Российская индустрия визуальных эффектов: кто есть кто
Кто делает компьютерную графику для отечественного кино
Материал был опубликован в печатном номере «Бюллетеня кинопрокатчика» №4-6, 2016 года
Производство компьютерной графики – один из важнейших технологических этапов в работе над современным фильмом. Не будет преувеличением сказать, что визуальные эффекты присутствуют в картинах всех жанров, а некоторые и вовсе несостоятельны без них. Только представьте себе, как бы смотрелся фильм ЧЕРНАЯ МОЛНИЯ без летающей «Волги» или ЭКИПАЖ без сцены катастрофы! При этом именно к качеству компьютерной графики российских фильмов зритель, насмотренный зарубежного технологичного кино, предъявляет обычно больше всего вопросов. «БК» попытался разобраться, как эволюционировала отечественная киномагия по мере возрастания спроса на большие фильмы-события.
Сумрачные 90-е
Компьютерные визуальные эффекты во многом являются эволюционным развитием комбинированных съемок и оптических эффектов, создававшихся при помощи специальных принтеров или трюк-машин. Студия ILM, основанная Джорджем Лукасом в 70-е для производства спецэффектов к фильму ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: НОВАЯ НАДЕЖДА, на первых порах создавала именно оптические эффекты. Компьютерной графикой специалисты студии вплотную занялись в конце 80-х, подготовив фундамент для глобальных изменений в 90-е. Мощным толчком к смене парадигмы в производстве эффектов послужил художественный и прокатный успех картины ТЕРМИНАТОР 2: СУДНЫЙ ДЕНЬ (1991). Точка же невозврата была пройдена кинематографом с выходом на экраны ПАРКА ЮРСКОГО ПЕРИОДА (1993). Руководителям киностудий стало понятно, что компьютерные технологии способны дать гораздо больше, нежели комбинированные съемки здесь и сейчас, и обладают гигантским потенциалом для развития. Но что же происходило в это время у нас?
С развалом Советского Союза под нож пошли система кинопроката и техническая база. Все наработки в области комбинированных съемок были утрачены. Одними из первых студий компьютерной графики стали компании – импортеры программного обеспечения и оборудования. Они брались за телевизионные проекты и рекламу. Несмотря на упадок киноиндустрии, создатели все же иногда обращались к специалистам по визуальным эффектам. Например, для драмы УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ художники ныне не существующей студии Renderclub нарисовали шаровую молнию. Знаменитая сцена с коровой в комедии ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОХОТЫ также включает в себя кадры с нарисованными на компьютере конечностями парнокопытного. Этот визуальный трюк был исполнен художниками, «приквартированными» к «Ленфильму». Но подобная работа не носила систематического характера ввиду малого числа снимаемых фильмов.
ДОЗОРЫ как точка невозврата
В первой половине нулевых экономическая ситуация в стране начала выправляться, возник кинопрокатный бизнес, и в кинотеатры, во многом благодаря голливудскому кино, вернулся зритель. Вскоре появились инвесторы, решившие рискнуть и вложиться в производство российского жанрового кинематографа ради извлечения прибыли. Самым ярким представителем новой волны кинематографистов стал Тимур Бекмамбетов, снявший дилогию про ДОЗОРЫ при поддержке Константина Эрнста и Первого канала. Руководство «первой кнопки» сделало ставку на режиссера с богатым рекламным прошлым и не прогадало. Зрителю пришлись по вкусу отечественные жанровые истории, рассказанные современным киноязыком. Именно ДОЗОРЫ следует рассматривать в качестве знакового проекта для формировавшейся в те годы индустрии компьютерной графики. НОЧНОЙ ДОЗОР стал для нашего кинематографа ТЕРМИНАТОРОМ 2: СУДНЫЙ ДЕНЬ, а ДНЕВНОЙ ДОЗОР – ПАРКОМ ЮРСКОГО ПЕРИОДА. Эти две картины создавали десятки специалистов, многие из которых впоследствии открыли свои студии и в настоящий момент занимают лидирующие позиции в CG-отрасли.
