Российские продюсеры подвели итоги первого полугодия
Блокбастеры, казначейские счета и Институт развития Интернета
Ассоциация продюсеров кино и телевидения России подвела итоги первого полугодия. Одним из главных событий названо освобождение кинокомпаний от необходимости вести расчеты с казначействами при работе с бюджетными средствами. Это могло серьезно осложнить работу всех игроков, занятых на ниве производства кино. «Практика работы с казначействами существовала в 90-е годы и не принесла плодов, кроме дополнительной бюрократической нагрузки», – вспоминает генеральный директор компании «Профит», член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Игорь Толстунов. Помог в решении этого вопроса актер и продюсер Алексей Гуськов. «Диалог с властью необходим и возможен, – говорит он. – Нам удалось доказать экономическому блоку Правительства, что работа через казначейства затормозит развитие рынка кинопроизводства в стране».
Определенным шагом вперед продюсеры считают и начало сотрудничества с Институтом развития Интернета (ИРИ), функционирующим под руководством советника Президента РФ по вопросам Интернета Германа Клименко. Был создан центр компетенций по авторским правам, который должен будет участвовать в регулировании споров по вопросам интеллектуальной собственности в Сети. Российских продюсеров здесь представляют генпродюсер «Дирекции Кино» Анатолий Максимов и генпродюсер Star Media Владислав Ряшин.
Российские продюсеры поддерживают часть инициатив ИРИ, в том числе исключение пиратских сайтов из поисковой выдачи, их отсечение от каналов распространения рекламы, а также создание цифровой печати правообладателя, позволяющей отслеживать действия с контентом. Однако есть инициативы, с которыми продюсеры не согласны. Так, пока нет возможности создавать третейские суды для решения споров между правообладателями и интернет-площадками, как об этом заявил ИРИ. Для этого нужна открытость обеих сторон, а владельцы пиратских сайтов продолжают оставаться в теневом секторе. Малоотчетливы для продюсеров и перспективы проекта по страхованию контента. В настоящее время 100% новых фильмов попадают на пиратские сайты, то есть страховщикам придется в 100% случаев выплачивать компенсации. При этом определить их размер пока трудно, так как на рынке нет измерителя, который бы занимался оценкой уровня ущерба от пиратской деятельности для конкретных компаний.
Самыми знаковыми картинами в этом году продюсеры назвали ЭКИПАЖ студии «Три Тэ» и мультфильм ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 3 компании СТВ и студии «Мельница». Вместе эти два фильма принесли в российскую кассу 2,2 млрд рублей. Во многом благодаря этим проектам доля российского кино по итогам полугодия оценивается в 23%, и, по прогнозу аналитиков, по итогам всего года может составить 22-23%, что на 4-5% выше показателей последних лет.
Динамику роста сектора кинопроизводства характеризуют и новости по прокату российского кино за рубежом. Так, картина Федора Бондарчука ПРИТЯЖЕНИЕ об инопланетном вторжении выйдет в Китае на не менее чем на 10 тысячах экранов как в 2D, так и в 3D-формате. О прокате ЭКИПАЖА в странах Ближнего Востока договорился дистрибьютор фильма – компания «Централ Партнершип». Это будет первый российский игровой фильм в местных кинотеатрах с советских времен. Фильм ОН – ДРАКОН компании Bazelevs выйдет на большом экране в Японии, а анимационная лента студий Wizart и СТВ ВОЛКИ И ОВЦЫ: БЕ-Е-Е-ЗУМНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ продана в более чем 50 стран, в том числе и в Китай.
Сейчас в российский прокат выходит примерно 50 зрительских картин в год, напоминает Сергей Сельянов, и пять из них, согласно статистическим нормам, имеют успех. Точно такие же цифры показывает Голливуд: выпускается 600–700 картин, и 60–70 из них покоряют мир.
Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) создана в 2009 году. Является членом Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). Члены АПКиТ: компании «Амедиа», Art Pictures Studio, Bazelevs, «Студия Бонанза», «ВайТ Медиа», «Всемирные Русские Студии», «Гамма-продакшн», Dixi Медиа, «Дирекция Кино», Cosmos studio, «Киноквант», «ЛЕАН-М», «Марс Медиа», «Мотор Фильм Студия», «Нон-Стоп Продакшн», «Приор», «Профит», Star Media, СТВ, «Студия 2В», «Среда», «ТелеАльянс Медиа Групп», «Триикс Медиа», TM Production, «Форум», «Централ Партнершип», Yellow, Black & White.