Как снимали и делали спецэффекты фильма «Он – дракон»
Уникальные технологии, гигантские декорации, опасные съемки
В прокат вышел новый российский фэнтези-фильм ОН – ДРАКОН: необычный и во многом уникальный отечественный кинопроект, который по словам его же создателей на 85-90% состоит из спецэффектов. Очевидно, что для российской кинематографии производство столь масштабного и во многом уникального фильма стало настоящим вызовом. И все же компании Bazelevs продюсера Тимура Бекмамбетова и ее партнерам удалось воплотить в жизнь свои задумки, причем сделать это на очень высоком уровне. Потому на некоторых деталях, связанных со съемками и пост-продакшном картины, стоит остановиться подробнее.
Съемки фильма начались в Болгарии в сентябре 2014 года, и прошли на берегу Черного моря и в живописной пещере Проходна. В этих местах были отсняты основные сцены на уединенном экзотическом острове, куда, по сюжету, дракон приносит свою невесту. В московских павильонах в декабре 2014 года были сняты начальные сцены похищения главной героини, полеты на драконе, сцены в его логове и финал. Как ни странно, самой последней сняли открывающую фильм сцену и о ней стоит рассказать отдельно.
Картина начинается со сцены, в которой люди поклоняются огромному изображению дракона, выложенному на снегу. Эту часть фильма снимали в Якутии, в 30-градусный мороз. Съемки проходили в священной для якутов местности Ус Хатын и перед их началом местный шаман провел обряд обращения к духам предков, которые даровали команде фильма солнечную безветренную погоду и позволили закончить сложный процесс точно по графику. Ради съемок в Якутию специально привезли уникального английского художника Саймона Бека, основателя направления сноу-арт, который нарисовал на заснеженном льду гигантское изображение дракона диаметром 130 метров. Инженер по образованию, картограф по профессии и ветеран соревнований по спортивному ориентированию, 57-летний Саймон Бек известен во всем мире благодаря своим гигантским снежным рисункам, первый из которых он создал в 2004 году. В своей работе Саймон пользуется только снегоступами, компасом и иногда веревочным отвесом – когда нужно нарисовать особенно ровные круги. В среднем создание каждого изображения занимает у художника 10 часов, за которые художник проходит по снегу до 30 километров.
Вообще дракон – это главная гордость фильма. Он был создан стараниями специалистов по компьютерной графике студии CGF Александра Горохова, известного по работе над фильмами ОСОБО ОПАСЕН, АПОЛЛОН 18, ПРЕЗИДЕНТ ЛИНКОЛЬН: ОХОТНИК НА ВАМПИРОВ и другими. На сегодня он является самым технологически сложным виртуальным персонажем в истории российского кино. Для воплощения в жизнь всех задумок и получения результата самого высокого качества команду CG-специалистов возглавил супервайзер Сергей Невшупов, в свое время работавший на студии Weta Digital и принимавший участие в работе над такими проектами как АВАТАР, ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ и КИНГ-КОНГ.
На разработку дракона группа художников потратила два года. Специально для них даже провели полноценное научное исследование природы этих существ, в котором создателям фильма помогли ученые Техасского университета в Остине и австралийского университета Мердока. В частности, в Москву прислали уникальную подборку фотографий и сканов рептилий.
«Мы начали свою работу во время подготовки сценария, поэтому сначала сделали компиляцию разных драконов из мировой культуры, – рассказывает Сергей Невшупов. – Когда же на роль человека-дракона был утвержден Матвей Лыков, мы стали адаптировать получившийся образ под него. И наконец, на третьем этапе вместе с режиссером Индаром Джендубаевым, который сам по образованию художник, дорабатывалась пластическая сторона нашего персонажа. В итоге он получился достаточно изящным, сохранив при этом все черты классических драконов». «Мы подходили к дизайну дракона, как к дизайну автомобиля, – делится подробностями работы Индар Джендубаев. – Мы стремились сделать его живым, настоящим, выразительным, чтобы он мог играть. Чтобы в нем появилась, ярость, порывистость его духа, собранность пантеры и древний род его духа».