CG Factory
В апреле 2016 года на экраны российских кинотеатров вышел остросюжетный фильм ЭКИПАЖ, который сразу же вырвался в лидеры кинопроката, продемонстрировав завидную выносливость даже по сравнению с голливудскими картинами. Все без исключения отметили не только напряженный сюжет и убедительную игру актеров, но и качественные визуальные эффекты, без которых фильм про авиакатастрофу невозможно себе представить. За создание компьютерной графики отвечали трехмерщики студии CG Factory под руководством генерального VFX-продюсера Александра Горохова, который начинал свою карьеру в кино на первых ДОЗОРАХ и какое-то время работал в Bazelevs Тимура Бекмамбетова. В настоящий момент основанная в 2004 году CG Factory – одна из крупнейших компаний на рынке. В пиковый момент загрузки над видеорядом ЭКИПАЖА трудилось 120 специалистов. Из крупных режиссеров и продюсеров, с которыми CG Factory связывают длительные профессиональные отношения, помимо Бекмамбетова, следует отметить Валерия Тодоровского. После успеха ЭКИПАЖА к ним, по всей видимости, прибавятся Леонид Верещагин и Николай Лебедев.
У компании есть опыт работы и над голливудскими проектами Тимура Бекмамбетова. Художники студии поучаствовали в создании фильмов АПОЛЛОН 18 и ПРЕЗИДЕНТ ЛИНКОЛЬН: ОХОТНИК НА ВАМПИРОВ. Но прорывом для студии стало российское фэнтези ОН – ДРАКОН. Студия изменила подход в работе и перенастроила свой программно-производственный конвейер. Выстраиванием и отладкой всех технологических процессов занимался супервайзер визуальных эффектов Сергей Невшупов с опытом работы над такими проектами, как АВАТАР. «Мы полностью перенастроили программно-производственный конвейер студии, – рассказывает Александр Горохов. – Впервые в своей практике использовали большое количество геодезического оборудования для замера объектов и съемочных площадок с целью последующего их восстановления в графике. То есть не на глаз, как раньше работали, а при помощи математики и геометрии».
Плюс ко всему студия опробовала фотограмметрию – систему для воссоздания объекта в графике по его фотографиям, сделанным со всех возможных ракурсов. Например, исполнителей главных ролей просканировали при помощи уникальной для России конструкции, в которой одновременно используется 84 фотоаппарата. Помимо этого, на картинах ОН – ДРАКОН и ЭКИПАЖ в полностью компьютерных эпизодах специалисты студии использовали виртуальную камеру собственной разработки, позволявшую воссоздать сцену, выставить в ней камеры, а также движения объектов и персонажей. Описанные технологии давно и прочно используются западными VFX-студиями, но для наших компаний это самое настоящее ноу-хау. Вообще, ЭКИПАЖ стал проверкой на прочность, поскольку студии предстояло обработать полторы тысячи планов за пять месяцев. Это сжатые сроки даже по меркам крупных голливудских компаний, у которых есть возможность рекрутировать несколько сотен специалистов.
Main Road|Post
В настоящий момент в работе у московской студии Main Road|Post сразу несколько событийных отечественных фильмов – ДУЭЛЯНТ, КОЛОВРАТ, ПРИТЯЖЕНИЕ. Руководит студией Арман Яхин, начинавший карьеру в компании «Синематека», входившей в число лидеров в начале нулевых. Она поучаствовала в работе над российскими проектами 1612, КНИГА МАСТЕРОВ, МОНГОЛ, 72 МЕТРА, ТУРЕЦКИЙ ГАМБИТ и другими картинами. Открыв собственную студию Main Road|Post в 2007 году, Яхин начал с работы над синематиком к компьютерной игре TimeShift, затем его команде довелось поработать над исторической драмой АДМИРАЛ и фантастической дилогией ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ. «Впервые мы сотрудничали со студией Армана Яхина на фильмах дилогии ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ и остались очень довольны, – вспоминает продюсер кинокомпании Art Pictures Дмитрий Рудовский. – Ребята создавали фантастический образ инопланетного города и заключительную сцену с вылетом в космос. ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ, как и любое событийное кино по известному произведению с обширной фан-базой, сразу попало под прицел критиков. Тем не менее даже они признавали, что городские сцены выглядят сделанными на самом высоком уровне».
Прорывом же для Main Road|Post стал АВГУСТ ВОСЬМОГО Джаника Файзиева, снятый на стыке двух жанров – военной драмы и фантастики. Студия впервые выступила в качестве основного подрядчика по созданию визуальных эффектов на столь крупном проекте. Отлично зарекомендовав себя на кинофильме Файзиева, Main Road|Post получила возможность работать над СТАЛИНГРАДОМ – значительно более сложным фильмом в плане симуляций огня и воды, традиционно трудоемких стихий для имитации на компьютере.
«Уровень сложности задач был запредельный для отечественного кино, – комментирует продюсер СТАЛИНГРАДА Дмитрий Рудовский, – но ребята справились и где-то даже превзошли наши ожидания. Впереди у нас ПРИТЯЖЕНИЕ».
