
«Бэтмены» Нолана и «Супермен» Снайдера
Как снимались самые эффектные кадры предыдущих фильмов о супергероях
На мировые экраны с помпой выходит БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА – один из главных кинопроектов студии Warner Bros., руководство которой планирует расширять собственную киновселенную на базе комиксов издательства DC. Вспомним наиболее знаковые сцены предыдущих фильмов о Бэтмене и Супермене, причем остановимся только на последних картинах, связанных мрачной тональностью повествования и участием Кристофера Нолана в работе над ними.
БЭТМЕН: НАЧАЛО (2005)
Британец Кристофер Нолан и американец Дэвид С. Гойер художественно переосмыслили мир Бэтмена. Режиссер и сценарист списали в утиль готику Тима Бертона и карнавальность Джоэля Шумахера, направив вектор в сторону психологизма и большей достоверности. Тренд на реалистичность в большом голливудском кино задал шпионский боевик ИДЕНТИФИКАЦИЯ БОРНА (2002), а БЭТМЕН: НАЧАЛО и последовавшие продолжения окончательно укрепили веру кинопродюсеров в создание драматических фильмов в рамках легких жанров.
Видеоряд картины может похвастаться мастерским сочетанием визуальных и физических эффектов. Финальная сцена с крушением поезда служит квинтэссенцией выбранной Ноланом методики. Режиссер поставил задачу по максимуму снимать на площадке и обращаться за помощью к графике лишь при острой необходимости. В итоге район трущоб Готэма был построен в виде макета в масштабе 1:12. Огни в окнах добавлялись на постпродакшн этапе в программе Shake. Мчащийся поезд моделировался и анимировался на компьютере. Фоновые изображения представляли собой 3D панорамы города с проекцией фотографий реального Чикаго на трехмерные модели зданий.
ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ (2008)
Второй фильм киносерии произвел фурор в кинопрокате, заработав свыше миллиарда долларов. Зрительскому успеху сопутствовала не меньшая популярность среди кинокритиков. Кристофер Нолан так разошелся, что превратил комикс в мощную криминальную драму с хорошей порцией экшна. Съемочный подход остался прежним: максимум снимаем на площадке, дорисовываем на постпродакшне только необходимое. Из нововведений следует отметить использование IMAX-камер для съемок некоторых эпизодов, в том числе того, о котором пойдет речь ниже.
Во второй половине фильма Бэтмен очень зрелищно останавливает грузовик с прицепом, за рулем которого сидит Джокер. Супергерой опрокидывает многотонную махину через кабину. Трюк исполнялся и снимался ночью на одной из улиц Чикаго. Постановкой руководил ветеран индустрии Крис Корбульд (все Бонды, начиная с КАЗИНО РОЯЛЬ). На подготовку ушло около шести недель. Сцена снималась одним дублем с двенадцати камер. На постпродакшн этапе художники лишь удалили из кадров снаряд азотной пушки, при помощи которой постановщики перевернули фуру.
Кстати, ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ – единственный фильм киносерии, удостоенный номинации на «Оскар» за «лучшие визуальные эффекты».
ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ (2012)
Заключительный фильм трилогии стал международным хитом, заработав в кинопрокате дежурный миллиард. Но в художественном плане это был скорее шаг назад, а в технологическом – прыжок на месте. Нолан в очередной раз взял на борт проекта IMAX-камеры, с помощью которых снимались самые зрелищные сцены. Костяк творческой группы остался прежним, как и студия визуальных эффектов Double Negative. Внимания заслуживает вступительная сцена с самолетом и, пожалуй, взрыв, стадиона. В обоих случаях кинематографисты использовали комбинированный подход: часть снимали, а часть дорабатывали средствами графики. Например, самолеты на общих планах были настоящими, но в кадрах с ломающимися крыльями зрителю уже показывают миниатюрную модель и компьютерный пейзаж. Серия взрывов и огромный провал на поле стадиона – это компьютерная графика. В действительности каскадеры бегали по оборудованной площадке и проваливались в небольшие ямы, безопасно приземляясь на мягкий настил.
ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ (2013)
Вдохнуть новую жизнь в увядшую стараниями Брайана Сингера историю про парня с Криптона студия доверила Заку Снайдеру. Кристофер Нолан оставил за собой роль исполнительного продюсера. ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ унаследовал от нолановской трилогии мрачную стилистику, брутальность и пафос. Снайдер никогда не питал пиетета перед пленочными кинокамерами, поэтому решил снимать на цифру. Физические эффекты в его картинах, в отличие от фильмов Нолана, также уступают по объемам компьютерным.
ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ под завязку забит зрелищными сценами. Финальная битва продолжается больше двадцати минут. За это время Супермен и генерал Зод успевают стереть с лица земли несколько кварталов Метрополиса. Одним из подрядчиков по визуальным эффектам вновь была студия Double Negative, специалисты которой перенастроили собственный программно-производственный конвейер под творческие задачи картины. В качестве визуализаторов выбрали программы Renderman и Mantra. Город создавался процедурно при помощи инструмента, разработанного для фильма ВСПОМНИТЬ ВСЕ. В результате небоскребы взрывались и разрушались очень эффектно, однако режиссер, включив режим «Майкла Бэя», совершенно позабыл о достоверности и убедительности – слагающих успеха трилогии о Бэтмене. Плучилось ли у него исправить ситуацию в новом фильме БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА: НА ЗАРЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ, решат зрители.
26.03.2016 Автор: Константин Мееров