Россияне все чаще смотрят видео в сети
Популярность DVD и Blu-ray дисков упала вдвое
Россияне за год стали вдвое реже смотреть фильмы на DVD и Blu-ray дисках, следует из данных всероссийского опроса «Невафильм Research». Компания в декабре 2012 г. — январе 2013 г. опросила более тысячи посетителей кинотеатров и более тысячи интернет-пользователей. Только 4,4% посетителей кинотеатров и 5,8% интернет-пользователей заявили, что смотрят фильмы на дисках. В 2011 г. эти доли соответственно составляли 9,7 и 11,1%. Аналитики объясняют результат прежде всего растущей популярностью просмотра видео в сети.
Реальные продажи дисков падают не так сильно. По оценке сети электроники «М.видео», в 2012 г. россияне купили DVD и Blu-ray примерно на 3 млрд руб., что на 37% меньше, чем годом ранее (в штуках падение составило 14,6%). Падение спроса ощущают даже продавцы контрафакта: если в начале 2011 г., по данным антипиратской ассоциации «Русский щит», ежемесячно в стране продавалось пиратских дисков на сумму 144-168 млн руб., то к концу 2012 г. — на 108-144 млн руб.
Продажи легальных Blu-ray дисков в прошлом году выросли на 15,8% до 0,5 млрд руб., подсчитала GfK, но это не компенсировало падения DVD (их продажи снизились на 18,7% до 2,3 млрд руб., считает компания), поэтому в целом рынок снова просел (минус 14,2%). Снижение популярности DVD-дисков повлекло падение продаж DVD-проигрывателей, указывает GfK (минус 20% в денежном выражении, абсолютную сумму компания не раскрывает).
Популярность Blu-ray растет, соглашается гендиректор компании «Новый диск» Борис Гершуни: у отдельных топовых фильмов на этот формат уже приходится 70-80% продаж.
Доходы кинокомпаний от продажи прав на выпуск фильмов на DVD и Blu-ray сильно падали в 2010-2011 гг., а в прошлом году ситуация стабилизировалась, рассказал президент «Централ партнершип» Армен Давитян. Зато растут доходы от интернет-продаж фильмов, в том числе на iTunes, говорит он.