top banner

Юрий Грымов: «Зрители хотят смотреть фильмы про людей»

Автор: Максим Туула

13 июня 2017

Режиссер фильма «Три сестры» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»

Юрий Грымов принадлежит к не такому уж распространенному разряду режиссеров, которым удается стать настоящими поп-звездами – при том что он снимает кино не так часто и в последние годы больше известен благодаря театру и телевидению. В 1998 году «Кинотавр» (правда, в своей предыдущей, «рудинштейновской» инкарнации) был одной из первых институций, которая отметила молодого режиссера: его нашумевший тогда фильм МУ-МУ участвовал в конкурсе и даже получил призы. По удивительному совпадению Грымов вернулся в сочинскую программу вновь с экранизацией русской классики – на этот раз Чехова. Режиссер перенес хрестоматийный сюжет в сегодняшний день и адаптировал его к современности простейшим способом – превратил молодых чеховских героев в поживших людей за пятьдесят, и история уходящей дворянской интеллигенции из далекого начала ХХ века зазвучала совсем по-другому.

Вы не в первый раз обращаетесь к экранизации русской классики, а сейчас задумали целый цикл фильмов, основанных на классических произведениях. Чем вас интересует классика? Почему она кажется вам актуальной – несмотря на то, что ее все же приходится так или иначе адаптировать к современности?

И в литературе, и в театре, где я сейчас служу, и в фильмах, которые я снимаю, меня всегда интересовали люди – только люди. Мне совершенно не интересны фильмы про инопланетян, я из этого возраста вышел. В классических произведениях, проверенных временем, есть уникальные характеры и обобщенные образы, в которых люди неизменно узнают себя. Я думаю, что сейчас наступает новый период в русском кино: от зрителей поступает некий запрос – они хотят смотреть фильмы про людей и про свои проблемы, а не какую-то чернуху, которая показывает агрессию телевидения, они хотят рассуждать о любви, они хотят думать о том, кто они такие, и осмысливать свою жизнь здесь, в России, без всяких комплексов. Именно поэтому я снял ТРИ СЕСТРЫ, а в следующем году выйдет ИНТИМНЫЙ ДНЕВНИК АННЫ КАРЕНИНОЙ. Мне нравится работать в театре, потому что там сохранился зритель – тот, который потом приходит в кинотеатр, чтобы не потерять время, а приобрести знание о себе. Я уверен, что в ближайшее время зритель сильно изменится, повзрослеет – в том числе и в связи с тем, что аудитория уходит из кинотеатров. Падение просмотров связано не только с экономическим спадом, но и с однообразием картин.

Язык Чехова сегодня звучит несколько архаично. Для того, чтобы осовременить «Трех сестер», вам пришлось изменить возраст героинь – сделать их намного старше.

Я пытался не только осовременить, но и донести того Чехова, который был некогда очень популярен и которого сейчас стали забывать. Изменив возраст героев, я в том числе подчеркнул русское отношение к любви: без любви жить нельзя, или можно, но это противоестественно. Наши герои стали более зрелыми. Именно поэтому я пригласил на роли своих любимых исполнителей – великих актеров старшего поколения, которые способны передать значимость этого отношения. Получилось уникальное сочетание – вплоть до того, что, например, Александр Балуев и Максим Суханов никогда не снимались вместе в одной картине. Но такие мысли бродят в голове не только у зрелых, взрослых людей. Глупо думать, что молодежь смотрит только фильмы про молодежь, это домыслы бездарных менеджеров. Люди смотрят живое, интересное кино, которому можно сопереживать и в котором они узнают себя и своих близких.

Получается, вы заменили чеховскую дворянскую интеллигенцию советской. Вы считаете их до такой степени схожими?

В моем фильме это советская интеллигенция. Они действительно схожи: они живут в России, они воспитаны практически на одних и тех же ценностях, отношении к жизни. Может быть, в последнее время все поменялось не в лучшую сторону, однако с тем периодом в истории России у нас много общего.

Но у чеховской интеллигенции все-таки другое отношение к труду, чем у советской, о труде они, даже неоднократно, говорят в «Трех сестрах».

