Где и как снимали фильм «Спутник»
Работа над сценарием, локации, декорации, костюмы и спецэффекты
Около пяти лет назад режиссеру Егору Абраменко пришла в голову идея снять фильм о неком оказавшемся на Земле пришельце, которому бы группа людей давала отпор в замкнутом пространстве. Со словами «давай сделаем русского ЧУЖОГО» Абраменко пришел к продюсеру Илье Стюарту и получил одобрение. Так началась разработка проекта – короткометражного фильма под названием «Пассажир».
«Естественно, мы все время обсуждали разные идеи полных метров, и было желание вместе реализовать дебют Егора, − рассказывает Илья Стюарт. − Ему было важно для начала снять короткометражку, и эта идея в итоге эволюционировала в съемки так называемого proof of concept. Это была попытка доказать, в первую очередь самим себе, что мы готовы к полнометражному кино и что выбранная концепция и жанр работают. И это действительно оказалось так: фильм «Пассажир» пригласили на «Кинотавр», а далее мы уже соединились с нашими партнерами из компаний «Водород» и Art Pictures и решительно приступили к разработке оригинального полного метра».
«Короткометражка «Пассажир» произвела на нас сильное впечатление, – говорят продюсеры Александр Андрющенко и Михаил Врубель. − Мы сразу поняли, что за этой работой стоит что-то очень интересное с точки зрения режиссуры, с точки зрения сюжета и с точки зрения жанра. Мы в этом жанре ранее не работали. Это новая для нас территория и, что еще важнее, новая для нашего зрителя. Конечно, хотелось попробовать. Сначала хотели хоррор делать, но в процессе пришли к пониманию, что это сай-фай-триллер или даже сай-фай-драма, так как внутри сюжета много психологизма».
«Первый драфт сценария мы делали с Олегом Маловичко, – вспоминает режиссер Егор Абраменко. – И он был в стиле классического survival-хоррора, больше напоминал советского ЧУЖОГО, где история была наполнена саспенсом, тревогой, хоррор-элементами». «Было бы глупо открещиваться от влияния ЧУЖИХ, оно на поверхности, – говорит Олег Маловичко. – Но мы не копировали сюжетную архитектуру и даже не слишком близки с этой историей идейно. Для меня важнее было не противостояние по линии «человек – космос» или «человек – другой», а рассмотрение уникального конфликта, в котором другой – это ты сам. В этом смысле, мне кажется, наша история ближе к ОСТРОВУ ПРОКЛЯТЫХ, чем к вселенной Ганса Рудольфа Гигера и Ридли Скотта, если задаться целью искать аналоги».
Затем к процессу работы над сценарием подключился Андрей Золотарев. «Думаю, после трейлера трудно отделаться от мысли, что это напоминает ЧУЖОГО. Я очень люблю этот цикл и особенно теплые чувства испытываю к ПРОМЕТЕЮ. Но все же надеюсь, что нам удалось сказать что-то новое в этом жанре, – поясняет сценарист. – Как и любая хорошая фантастика, это история не о твари, а о людях и их способности (или неспособности) противостоять саморазрушению».
Работа над сценарием заняла много времени. После того, как он был готов, начался поиск визуальной составляющей картины. Режиссер Егор Абраменко, оператор-постановщик Максим Жуков, художник-постановщик Мария Славина и художник по костюмам Ульяна Полянская проводили регулярные встречи, на которых анализировали эпоху начала и середины 80-х годов, изучали альбомы по архитектуре того времени, смотрели вместе фильмы о том времени, пытаясь найти в них референсы и вдохновение.
«Для нас было важно сохранить историческую правду и действительность, но сместить фокус зрителя, показать какие-то возможные элементы в архитектуре, в костюмах, в текстурах, фактурах, которые до этого они не видели. Немножко разрушить это привычное лубочное восприятие Советского Союза», – рассказывает Егор Абраменко. Натуру поначалу искали в Санкт-Петербурге. «Там было очень много классных объектов, которые прекрасно сохранились, – продолжает режиссер. − Но вместе их собрать было очень трудно: то есть нам пришлось бы в одном месте снимать стену, в другом – коридор, в третьем – еще что-то».
