top banner

«Бэтмены» Нолана и «Супермен» Снайдера

Как снимались самые эффектные кадры предыдущих фильмов о супергероях

На мировые экраны с помпой выходит БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА – один из главных кинопроектов студии Warner Bros., руководство которой планирует расширять собственную киновселенную на базе комиксов издательства DC. Вспомним наиболее знаковые сцены предыдущих фильмов о Бэтмене и Супермене, причем остановимся только на последних картинах, связанных мрачной тональностью повествования и участием Кристофера Нолана в работе над ними.

БЭТМЕН: НАЧАЛО (2005)

Британец Кристофер Нолан и американец Дэвид С. Гойер художественно переосмыслили мир Бэтмена. Режиссер и сценарист списали в утиль готику Тима Бертона и карнавальность Джоэля Шумахера, направив вектор в сторону психологизма и большей достоверности. Тренд на реалистичность в большом голливудском кино задал шпионский боевик ИДЕНТИФИКАЦИЯ БОРНА (2002), а БЭТМЕН: НАЧАЛО и последовавшие продолжения окончательно укрепили веру кинопродюсеров в создание драматических фильмов в рамках легких жанров.

Видеоряд картины может похвастаться мастерским сочетанием визуальных и физических эффектов. Финальная сцена с крушением поезда служит квинтэссенцией выбранной Ноланом методики. Режиссер поставил задачу по максимуму снимать на площадке и обращаться за помощью к графике лишь при острой необходимости. В итоге район трущоб Готэма был построен в виде макета в масштабе 1:12. Огни в окнах добавлялись на постпродакшн этапе в программе Shake. Мчащийся поезд моделировался и анимировался на компьютере. Фоновые изображения представляли собой 3D панорамы города с проекцией фотографий реального Чикаго на трехмерные модели зданий. 


ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ (2008)

Второй фильм киносерии произвел фурор в кинопрокате, заработав свыше миллиарда долларов. Зрительскому успеху сопутствовала не меньшая популярность среди кинокритиков. Кристофер Нолан так разошелся, что превратил комикс в мощную криминальную драму с хорошей порцией экшна. Съемочный подход остался прежним: максимум снимаем на площадке, дорисовываем на постпродакшне только необходимое. Из нововведений следует отметить использование IMAX-камер для съемок некоторых эпизодов, в том числе того, о котором пойдет речь ниже.

Во второй половине фильма Бэтмен очень зрелищно останавливает грузовик с прицепом, за рулем которого сидит Джокер. Супергерой опрокидывает многотонную махину через кабину. Трюк исполнялся и снимался ночью на одной из улиц Чикаго. Постановкой руководил ветеран индустрии Крис Корбульд (все Бонды, начиная с КАЗИНО РОЯЛЬ). На подготовку ушло около шести недель. Сцена снималась одним дублем с двенадцати камер. На постпродакшн этапе художники лишь удалили из кадров снаряд азотной пушки, при помощи которой постановщики перевернули фуру.

Кстати, ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ – единственный фильм киносерии, удостоенный номинации на «Оскар» за «лучшие визуальные эффекты».

 

ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ (2012)

Заключительный фильм трилогии стал международным хитом, заработав в кинопрокате дежурный миллиард. Но в художественном плане это был скорее шаг назад, а в технологическом – прыжок на месте. Нолан в очередной раз взял на борт проекта IMAX-камеры, с помощью которых снимались самые зрелищные сцены. Костяк творческой группы остался прежним, как и студия визуальных эффектов Double Negative. Внимания заслуживает вступительная сцена с самолетом и, пожалуй, взрыв, стадиона. В обоих случаях кинематографисты использовали комбинированный подход: часть снимали, а часть дорабатывали средствами графики. Например, самолеты на общих планах были настоящими, но в кадрах с ломающимися крыльями зрителю уже показывают миниатюрную модель и компьютерный пейзаж. Серия взрывов и огромный провал на поле стадиона – это компьютерная графика. В действительности каскадеры бегали по оборудованной площадке и проваливались в небольшие ямы, безопасно приземляясь на мягкий настил. 

 

ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ (2013)

Вдохнуть новую жизнь в увядшую стараниями Брайана Сингера историю про парня с Криптона студия доверила Заку Снайдеру. Кристофер Нолан оставил за собой роль исполнительного продюсера. ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ унаследовал от нолановской трилогии мрачную стилистику, брутальность и пафос. Снайдер никогда не питал пиетета перед пленочными кинокамерами, поэтому решил снимать на цифру. Физические эффекты в его картинах, в отличие от фильмов Нолана, также уступают по объемам компьютерным.

ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ под завязку забит зрелищными сценами. Финальная битва продолжается больше двадцати минут. За это время Супермен и генерал Зод успевают стереть с лица земли несколько кварталов Метрополиса. Одним из подрядчиков по визуальным эффектам вновь была студия Double Negative, специалисты которой перенастроили собственный программно-производственный конвейер под творческие задачи картины. В качестве визуализаторов выбрали программы Renderman и Mantra. Город создавался процедурно при помощи инструмента, разработанного для фильма ВСПОМНИТЬ ВСЕ. В результате небоскребы взрывались и разрушались очень эффектно, однако режиссер, включив режим «Майкла Бэя», совершенно позабыл о достоверности и убедительности – слагающих успеха трилогии о Бэтмене. Плучилось ли у него исправить ситуацию в новом фильме БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА: НА ЗАРЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ, решат зрители.


26.03.2016 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Кинотеатры вновь откажутся от предсеансовых показов на майские праздники
Подробнее
Касса России: «Кракен» возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 14–20 апреля 2025 года
Подробнее
Yellow, Black and White стала совладельцем «Атмосферы кино»
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию за 2024 год
Подробнее
В Москве состоялась премьера сериала «Урок»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Кракен» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Церемония вручения Евразийской кинопремии состоится в декабре
Подробнее
Названы самые популярные сети доставки контента у российских пиратов
Подробнее
Международная касса: «Minecraft в кино» все еще на вершине
Подробнее
Онлайн-кинотеатры обсуждают смягчение законопроекта о прокатных удостоверениях для стримингов
Подробнее
Американская киноакадемия установила новые правила для «Оскара»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 24–27 апреля
Подробнее
«Вольга» и «Цифровое Телевидение» будут совместно развивать «Мульт в кино»
Подробнее
Американская касса: сразу два проекта Warner Bros. оказались в тройке лидеров
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Денискины рассказы» опережают «Ивана Семенова»
Подробнее
Миллиарды в онлайне: итоги 2024 года для онлайн-кинотеатров
Подробнее
Названы победители 47-го ММКФ
Подробнее
Марианна Максимовская назначена гендиректором «VK Видео»
Подробнее
В Челябинске пройдет форум «Российская креативная неделя – Урал»
Подробнее