ – драматическую историю о заболевшей раком матери, которая ищет приемных родителей своему сыну. Программный директор «Кинотавра» считает, что режиссер очень близок к настоящему независимому американскому кино.
По словам Алиевой, независимый мейнстрим будет представлен фильмом Дмитрия Фикса БЕЛЫЙ МАВР. Близок к этому направлению и фильм Виктора Шамирова (участвовавшего в конкурсе в прошлом году) СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ.
Сергей Мокрицкий, бывавший в конкурсе с картиной ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА ЛЮБВИ, вернется с «элегантной» авторской работой ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ, в которой, как считают отборщики, видно глубокое понимание мирового кинематографа.
Режиссер с киргизскими корнями Нурбек Эген, снявший пугающую «патриотическую» комедию КАЛАЧИ, попал в конкурс с российско-французской копродукцией ПУСТОЙ ДОМ. Ситора Алиева охарактеризовала фильм как настоящую европейскую драму о женской судьбе.
Михаил Сегал, победивший в прошлом году в короткометражном конкурсе с фильмом МИР КРЕПЕЖА, дополнил свой короткий метр еще тремя новеллами – так получился конкурсный фильм РАССКАЗЫ.
Неожиданным участником стала Светлана Баскова (фильм ЗА МАРКСА…): она уже снискала культовую славу своими андеграундными работами ЗЕЛЕНЫЙ СЛОНИК, ГОЛОВА, ПЯТЬ БУТЫЛОК ВОДКИ – и пометка «дебют» напротив ее картины выглядит условно. Ситора Алиева назвала ЗА МАРКСА… первой серьезной работой режиссера с яркой индивидуальной эстетикой. ДОЧЬ Александра Касаткина и Натальи Назаровой, похоже, останется в конкурсе единственным дебютом.
Особняком в программе стоит ИСКУПЛЕНИЕ Александра Прошкина-старшего (ХОЛОДНОЕ ЛЕТО ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕГО, РУССКИЙ БУНТ, ЖИВИ И ПОМНИ, ЧУДО) – экранизация романа Фридриха Горенштейна. Режиссер с репутацией традиционалиста, склонного к литературоцентричности, не побрезговал соревноваться с молодыми экспериментаторами. Правда, по слухам, он пошел на этот шаг после того, как ему отказали в Берлине, но, очевидно, смелый выбор «Кинотавра» показался ему более приятной компанией, чем восточноевропейские фантомы ММКФ.
Был объявлен фильм закрытия – СТАЛЬНАЯ БАБОЧКА Рената Давлетьярова, но картина открытия пока остается неизвестной: по признанию Алиевой, переговоры затянулись в связи с тем, что некоторые картины рассматривают участие в больших международных фестивалях – очевидно, что никому не хочется повторения истории с ОВСЯНКАМИ.
Отдельно похвалила Ситора Алиева короткометражный конкурс, заметив, что этот вид кино все-таки движется в верном направлении: среди фильмов-участников есть технически совершенные картины, способные потягаться с европейскими. Фильм Таисии Игуменцевой ДОРОГА НА прибудет в Сочи прямо из Канн. Некоторые режиссеры короткого метра бывали в программе фестиваля: Михаил Местецкий, Екатерина Телегина, Антон Бильжо – и не исключено, что вернутся сюда опять, но уже в основной конкурс. Видимо, молодое кино действительно выбрало верное направление.