
«В сердце моря»: съемки и эффекты
Как воплощали в жизнь масштабную задумку режиссера Рона Ховарда
Зимой 1820 года китобойное судно «Эссекс» из Новой Англии было атаковано морским чудовищем, в которого даже поверить было сложно: китом грандиозных размеров, несгибаемого упорства и почти человеческой жажды мести. Случившаяся почти два века назад катастрофа легла в основу романа «Моби Дик», но его автор рассказал лишь половину истории. Режиссер Рон Ховард взялся исправить это и снял фильм В СЕРДЦЕ МОРЯ, который приоткроет завесу тайны над страшными последствиями катастрофы, когда спасавшиеся члены команды оказались в отчаянном положении и делали все возможное, чтобы выжить.
Ховард говорит: «Реальная история «Эссекса» почти фантастична. Она беспощадно правдива, она очень яркая и кинематографичная по своей сути, с множеством сюжетных твистов и поворотов. И пусть действие фильма разворачивается в прошлом, он рассказывает об отношениях и выживании, человеке и природе, наводит на размышления, которые являются актуальными и в наши дни, затрагивая наши собственные представления о человечности».
Чтобы перенести зрителей во времени и пространстве, создатели фильма воссоздали обстановку острова Нантакет начала и середины XIX века. Ряд ключевых сцен был снят в море у одного из самых маленьких Канарских островов Ла-Гомера. Роль парусника «Эссекс» сыграло судно «Феникс». «Мы провели массу исследований, – рассказывает художник-постановщик Марк Тилдесли. – Фотографий в то время еще не было, но мы получили некоторое представление о внешнем виде «Эссекса» из картин, рисунков и тому подобных материалов. Нам очень помог китобойный музей в Мистик, Коннектикут, где находится последний настоящий китобойный корабль».
Тилдесли и его команда «прошерстили» весь земной шар в поисках корабля подходящего размера – все они забронированы на годы вперед: «Нам все-таки повезло найти судно под названием «Феникс» в Корнуолле, оно такого же размера, что и «Эссекс», вот только у него две мачты, а у «Эссекса» было три. Так что пришлось пойти на небольшой компромисс». «Феникс» добирался до места своим ходом, дав департаменту визуальных эффектов возможность во время рейса поснимать морские виды с палубы корабля, чтобы в дальнейшем составить из них библиотеку кадров, которые, в зависимости от погодных условий, использовались для заполнения и расширения панорамы морских сцен.
Но основные съемки велись на студии «Уорнер Бразерс Ливсден» в Англии. Здесь соорудили огромным резервуар размерами 76x76 м², глубиной около метра по периметру и около 3,5 м в центре. В самом глубоком месте была установлена стальная платформа, а на ней создатели построили 30-тонную копию парусника «Феникс». «Мы сделали его немного больше, чтобы проще было работать, – говорит Тилдесли. – У него стальной каркас, но все, что вы видите – такелаж, мачты и т.д., – сконструировано компанией, которая на самом деле строит корабли. Так что снаружи судно – точная копия настоящего парусника». Платформа вращалась и могла раскачиваться «на волнах». Так что актеры на себе прочувствовали «прелести» управления парусником позапрошлого столетия. Команда, отвечающая за спецэффекты, во главе с супервайзером Марком Холтом оснастила копию парусника специальными резервуарами, которые могли наполняться и опустошаться, чтобы изменять плавучесть, «кидать» корабль из стороны в сторону или даже потопить его.
Ключевую роль в картине играет белый кит. Он был «рожден» с помощью CGI командой визуальных эффектов во главе с Лесли Лерманом и супервайзером VFX Джоди Джонсон. В его создании участвовало сразу несколько департаментов студии. Рон Ховард вспоминает: «Мы вместе исследовали и анализировали поведение кашалотов: встречались со специалистами по морским млекопитающим и морскими биологами, чтобы лучше понять поведение животных». Художник-постановщик Марк Тилдесли отвечала за то, чтобы кит в фильме выглядел как настоящий. «Мы сравнили изображения нескольких белух, – рассказывает она. – Они смотрелись великолепно, но, к сожалению, чисто белый цвет создавал очень мягкий, спокойный образ. Проведя исследование, мы узнали, что старые киты начинают сбрасывать кожу, поэтому мы сделали кита темнее».
«В сердце моря» почти полностью снят в хронологической последовательности по нескольким причинам, не последней из которых были постепенные изменения внешности героев, которые становились все более истощенными от недостатка пищи и воды и переизбытка беспощадного солнца. И актерам, в свою очередь, тоже пришлось расстаться с несколькими килограммами в ходе съемок, но настоящее истощение им не грозило. Гримеры во главе с визажистом Фей Хаммонд подчеркнули их «голодный» вид, и мужчины стали выглядеть еще более изможденными. Помимо этого грим помог продемонстрировать разрушительное воздействие обезвоживания и длительного пребывания под палящим солнцем. За последние стадии истощения отвечал департамент визуальных эффектов, старательно удаляя на компьютере «лишние» килограммы, по мере того как персонажи приближались к концу своих испытаний.
11.12.2015 Автор: Артур Чачелов
Источник: Warner Bros