Помимо дракона, в фильме есть еще один полностью виртуальный персонаж – единственный друг Армана, смешной зверек Руконожка, созданный по мотивам мадагаскарского зверька айе-айе с вплетением черт других животных. В работе над этим и другими виртуальными персонажами авторы картины опирались в том числе на запись игры актеров, имитировавших движения животных – более простую версию технологии motion capture.
По сюжету, персонажу Марии Поезжаевой приходится постоянно взаимодействовать с драконом, и в том числе подниматься на нем под облака. Для создания сцен этих полетов, был сконструирован подвижный карданный подвес (или гимбал), на который крепилась метровая голова дракона. Кроме того, для облегчения работы специалистов по визуальным эффектам специально для фильма были созданы цифровые копии обоих главных актеров. Тела Матвея Лыкова и Марии Поезжаевой были просканированы при помощи уникальной для России конструкции, в которой одновременно используются 84 фотоаппарата.
Практически все художественное пространство фильма также создавалось на компьютере, но опиралось на реальные макеты и декорации. Для этого весь съемочный период на площадке дежурила команда супервайзеров во главе с Ильей Тороповым. Самой объемной, сложной и в то же время самой интересной с точки зрения работы художников стала декорация пещеры дракона. Ее натурные съемки проходили в Болгарии, а внутренее убранство снимали в Москве. Здесь высота декорации составила семь метров, площадь – 140 квадратных метров. Ее подготовка заняла порядка трех недель, над ней работали 25 бутафоров и постановщиков.
«Это самое романтическое и самое теплое место в нашей истории, – рассказывает художник-постановщик картины Григорий Пушкин, – Главной задачей для нас было показать через эту декорацию удивительный, фантастический и прекрасный мир нашей фантастической истории во всей их полноте. Согласно сюжету, материал, из которого состоит пещера – это кость, череп давнего предка нашего дракона. У этого материала своя структура, он по-своему пропускает свет, так что главной проблемой для нас была фактура. Мы две недели тестировали различные материалы-достижения XX века – всевозможные пластмассы – но в итоге вернулись к традиционному пенопласту, который мы обрабатывали специальным образом, по сути меняя его химическую структуру».
Кроме пенопласта при создании декораций использованы и другие материалы – дерево, фанера. В некоторых элементах было задействовано до пяти слоев различных фактур. Создатели шутят, что их декорация оказалась такой сложной конструкцией, что она не поддавалась адекватным чертежам и описаниям.
Еще одной сложной в плане инженерии декорацией стал 300-тонный бассейн – имитирующий ритуальное озеро, откуда дракон Арман похищает Мирославу. Создавать бассейны такого масштаба на съемочной площадке Григорию Пушкину еще не приходилось. В случае, если бы бассейн протек, под угрозой оказалась бы не только судьба проекта, но и жизни его создателей, поэтому к вопросам гидроизоляции подошли с особенной тщательностью. Был выбран абсолютно ровный и цельный участок пола без внешних элементов. Рама бассейна была сварена из железа, стенки сделаны из дерева, все швы покрыты несколькими слоями гидроизоляционных материалов, внутрь был постелен полиэтилен. Бассейн стал
еще и локацией для трюкового эпизода: сюда с волной брызг спускали лодку с героиней Марии Поезжаевой.
Также, в московских павильонах была построена 5-метровая декорация горного уступа – «зуба дракона», с которого падали вниз Матвей Лыков и Мария Поезжаева. Специально для фильма «с нуля» создавали декорации родины главной героини – фэнтезийного города в славянской эстетике: улицы, здания, площади, рынок, пристани и т.д. В полном размере были возведены средневековый корабль викингов – драккар – с головой дракона на носу и княжеский дворец с расписанными вручную стенами и резными колоннами из цельного дерева.
Съемки завершились трюковыми сценами падения и полета на драконе. С помощью тросов герои поднимались на высоту нескольких метров. Этот эпизод продюсер Игорь Цай – по совместительству профессиональный каскадер и постановщик трюков – разрабатывал две недели. И еще столько же времени потребовалось для тренировок с участием главных актеров.
04.12.2015 Автор: Артур Чачелов
Источник: Bazelevs