Любой человек в любом возрасте хочет быть востребованным, хочет работать – в этом заключается его необходимость людям. И поэтому когда эти реплики произносят люди в возрасте, они звучат иначе, чем в устах девочки двадцати пяти лет.

Мы говорим об актуальности «Трех сестер» для сегодняшнего российского зрителя, но эта пьеса довольно популярна, например, в американских театрах, а роли сестер играли звезды вроде Мэгги Джилленхол или Ким Кэтролл.

Я думаю, что когда Чехова ставят в Америке, они таким образом показывают свою образованность и пытаются доказать это себе и окружающим. Я видел несколько постановок в западных странах – это, к великому сожалению, неинтересно и даже смешно, так же, как если бы мы снимали про инопланетян. Как в фильме ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА: сегодня по телевизору «наши играют французскую жизнь». «Три сестры» – это очень русская история. 

Как мы понимаем, во время работы над фильмом вы были и режиссером, и оператором, и продюсером. Почему так вышло?

На своих картинах я обычно выступаю режиссером и продюсером, здесь я действительно взял на себя обязанности оператора. Это произошло потому, что оператор, с которым мы договаривались работать, за два дня до начала съемок отказался. Я был вынужден встать за камеру, это форс-мажор, хотя я давно увлекался изображением, фотографией.

Вы собирались снимать под Орлом…

Мы снимали в итоге не под Орлом, а под Москвой. Орловский губернатор оказался не совсем воспитанным человеком: за несколько недель до съемок он решил передумать и отказал нам в поддержке. Зато он поставил памятник Ивану Грозному. Если бы он так поступил с Иваном Грозным, его бы посадили на кол. Так как у нас уже были сведены все артисты, нам срочно пришлось бросить клич на «Фейсбуке» – и нашлась дача в Подмосковье. В мы снимали в доме академика Лысенко – того самого, борца с генетикой. Там сейчас живет его внучка.

Поддержку министерства культуры тем не менее вы получили, хотя и не сразу?

Да, нас сначала поставили в резерв. Я, конечно, понимаю: кому сейчас нужны «Три сестры»? Но к концу года нам позвонили и в итоге дали некоторую сумму денег, пусть и меньше, чем то, что мы заявляли. За это и минкульту, и лично министру Мединскому большая благодарность. Снимали мы в основном за мои средства, при поддержке Студии Горького, также мы провели краудфандинг на завершение работы со звуком – это было очень трогательно.

Судя по тому, что вам оказали поддержку в краудфандинге, у фильма должна быть широкая аудитория?

Честно говоря, меня это не очень интересует. Я хорошо знаю зрителя, который ходит на мои театральные постановки, а в отношении кинопроката не испытываю иллюзий. Я снимаю кино, которое близко и интересно мне.

Самое читаемое

Предпродажи уикенда: «Зять» уступает «Теще»
Подробнее
Российские производители подвели итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
Подробнее
Mediascope рассказал о самых популярных фильмах и сериалах в России за год
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Зять» вырвался в лидеры
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил конкурсную программу и жюри
Подробнее
Bazelevs займется выпуском комиксов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 18–24 ноября 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 21–24 ноября
Подробнее
Господдержка кинопроизводства будет увеличена в 2025 году
Подробнее
«МТС Медиа» подвел итоги за третий квартал и девять месяцев 2024 года
Подробнее
Конференция ConTech 2024: дискуссия «Стратегии медиакомпаний»
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» открыл регистрацию для зрителей
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «Уроки китайского»
Подробнее
Названы лауреаты индустриальной премии «МедиаБренд»
Подробнее
Покидая Лас-Вегас: итоги AFM-2024
Подробнее
Касса четверга: лидером стала комедия «Зять»
Подробнее
Фестиваль ORIGINAL+ назвал даты проведения и начал прием заявок
Подробнее
Кинофорум «Сделано в Санкт-Петербурге» продолжает прием заявок
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Манюня: Приключения в деревне» вновь во главе проката
Подробнее
Виола Дэвис получит почетную награду на «Золотом глобусе»
Подробнее