Минкомсвязи предложило разрешить иностранцам напрямую владеть 20% СМИ
Разработка поправок инициирована решением Конституционного суда
Минкомсвязи подготовило поправки в закон «О СМИ», согласно которым иностранцам может быть разрешено напрямую владеть 20% российских СМИ. В поправках уточняются ограничения, связанные с учреждением и владением СМИ иностранцами и лицами с двойным гражданством, изложенные в ст. 19.1 закона «О СМИ». Ведомство предлагает исключить из статьи слово «участник» и упростить корпоративную схему ограничений, накладываемых законом на владение СМИ.
В действующей редакции закона иностранцы или лица с двойным гражданством не могут выступать учредителями СМИ, владеть или контролировать другими способами «более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации». То есть у самого учредителя СМИ не может быть иностранного акционера, даже в пределах 20%, такой акционер может быть только у российской компании, владеющей учредителем СМИ.
Согласно подготовленным поправкам в тексте статьи 19.1 ограничения будут касаться только доли в капитале самого учредителя СМИ, словосочетание «участник (член, акционер) учредителя» в тексте закона исключается. В документе уточняется, что в случае несоответствия владельца СМИ этим требованиям его корпоративные права, предусмотренные Гражданским кодексом, ограничиваются не полностью, как в действующем законе, а только в пределах, превышающих разрешенный размер его участия, то есть превышающих 20%.
Поправки были инициированы решением Конституционного суда после рассмотрения 17 января жалобы совладельца ООО «Радио-Шанс» Евгения Финкельштейна на ограничения его прав законом «О СМИ». КС признал не соответствующими Конституции части 1 и 4 статьи 19 закона «О СМИ» и обязал федерального законодателя уточнить норму закона, регулирующую ограничения для владельцев средств массовой информации. Суд отметил, что в законе, наряду с понятием «учредитель СМИ», используется термин «участник СМИ», что затрудняет установление действительных адресатов предусмотренного нормой запрета.