Представители индустрии обсудили проект повышения стоимости ПУ
В дискуссии приняли участие Андрей Прошкин, Кирилл Разлогов, Роман Борисевич, Михаил Додзин
6 июня в редакции газеты «Московский комсомолец» прошла пресс-конференция, посвященная проекту повышения стоимости прокатного удостоверения до 5 млн рублей, который в данный момент разрабатывается Министерством культуры РФ. В обсуждении этой инициативы приняли участие режиссер Андрей Прошкин, председатель Гильдии киноведов и кинокритиков России, программный директор ММКФ Кирилл Разлогов, продюсер Роман Борисевич, программный директор компании «Синема Престиж» Михаил Додзин и другие.
Напомним, что согласно законопроекту, который может быть принят уже в 2018 году, пятимиллионный входной порог для проката кинокартин дистрибьюторы будут платить в Фонд кино, который будет направлять эти деньги на поддержку российским проектам. Стоимость прокатного удостоверения будет одинаковой для всех участников рынка, исключения для фестивального кино сделано не будет. И лишь отечественным картинам сбор будет возмещен.
«Мера вроде бы не коснется российских картин, однако этот механизм настолько непонятен, что вызывает серьезные опасения, – отметил в ходе дискуссии Андрей Прошкин. – Довольно быстро из «все российские фильмы не платят 5 млн» это может превратиться в «большинство российских фильмов не платят». Министр культуры в прессе говорил о том, что одна из их задач – не допустить появления нового ЛЕВИАФАНА, поэтому нет уверенности, что картины подобной направленности будут освобождены от вот этих 5 млн». Кроме того, отметил режиссер, авторы законопроекта не учитывают тот факт, что небольшим компаниям в принципе довольно трудно найти 5 млн рублей, даже если они будут позднее возмещены.
Об этом же говорил и Михаил Додзин, согласно расчетам которого вымывание независимого кино из проката освободит максимум 4% сеансов, которые вряд ли смогут существенно повлиять на ситуацию и увеличить долю российских фильмов.
Кирилл Разлогов в своем выступлении в очередной раз подчеркнул, что от введения подобного закона выиграют исключительно крупнобюджетные проекты и большие компании. Для всех остальных, по мнению председателя Гильдии киноведов и кинокритиков, 5 млн рублей за ПУ могут означать не столько смерть, сколько альтернативные пути развития. «Я думаю, что появится параллельный прокат, – отметил Разлогов. – Появятся параллельные кинопроизводства, появится новая система – у нас творчески богатый народ, творчески богатая кинематографическая общественность, сейчас техника позволяет дешево делать картины, и все это будет первоначально нелегально, а потом легализируется в каких-то других формах».
В ходе мероприятия также были зачитаны обращения от региональных кинематографистов из Якутии и Татарстана, авторы которых призывали Министерство культуры «учесть специфику регионального кино, производственный бюджет которого зачастую не превышает 1–2 млн рублей, и освободить его от уплаты такой непосильной суммы».