«Кинотавр 2012». День второй: О чем говорят мужчины
4 июня фестиваль вступил в активную рабочую фазу – никаких вечеринок, только кино. В этот день стартовали показы фильмов-участников конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр»; с мастер-класса «Драматургия», на котором Александр Молчанов разобрал эти самые короткометражки, началась программа «Спецкурс»; продолжилась ретроспектива Карена Шахназарова и, конечно, основной конкурс.
Ролики картин-конкурсантов, показанные на открытии, не предвещали ничего выдающегося в альманахах Михаила Сегала РАССКАЗЫ и Дмитрия Фикса БЕЛЫЙ МАВР, ИЛИ ТРИ ИСТОРИИ О МОИХ СОСЕДЯХ. Многие журналисты шли на оба сеанса с нескрываемым скептическим настроением, и в обоих случаях оказались сильно удивлены. Только по-разному.
Приятной неожиданностью оказалась картина РАССКАЗЫ. Конечно, Михаил Сегал в прошлом году победил в короткометражном конкурсе «Кинотавра», что могло быть предвестником чего-то благого. К тому же столь высоко оцененная короткометражка «Мир крепежа» вошла в состав альманаха. И тем не менее.
Если говорить в общем, то РАССКАЗЫ оказались социальной комедией, местами переходящей в фарс. При этом сам режиссер неоднократно говорил, что ему чрезвычайно трудно определить жанр своего фильма, что обоснованно – в каждой из четырех частей особые интонации и отдельная тема. Хотя в целом это кино – переживания автора о современной России, в которой царят циничный расчет недалеких людей («Мир крепежа»), коррупция («Круговое движение»), разрыв с культурными традициями страны («Энергетический кризис») и косность молодого поколения («Возгорится пламя»). Что особенно ценно – все эти переживания высказаны внятным, понятным широкому зрителю языком. «Возгорится пламя» и вовсе – история о романтических взаимоотношениях успешного издателя среднего возраста с юной пустышкой, снятая как будто в качестве продолжения недавних О ЧЕМ ЕЩЕ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ, где герой Ростислава Хаита жалуется о том, что 18-летние красотки вроде бы всем хороши, но пишут «вообщем» и не знают, кто такие Pink Floyd. В конце РАССКАЗОВ звучит рэп, текст которого написал сам Михаил Сегал, снявший, кстати, ни один клип для группы «Каста», для поклонников которой, по словам режиссера, он изначально и делал свое кино.
В прокат картину выпустит компания WDSSPR. Задача, при всех достоинствах РАССКАЗОВ, не из простых. В фильме нет народных любимцев, подобных «Квартету И» (хотя есть узнаваемые Андрей Мерзликин, Игорь Угольников, Константин Юшкевич), а сама структура альманаха требует доработки. Например, третья новелла, высоко оцененная критиками, все-таки выпадает из целостного полотна картины. Во-первых, она почти в два раза короче остальных, во-вторых, в ней практически нет комедийных элементов. «Третья новелла нужна была для того, чтобы после первых двух реалистических новелл увести зрителей в совсем другое кино – в некое сказочное пространство», – прокомментировал на пресс-конференции Михаил Сегал. Другое дело, что в отличие от ШАПИТО-ШОУ, тоже приятно удивившего всех в прошлом году, у РАССКАЗОВ все в порядке с хронометражом (105 минут), а без третьей новеллы, длящейся около 15 минут, будет еще лучше.
Продюсеры РАССКАЗОВ надеются, что фильм выйдет на 100+ копиях.
Картина БЕЛЫЙ МАВР, ИЛИ ТРИ ИСТОРИИ О МОИХ СОСЕДЯХ также могла навеять публике воспоминания о первых, а скорее даже вторых мужских разговорах «Квартета И», но только лишь настроением (три семейные пары переживают кризис среднего возраста, и мужчины в этой ситуации оказываются далеко не самым сильным звеном), фразой героя Александра Галибина «Давай еще немного подождем» в беседе с любовницей и… от скуки во время просмотра. Телекино, внезапно оказавшееся не просто на большом экране, а в конкурсе «Кинотавра» отличается неубедительной актерской игрой, нелепыми диалогами и, пожалуй, единственным сюжетным вывертом – герои Игоря Верника и Александра Тютина оказываются любовниками-гомосексуалистами. Простите за спойлер, но вряд ли это кино достойно вашего внимания.