«Кинотавр»-2014: День второй
Зарисовки современности
Все, кто не первый год следит за «Кинотавром», знают, что нередко конкурсные фильмы укомплектовываются в пары (а иногда – тройки) одного фестивального дня неслучайным образом – в этих картинах бывает нечто общее: лейтмотивы, авторы, образы. И вот если понедельник юбилейного киносмотра отличался пристальным взглядом на взаимоотношения полов, то вторничные картины повествовали о человеке в современных реалиях.
Выражаясь художественной терминологией, фильм БЕЛАЯ БЕЛАЯ НОЧЬ (оценка по итогам голосования посмотревших – 3,06 балла из 5-ти возможных) можно отнести к городскому пейзажу, тогда как СПРОСИ МЕНЯ (4 балла) – в чистом виде портретная галерея.
Пейзаж, надо признать, выдался унылый. Частный сыщик приезжает в Санкт-Петербург, чтобы отыскать пропавшего парня. Герой БЕЛОЙ БЕЛОЙ НОЧИ ходит по городу, ведет расследование, встречается с людьми, в том числе и со своей первой любовью. И все это происходит медленно и печально – настолько, что оказывается даже мимо целевой аудитории канала НТВ, где сейчас столь востребованы подобные детективные истории. Во время бесконечных разговоров в кадре практически ничего не происходит – картинка статичная и пресная с точки зрения деталей. Цветовое решение фильма преимущественно бледно-голубое, дабы передать, по всей видимости, ощущение от белых питерских ночей. Однако большинству фестивальной публики, очевидно, по душе совсем другое восприятие северной столицы в позднее время суток. Оттого до конца картину досмотрели лишь самые стойкие – многие безжалостно покинули зал в ходе сеанса.
А вот портреты в псевдодокументальном СПРОСИ МЕНЯ удались на славу. Восемь персонажей рассказывают на камеру как будто бы все, что им приходит в голову. Все они «понаехавшие тут», за исключением одной героини, коренной москвички, окончившей филфак, любящей театр, воспитывающей сына в одиночку и считающей, что «Где родился – там и пригодился». Ее образ резко противопоставлен остальным персонажам. На фоне косноязычной лимиты, устраивающейся в Первопрестольной как умеет, она кажется совершенной пустышкой. Надо отдать должное актрисе, филигранно исполнившей эту роль. Впрочем, почти все исполнители выглядят на экране очень достоверно – настолько, что не знающего подробностей зрителя на протяжении всего фильма не покидает ощущение, что смотрит он именно документальную картину. Так что игровой полнометражный дебют Веры Хабыриной состоялся. Другое дело, что ни о каком кинотеатральном прокате в данном случае не может быть и речи. Хотя едва ли автор, снимавшая фильм с нулевым бюджетом на фотоаппарат, на него рассчитывала.