Мединский рассказал о планах по развитию российского кино
Министр рассчитывает привлекать к поддержке фильмов телеканалы
Во вторник в пресс-центре «РИА Новости» прошел круглый стол «День российского кино: господдержка, обновление, развитие».
В мероприятии приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединcкий, главный редактор телеканала «Культура» Сергей Шумаков, режиссер, председатель Совета директоров киностудии «Ленфильм» Федор Бондарчук, продюсер, председатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, продюсер, президент Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» Александр Роднянский, режиссер и продюсер Джаник Файзиев, генеральный директор кинокомпании «Дирекция кино» Анатолий Максимов.
Поздравив собравшихся журналистов с Днем российского кино, спикеры обсудили несколько тем: новую систему господдержки отечественного кинематографа, роль и назначение экспертных советов в принятии решений о выделении госфинансирования, участие телеканалов в кинопроизводстве, сценарный конкурс от Министерства культуры и ЕАИС.
Участники пресс-конференции пришли к мнению, что говорить об итогах нововведений по распределению госфинансирования возможно лишь по истечении полутора – двух лет, когда выйдут те самые картины, поддержанные государством в новых реалиях, и покажут свой результат.
А вот на резонный вопрос журналистов о назначении и полномочиях экспертных советов министр Владимир Мединский ответил так: «Задача совета – советовать, решение совет не принимает – ни один, ни второй, ни третий (Совет по игровому кино, социально-психологический и военно-исторический советы. – Прим. «БК»). Их специально три, но не все они рассматривают каждый фильм. Какие-то фильмы рассматривает только один. Совет дает свое заключение. Эти заключения принимаются во внимание чиновниками, которые несут личную и персональную ответственность за принятие решения. Защита проектов впервые осуществляется публично, советы голосуют открыто».
В свою очередь, Сергей Сельянов поделился собственным опытом и итогами питчингов в Фонде кино. «Сейчас фонду предстоит решить сложную задачу. Я, как член экспертного совета при Фонде кино и один из голосующих за те или иные фильмы, принимаю в этом участие – после отбора сценарной группы у нас порядка 70 проектов, из них я бы счел возможным оказать поддержку 60-ти. Может быть, это случайный такой урожайный год, может быть, возымели действие усилия всех кинематографистов», – сказал Сельянов. Глава кинокомпании СТВ считает, что госфинансирование нужно увеличивать. По его наблюдениям, большинство соискателей обращается к государству не за 70-процентной поддержкой, которая возможна по закону, а за 50-процентной и менее – что является серьезным показателем более половины частных инвестиций в кино. Также Сельянов отметил, что не хватает денег на анимацию.
О еще одном интересном нововведении рассказала заместитель директора Департамента кинематографии Елена Лапина – в сентябре Министерство культуры объявит сбор заявок (не более трех страниц) на сценарный конкурс. На первом этапе будет отобрано порядка 20 работ, с авторами которых будет заключен договор и выплачена предоплата в размере 30%. Затем второй этап пройдут уже 40-страничные работы. Останется 10 проектов, которые дойдут до финала. Права на эти сценарии будут принадлежать Министерству культуры. «Мы взяли эту систему из польской модели поддержки кинематографии. Если та или иная компания захочет запустить фильм по одному из этих сценариев, она просто выкупает права на него. Таким образом, копилка нашего конкурса – сценарный портфель – будет постоянно пополняться», – сообщила Лапина.
Министр обозначил еще два важных момента. Во-первых, это участие телеканалов в продвижении кинофильмов: «Очень важно, чтобы канал участвовал в продвижении и креативно, и финансово. Поэтому когда мы в Министерстве рассматриваем проекты, третий вопрос, который мы задаем, – участвует ли канал. Если канал участвует – это, безусловно, большой плюс. Сейчас мы думаем, как огромный опыт и компетенцию каналов использовать при системе государственной поддержки кино. Но это тема отдельного совещания».
Во-вторых, несмотря на то, что кинотеатральный прокат в глазах ведомства остается по-прежнему больной темой, наблюдаются и позитивные моменты – это активное подключение кинотеатров к системе «Единого электронного билета». «Кстати, есть определенные успехи, если год назад 30% современных кинотеатров имело эту систему, то по состоянию на сегодня – 65%. Надеемся, что до конца года дорастем до 85–90%», – озвучил цифры министр.