«Кинотавр»-2014: День четвертый
Фестиваль преодолел экватор
По итогам четвертого дня, в конкурсной программе юбилейного «Кинотавра» было продемонстрировано уже больше половины фильмов. Лучшее, надеемся, еще впереди, но из трех картин четверга две уже стоят в графике российских релизов, а третий с изрядной долей вероятности может претендовать если не на главный приз, то на режиссерскую награду вполне. Однако все сказанное совершенно не означает, что на фестивале было показано что-то выдающееся. Особенно с точки зрения массового зрителя. Скорее, наоборот.
Вторая работа Ангелины Никоновой ВЕЛКАМ ХОМ повествует о жизни эмигрантов из постсоветского пространства в Штаты. Жизни тяжелой, сопряженной с постоянным безденежьем, необходимостью изворачиваться в поисках комфорта и личного счастья. С последним все особенно сложно, ибо все уехавшие ищут свободы, которую Америка может им предоставить, и некоторые даже обретают ее, но очень иллюзорно, мельком, урывками. Лучше всех справляется героиня Ольги Дыховичной – бывшая модель и сбежавшая любовница, а вот у транссексуала кавказской национальности и его брата – отца четырех детей, одинокой старушки, жены, которой изменяет муж и многих других – дела обстоят совсем туго. Туго дела и у фильма в целом – местами создавалось ощущение, что режиссер стремилась насытить фильм юмором, иронией, но сцены, которые, предполагалось, должны были веселить публику, воспринимались сдержанно, едва ли не равнодушно. Зал был несколько утомлен хроникой бездомных героев, и едва ли можно однозначно сформулировать почему. В прокат картина должна выйти в сентябре. Дистрибьютор – Utopia Pictures. Рейтинг зрителей фестиваля – 3,81 балла.
ИСПЫТАНИЕ Александра Котта, действие которого происходит в казахской степи, где случается ядерный взрыв, представляет собой арт-эксперимент в чистом виде. Режиссер снял кино без единого слова героев, что несмотря на насыщенность и красоту кадров, кажется нарочитым позерством, свойственным главным образом начинающим кинематографистам. Некоторые эпизоды просили вербального вмешательства, но ответа не последовало. Не менее «ученическим» получился финал картины. Однако рейтинг проголосовавших зрителей оказался достаточно высоким – 4,34 балла, и складывается ощущение, что также жюри должно отнестись к этой работе более чем благосклонным.
Подобный шанс на самом деле есть и у фильма Светланы Проскуриной ДО СВИДАНИЯ МАМА. Слишком сильно оно напомнило ИЗГНАНИЕ, снятое председателем жюри Андреем Звягинцевым – и стилистическим решением, и абстрактными локациями, и в общем-то основным конфликтом. Есть что-то схожее у картины и с ИЗМЕНОЙ Кирилла Серебренникова. Вот только фальшивит она настолько, что зал буквально обсмеял фильм, только так можно было спастись от кондовости реплик, ригидности актеров и полного отсутствия отображения на экране примет течения времени и рефренов с «Анной Карениной». Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что последний момент обусловлен фактом, что Василий Сигарев написал сценарий к этому фильму на основе пьесы «Алексей Каренин». И кстати сигаревщины в тексте немало. Другое дело, что если бы и за реализацию отвечал автор сценария, то мы бы увидели нечто близкое к ВОЛЧКУ. А так… С этим сложным российских проектом будет работать компания «Арена». Рейтинг голосования – всего лишь 3,12 балла.