Не будет преувеличением сказать, что Main Road|Post с блеском справилась со СТАЛИНГРАДОМ. Фрагменты их шоурила были даже включены в ежегодный проморолик компьютерной программы Houdini – одного из лучших решений на рынке для создания визуальных эффектов. Отметим, что подобной чести удостаиваются только лучшие работы.
«Мы сейчас растем в профессиональном плане, – комментирует Арман Яхин. – Продюсеры начали запускать событийные, зрелищные картины. Мне кажется, что российский зритель готов смотреть отечественное жанровое кино, сделанное на высоком уровне. Очень хочется, чтобы все большие фильмы «выстрелили» в прокате. Это необходимо для дальнейшего развития киноиндустрии и студий визуальных эффектов».
Asymmetric VFX
Студия Asymmetric VFX была создана Виктором Лакисовым на базе компании Dr. Picture, разработавшей графику для первых отечественных жанровых картин наряду с «Синематекой» и Bazelevs. Asymmetric VFX всегда позиционировала себя в качестве ведущего производителя персонажной анимации. Свое мастерство специалисты Лакисова в полной мере продемонстрировали в картине ВИЙ 3D, а чуть ранее – в ВОЛКОДАВЕ, ЗАПРЕЩЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ и рекламе M&M’s. Но на качественно иной уровень художникам удалось выйти в этом году после релиза КРЯКНУТЫХ КАНИКУЛ – совместного с продюсерским центром РИМ анимационного кинопроекта. Студия Asymmetric VFX пошла дорогой именитой ILM, также в свое время попробовавшей на вкус трехмерное анимационное кино. Напомним, что в ILM был создан РАНГО. В настоящий момент Asymmetric VFX работает над продолжением КРЯКНУТЫХ КАНИКУЛ и готовится делать графику для сиквела ВИЯ. Это крупная и сильная студия с большим опытом работы в области создания вымышленных существ.
Argunov Studio
Из других крупных VFX-игроков упоминания заслуживает Argunov Studio Никиты Аргунова, в свое время работавшего, как и Арман Яхин, в «Синематеке». Первым крупным проектом Argunov Studio стал ВЫЧИСЛИТЕЛЬ, под который компания и была создана. Но в закрытый клуб топ-студий ей удалось войти исключительно благодаря сотрудничеству с братьями Андреасян. Все крупные кинопроекты этих плодовитых кинопродюсеров проходят через руки художников Никиты Аргунова. В настоящий момент трехмерщики компании работают над графикой для ЗАЩИТНИКОВ и готовятся к съемкам КОМЫ. «Аргунов – талантливый арт-директор по компьютерной графике, – комментирует режиссер и продюсер Сарик Андреасян. – У него есть вкус и видение. Многие визуальные решения мы создаем совместно либо доверяемся ему полностью. Я просто ставлю перед ним определенные задачи, которые следует решать в рамках бюджета». Кинокомикс ЗАЩИТНИКИ, по идее, должен стать прорывом для студии. Тизерный ролик задает масштаб и довольно высокий градус зрелищности. Кроме того, интерес на уровне идеи и концепта вызывает фантастический проект КОМА, который станет режиссерским дебютом Никиты Аргунова.
Film Direction FX и другие
Студия Film Direction FX была создана на базе легендарной Ulitka (ДОЗОРЫ, ОСОБО ОПАСЕН) и входит в состав «Дирекции кино» – одного из российских мэйджоров. Так что визуальные эффекты для ВИКИНГА делают специалисты именно Film Direction FX В недавнем прошлом творческий коллектив студии отлично проявил себя на кинопроекте МЕТРО, создав модель состава для эпизода крушения поезда внутри тоннеля.
С графикой для кинокартины ВИЙ 2: ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ ровным счетом такая же ситуация, что и с ВИКИНГОМ. У кинокомпании RFG есть свое VFX-подразделение, поэтому значительную часть работы выполнят художники аффилированной структуры. Отметим, что подобное положение вещей привычно и для западного рынка. Ярким примером служит кинокомпания Sony, владеющая Sony Pictures Imageworks.
