Вадим Горяинов: «Таких юродствующих интеллигентов в России полно»
Продюсер фильма - о том, что роднит «Географ глобус пропил» с «Красотой по-американски»
Уже только сочетание имен «режиссер Александр Велединский» и «писатель Алексей Иванов» (а также «продюсер Валерий Тодоровский» и «актер Константин Хабенский») неоднозначно намекает, что ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ – главный «блокбастер» кинотавровского конкурса. В СССР такие фильмы становились лидерами проката – и по-прежнему ими становятся в странах, где кассу собирает 1+1. Картина действительно в чем-то наследует советские комедийные драмы – например, проникновенной лирической интонацией и трагикомичной дурашливостью героя. При этом он точно попадает в портрет среднестатистического интеллигента еще пионерской закалки – того, кто, окончив биофак, вынужден сегодня устраиваться на работу географом в провинциальной школе. Разумеется, его периодически терзают мысли о том, что жизнь утекает в никуда, но тоска вылечивается с помощью друзей, алкоголя, сумасбродств, а порой и сплавов по диким пермским рекам.
Что вас побудило взяться за экранизацию книги Алексея Иванова?
Мы с Валерием Тодоровским – большие поклонники Иванова. Это один из самых талантливых русских писателей, у него замечательные сюжеты и язык. Мы купили права на экранизацию несколько его произведений, например, «Общагу-на-крови» и «Географа», но руки никак не доходили. Наш географ – настоящий типический характер: таких юродствующих (в хорошем смысле слова) интеллигентов в России полно. Они сильные, умные, талантливые, но все время ищут себя – и с трудом находят.
Как заметили многие, вы не побоялись снимать историю, похожую на то, что уже было – скажем, на ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ.
Да, уже были ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ, ОСЕННИЙ МАРАФОН и даже КРАСОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ, но это не значит, что об этом нельзя больше снимать. Это обычная история для сорокалетнего мужчины из средней полосы России, в определенной степени универсальная. Чем была хороша КРАСОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ? Тем, что герой – тоже абсолютно типический персонаж, которого можно встретить в любой культуре. Хотя, конечно, наш географ все же более русский.
Вы осовременили сюжет – в книге явно ощущается, что на дворе 1995 год.
Я не думаю, что за последние 20–30 лет люди сильно поменялись. Мы изменили антураж, но суть человеческих отношений осталась той же. Мы взяли из книги только самое главное. Для романа были важны рефлексии, воспоминания, но в кино они оказались бы лишними. По «Географу» можно сделать несколько разных фильмов. Мы ухватили только одну суть книги, сохранили основных героев.
А Иванов видел картину?
Он присутствовал на съемочной площадке, ему понравились и актеры, и режиссер, и творческая группа вообще. Но фильм он еще не видел.
Валерий Тодоровский сначала собирался сам снимать картину. Как получилось, что режиссером стал Александр Велединский?
Тодоровскому пришлось заняться другим проектом – сериалом «Оттепель», и мы искали замену прямо в процессе работы. Мы считаем Велединского очень талантливым, незаслуженно забытым режиссером: после ЖИВОГО он практически ничего не снимал лет шесть. Ему понравился проект, у нас сложились неплохие отношения. Все говорят, что в стране мало хороших продюсеров – это правда, но также мало хороших режиссеров. Для продюсера найти режиссера под уже существующий проект – колоссальная проблема. Еще со времен СССР наше кино – больше режиссерское. ГЕОГРАФА могли бы снять человек двадцать, из них пятнадцать отказались бы потому, что снимают только свои проекты, а не чужие, из оставшихся трое или четверо будут расписаны на ближайшие годы. В общем, Велединский входит в эту статусную двадцатку. Мы всегда пытаемся подобрать режиссера так, чтобы все на площадке вкладывали в кино всю душу – только так может получиться хороший результат. Нельзя подогнать его под свои представления о зрителе.
Вы считаете ГЕОГРАФА мейнстримным кино?
Это зрительское кино, но его никак нельзя назвать мейнстримом. Конечно, это никакой не артхаус. Мейнстрим – это ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК. От театрального проката я не жду многого. ГЕОГРАФ никогда не задумывался как блокбастер. Это не ВЫСОЦКИЙ, не ЛЕГЕНДА № 17 или ИВАН ПОДДУБНЫЙ. У нас сегодня многие хорошие, даже выдающиеся фильмы (Алексея Балабанова, Андрея Смирнова) не собирают кассу. В Америке зритель старше, чем у нас, ему в среднем лет 35, и это позволяет картинам вроде КОРОЛЬ ГОВОРИТ! или ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ делать огромные сборы. В России выпало целое поколение, которое в 90-е отвыкло ходить в кинотеатры в принципе – сейчас они идут в кино разве что со своими детьми. Думаю, лет через десять аудитория повзрослеет, захочет чего-то более интересного, чем зрелище, и такие фильмы, как ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ, будут собирать свои 100–150 миллионов рублей. Ну и когда пиратов прижмут. Хотя есть феноменальная история фильма ЖИВОЙ, который собрал 3,5 миллионов долларов, – я до сих пор не понимаю, что сделал продюсер Сергей Члиянц, чтобы добиться такого успеха. ГЕОГРАФ же предназначен для аудитории старше 25 лет, которая уже что-то пережила в своей жизни.
У вас, например, главную роль играет Хабенский, но он вряд ли привлечет зрителей в кинотеатры. Почему так получается?
В России есть актеры, которые привлекают зрителей – это, как правило, раскрученные на молодежных каналах лица: Галустян, Светлаков, участники Comedy Club и «Шести кадров». Просто те, кого мы считаем великими актерами – Хабенский, Миронов, Безруков, Ярмольник, Михалков, – для молодежной аудитории не являются звездами.
Существуют режиссерская и продюсерская версии фильма. Чем они отличаются?
Главным образом хронометражем: режиссерская версия на 15 минут длиннее. В ней есть сцены, которые ничего не добавляют ни истории, ни характерам героев, зрителю они будут неинтересны. Мы проверяли на фокус-группах: люди начинали скучать. Продюсерскую же версию смотрели на одном дыхании. Любой фильм – это продукт, который, условно говоря, делает сто человек и он не является собственностью ни режиссера, ни продюсера. Он ценен сам по себе. Я понимаю, что режиссер может любить каждый снятый им кадр и ему тяжело с чем-то расстаться, но здесь он как мать, которая из-за любви к ребенку может погубить ему жизнь. Смысловых отличий – как, например, в БЕГУЩЕМ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ – у нас нет. Если кто-то захочет показывать длинную версию – пожалуйста. Выбор за кинотеатрами.
ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ
Россия, 2013, 105 мин. (продюсерская версия) /120 мин. (режиссерская версия), 16+
Режиссер Александр Велединский
Авторы сценария Александр Велединский, Рауф Кубаев, Валерий Тодоровский (по роману Алексея Иванова)
Оператор Владимир Башта
В ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Александр Робак, Евгения Брик, Евгения Крегжде, Анна Уколова, Максим Лагашкин, Агриппина Стеклова, Анфиса Черных, Андрей Прытков, Илья Ильиных
Продюсеры Вадим Горяинов, Леонид Лебедев, Валерий Тодоровский
Производство Студия «Мармот-Фильм», киностудия «Красная стрела»
Прокат «Наше кино»