«Кинотавр»-2014: День первый
Курс на феминизацию взят
Только ленивый не обсудил перед стартом юбилейного «Кинотавра» тот факт, что среди режиссеров, чьи работы участвуют в конкурсе, преобладают, если не сказать, доминируют женщины. Первый день фестиваля продемонстрировал, что говорить эти самые женщины будут о том, в чем разбираются лучше всего – об отношениях и любовной истоме юных дев.
В понедельник в сочинском Зимнем театре были показаны две картины, которые объединяет не только женская тема, но и единый пул сценаристов – Наталья Мещанинова и Любовь Мульменко написали суровую историю норильчанки Светы из КОМБИНАТА «НАДЕЖДА», а также переосмыслили советский фильм С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ, превратив его в не менее трогательный ЕЩЕ ОДИН ГОД. Картины получились совершенно разные, но, как говорится, все песни только о любви.
КОМБИНАТ «НАДЕЖДА», открывший конкурсную программу «Кинотавра», сразу дал понять зрителям, куда они попали, дабы не расслаблялись. Первый эпизод и сразу – затылок крупным планом, дрожащая камера, мат через слово. Да здравствует авторский кинематограф! Сюжет, если кратко, следующий: девушка Света, с нетерпением ожидающая своего восемнадцатилетия, ненавидит Норильск и за отравляющие жизнь людей заводы, и за оторванность от остального мира, но главным образом – за то, что в этом городе больше нет ее любимого Макса, который в общем-то до инвалидности отморозил пальцы ног, в связи с чем был выслан не просто «на материк», а на юга. Девушка мечтает отправиться к молодому человеку на свой день рождения, но этому препятствуют родители, не готовые оплатить ей билеты. Родители довольны средой обитания, как в общем-то и все ее друзья, выживающие в тяжелых условиях, исполняя патриотические песни. В итоге Света доходит до столь сильного исступления, что решается на преступление. В интервью «БК» автор сценария и режиссер фильма Наталья Мещанинова отрицала попытки снять метафорическое кино про всю Россию, но как бы то ни было от этой метафоры никуда не деться. Состояние Светы, мечтающей всеми правдами и неправдами покинуть Норильск, очень схоже с мироощущением многих россиян, особенно в последнее время стремящихся уехать из страны. Равно как и отношение местных жителей к своему городу – ненависть с примесью гордости – сродни чувствам наших соотечественников к укладу жизни в России. Но как бы ни был фильм наполнен определенными общими местами, в прокате существовать ему будет сложно. Как минимум, придется переработать все матерные диалоги, как максимум, объяснить зрителю, пусть даже лояльному к артхаусу, почему им стоит прийти и посочувствовать Свете именно на больших экранах. В целом вердикт – straight to онлайн-кинотеатры. Результат зрительского голосования – 3,49 балла.
Тем временем новая работа Оксаны Бычковой, к сожалению многих поклонников ее творчества, выдержавшей существенную паузу в фильмопроизводстве, уже имеет прокатчика – ЕЩЕ ОДИН ГОД на экраны выпустит «Люксор», в последнее время продемонстрировавший относительно неплохие показатели по дистрибуции российских проектов. Речь не об ИНТИМНЫХ МЕСТАХ, а скорее о ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ, ФАУСТЕ и МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ. Фильм, повествует о том, как в силу юности и неопытности двое любящих людей вынуждены расстаться. Хроника одних отношений показана очень подробно, можно сказать, изучена под микроскопом – и это, пожалуй, наибольшая проблема картины во всем остальном метящей как минимум в аудиторию ПРИВЫЧКИ РАССТАВАТЬСЯ, с той лишь разницей, что звезд в картине ЕЩЕ ОДИН ГОД поменьше, зато качество уровнем намного выше. Некоторые эпизоды кажутся чересчур затянутыми, в результате чего фильму не хватает динамики. Но тут вся проблема в том, что пьеса Александра Володина, лежащая в основе обеих картин – как советской классики, так и новой работы Бычковой – уж больно коротка. Создатели как могли ответственно растянули фильм до полного метра хронометражем в 95 минут, но перед прокатом, возможно, стоило бы чуть-чуть подмонтировать ЕЩЕ ОДИН ГОД, сократив минут на 5-10, но прибавив тем самым темпа. Во всем остальном Оксана Бычкова не разочаровывает, скорее наоборот, заставляет лишь в очередной раз пожалеть, что столь милых романтических фильмов из-под ее «пера» пока выходит очень мало. Результат зрительского голосования у ЕЩЕ ОДНОГО ГОДА составил 4,24 балла.