Остальные несколько десятков российских вендоров компьютерной графики довольствуются менее громкими картинами или же работают на субподряде у лидеров. Следует понимать, что один большой проект крайне редко создается усилиями одной компании. Компьютерная графика и визуальные эффекты – это коллективный труд и командный спорт. «VFX-индустрия – одна из наиболее динамичных и интеллектуально емких сфер деятельности, – делится с БК CEO студии Sci-FX Эдуард Каргин. – Развитие технологий и алгоритмов происходит с постоянно возрастающей скоростью, что положительно сказывается на качестве картинки и сроках производства, но это также и непрерывный поток новой информации. Все обновляется и совершенствуется. Наши режиссеры и продюсеры становятся смелее и увереннее в применении компьютерной графики. Для нас это означает возрастающую сложность задач, новые вызовы, которые мы смело принимаем. Подобное положение дел требует от мастеров цифровых искусств постоянного обучения и оттачивания навыков».
Что дальше?
В последние годы возрос спрос на сложную компьютерную графику, поскольку продюсеры осознали, что конкурировать с голливудской продукцией без аттракциона в кадре очень сложно. Теперь они готовы при господдержке рисковать и вкладывать средства не только в комедии, которые стали окупаться реже обычного, но и в фильмы сложнопостановочных жанров. «Сейчас нет ни одного фильма без компьютерной графики – от самой простой до самой сложной, – комментирует Сарик Андреасян. – Даже если вы максимально пытаетесь сделать все на съемочной площадке, то по-любому многое придется проводить через графику, чтобы было еще эффектнее. Кино – это аттракцион, а миром правят спрос и предложение. На сегодняшний день зритель выбирает фильмы с обилием графики». Дмитрий Рудовский отмечает, что технологии съемки и постпроизводства всегда играли важнейшую роль. «В прошлом зрителей удивляли при помощи комбинированных съемок и физических эффектов, сейчас нам в этом помогает компьютерная графика, – говорит кинопродюсер. – При этом важно понимать, что визуальные эффекты – это всего лишь один из многочисленных инструментов для построения истории. Но с учетом тенденции в сторону зрелищного кино и уходом, возможно, временным, драмы и комедии на малые экраны от качества этого инструмента стало зависеть очень многое».
Индустрия визуальных эффектов не является самодостаточной. Перспективы ее роста и развития во многом зависят от экономической ситуации в кинематографе и на телевидении. Сейчас в стране кризис. Финансовых средств не хватает. Но точками дополнительного роста может послужить выход на западные рынки и диверсификация производства.
«Мы не стали поднимать цены, поскольку в кризис у продюсеров стало меньше денег на проекты, – рассказывает Арман Яхин. – Не хотим создавать им лишних сложностей, поэтому стали брать больше проектов и увеличили команду. Сейчас в компании занято сорок человек плюс еще около семидесяти работает на фрилансе. Помимо этого, мы внесли разнообразие в направление своей деятельности. Создаем не только графику для кино, но и игровые синематики. Из последних таких проектов – синематик для шутера Escape from Tarkov».
Одновременно с ослаблением рубля стоимость работы CG-специалиста в нашей стране упала ниже европейской. Российские студии визуальных эффектов стали более привлекательными для западных заказчиков. «После СТАЛИНГРАДА мы часто получаем деловые предложения, – комментирует Арман Яхин. – В основном пишут из Индии и Китая. Уже удалось поработать с компаниями из Восточной Европы. Хотелось бы с американцами, но с заокеанскими коллегами пока не сложилось. Возможно, это каким-то образом связано с непростым отношением к нашей стране в мире».
Никита Аргунов в поиске западных клиентов открыл отделение своей компании на Мальте. Вероятно, позиционирование студии в качестве европейского, а не российского VFX-вендора вкупе с качественным портфолио поспособствует получению заказов из-за океана. Если есть такая возможность, то почему бы ею не воспользоваться?
Пожалуй, в качестве итога всего вышесказанного будет уместно привести слова Дмитрия Рудовского: «Отечественные студии визуальных эффектов сильно прибавили в качестве предоставляемых услуг, – говорит продюсер. – Считаю, что лучшие из них в настоящий момент в полной мере соответствуют требованиям, которые предъявляет современная киноиндустрия. Конкуренция с Голливудом идет на пользу. Растут и развиваются все звенья производственной цепи, в том числе отрасль визуальных эффектов. В ближайшие годы на экраны выйдет несколько крупных отечественных кинопроектов, снятых в жанрах, где больше всего преуспел Голливуд. Мы, в свою очередь, рассчитываем, что нашей команде удастся заинтересовать искушенного российского кинозрителя, предложив ему зрелище мирового уровня – фантастическую картину ПРИТЯЖЕНИЕ. Этот фильм – настоящий вызов для всех нас. Но мы справимся».
12.08.2016 Автор: Константин Мееров