В результате съемки фильма прошли в Москве зимой 2018-2019 годов. Большая часть сцен снималась в Институт биоорганической химии имени М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН (ИБХ РАН), основанном в 1959-м. Это уникальное здание, предназначенное для многофункциональных научно-исследовательских работ. Оно стало отличной декорацией для съемок, создав аутентичную атмосферу времени и обстановки, в которой развиваются события СПУТНИКА.
«ИБХ РАН уникален еще тем, что его построили в очень передовом стиле для Советского Союза, − говорит художник-постановщик Мария Славина. − Там какие-то невероятные, дорогие материалы отделки − от пола до стен и потолков. Интересный свет. Ковровые покрытия в библиотеке, мебель. И все это сохранилось в очень хорошем состоянии. Там даже до сих пор висят камеры наружного видеонаблюдения 80-х годов».
Почти вся секретная военно-научная база, в стенах которой происходит действие фильма, снималась там − там «нашли» лабораторную комнату, медицинский блок, где исследуют космонавта Вешнякова, комнату наблюдения охраны с мониторами и пультом управления. Художники-постановщики, художники по костюму и гриму до мельчайших подробностей воссоздали стилистику времени советского брутализма. В воссоздании эпохи авторам также помогал коллекционер старой советской электронной техники. Он предоставил съемочной группе компьютеры, мониторы, видеокамеры и многое другое.
Стеклянная комната, где спит герой Петра Федорова, была построена в павильоне. «Это была одна из самых сложных декораций, – признается Мария Славина. – На сорок процентов и внутри, и снаружи эта комната состоит из отражающих стекол, которые работают практически как зеркала. И это стало большой головной болью для оператора Максима Жукова и его группы. На съемки все приходили в черной одежде, чтобы даже если кто-то отразится в стекле, это было не так критично. Но, как всегда, находился кто-то один, кто надевал ярко-розовую футболку. С этим приходилось бороться».
Не менее кропотливой была и работа над костюмами. Защитный скафандр главной героини был полностью выполнен по эскизу художника по костюмам Ульяны Полянской. А скафандры космонавтов изготавливались в точной копии с настоящих аварийно-спасательных костюмов для экипажа корабля «Союз» «Сокол-КВ2», но по облегченной технологии, чтобы артистам в них было удобно существовать на съемочной площадке. Использовались даже реальные скафандры, но только в сцене внутри капсулы.
Разрабатывая форму военных, художники придумали некое подразделение, которое могло бы заниматься вопросами контактов с внеземной цивилизацией. «Мы допустили в военной форме некую стилизацию, уместную жанру, – говорит Ульяна Полянская. − Был придуман по поставленной задаче художником-графиком дизайн нарукавных шевронов. Мною были разработаны бронежилеты. Все материалы и ткани тщательно подбирались по фактуре и цвету. У меня была отличная команда из ассистентов, портных, бутафоров и фактуровщика, благодаря которым удалось осуществить все задуманное. Это была слаженная работа».
Была на съемках и большая декорация космического корабля. Она состояла из двух частей. Первую, экстерьерную, строили для сцены приземления космонавтов. Вторую, интерьерную, − для съемок сцен в космосе. Бутафоры очень тщательно следили за аутентичностью, в точности повторяя даже шрифты на кнопках пульта управления.
За компьютерную графику в картине отвечает компания Main Road|Post, которой удалось вместе с создателями фильма придумать и разработать уникальный образ инопланетного чудовища, отталкивались от различных животных, насекомых и паразитов. Работой со звуком и саунд-дизайном в фильме занималась компания Flysound, которая разработала и создала голос и звучание пришельца.
Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram
Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен
24.04.2020 Автор: Артур Чачелов