top banner

На интенсиве «Искусство питчинга» продюсеры поговорили о точках входа в индустрию для дебютантов

Автор: Рая Башинская

1 ноября 2023

В их числе Алексей Учитель, Сергей Сельянов, Наталья Мокрицкая и другие

В первый день семинара-интенсива «Искусство питчинга», организованного Министерством культуры РФ и медиахолдингом «Цифровое Телевидение», состоялись индустриальные круглые столы.

На втором круглом столе «Продам дебют. Дорого» продюсеры обсудили точки входа начинающих кинематографистов к сотрудничеству с продюсерами. В обсуждении участвовали продюсеры Алексей Учитель, Сергей Сельянов, Антон Калинкин, Наталья Мокрицкая, Георгий Шабанов и Федор Попов.

Сергей Сельянов начал с того, что отметил: в работе с дебютами существуют рациональная, индустриальная и эмоциональная составляющие. «Я бы даже сказал, все из продюсеров, кто имеет возможность, обязаны платить «налог на дебют». Даже если это не очень комфортно и не нравится, – пояснил он. – Так же, как обязаны отдавать такой же налог дебютантам состоявшиеся рентал-компании, предоставляя камеры новичкам если не бесплатно, то со скидкой, а актеры с именем – снимаясь в фильмах дебютантов бесплатно или за меньшие деньги. Это вклад в их будущее тоже. Эмоциональная составляющая заключается в том, что дебют происходит один раз в жизни, и дебютанты выделяют особенные энергии при производстве своего первого фильма. С этим очень интересно быть рядом и как-то помогать. Это очень волнующий процесс, улучшающий качество моей профессиональной жизни».

По мнению продюсера, необходимо различать дебютантов в авторском и зрительском кино. В авторском кино проект должен приходить от автора. В зрительском же кино проект приходит от продюсера. В его задачу входит разработать зрительский жанровый проект и найти под него режиссера, который в том числе может быть дебютантом. Самая большая проблема дебютантов в авторском кино состоит в том, что, даже сняв несколько крепких качественных короткометражек и имея желание работать в авторском кино, они не могут найти подходящий сценарий – ни написать сами, ни найти сценариста. «Важно, чтобы в результате фильм стал дебютом именно этого человека, но лишенный – и это задача продюсера – каких-то детских болезней начинающего. Часто это связано с хронометражем, когда внутренний объем не соответствует внешнему, и история и смыслы растворяются. Продать дебют дорого можно, если это жанровый, зрительский дебют. Если режиссер снял одну-две короткометражки, где продемонстрировал владение режиссерскими навыками, и принес сценарий жанрового кино – вот это можно продать дорого», – объяснил Сельянов.

Еще одной возможностью для молодых кинематографистов заявить о себе Антон Калинкин называет участие в фестивале «Короче». По его словам, из показанных в Калининграде 70 конкурсных и внеконкурсных короткометражных фильмов 36 были куплены для показа на платформах. Участники дискуссии сошлись во мнении, что дебютанты могут заявить о себе на фестивалях – участием в питчингах и показом своих короткометражных работ, обучением в мастерских в профильных вузах и написав продюсерам на почту. Георгий Шабанов обратил внимание на то, что дебютанту не стоит приходить к продюсеру с заявкой, а лучше обращаться с уже готовым сценарием, потому что его имя еще неизвестно и способности непонятны. Поэтому продюсеры относятся к заявкам от дебютантов с недоверием. Если сценарий есть, значит, кинематографист очень хочет снять это кино.

Сергей Сельянов также обратил внимание, что ситуация в целом изменилась и аудитория авторского кино в существенной степени сократилась, в частности, из-за отъезда потенциальных зрителей. В результатах АРИТМИИ 43% посещаемости обеспечила Москва, а в последней картине Бориса Хлебникова СНЕГИРЬ – лишь 10%. «Резко сократилось количество ценителей качественного авторского кино. Поэтому специализирующиеся на его выпуске прокатчики, которые два года назад были готовы рвать подобного рода картины из рук, я даже не говорю о крупных дистрибьюторах, сегодня отказываются от работы с ним. Слишком маленький бокс-офис, слишком невелика их комиссия, а труда в продвижение авторского кино нужно вкладывать много. Кроме того, для нас практически исчезли все статусные фестивали. Раньше в каком-то смысле можно было отчитаться перед собой, коллегами, минкультом участием в фестивалях в Берлине, Каннах, Венеции. А теперь уже нет и «Кинотавра», также имевшего достаточно высокий статус. Появились новые фестивали, но они еще не набрали вес. А восточные смотры, фестивали глобального Юга, пока не имеют в нашем сознании такого статуса», – считает он.  

По мнению продюсера, восстановить аудиторию авторского кино в стране можно с помощью государственной политики и поддержки в сфере авторского кино. Необходимо создать сеть синематек, киноклубов или с помощью государства мотивировать существующие сети выделять один зал для показа авторского кино. Придумывать маркетинговые стратегии, продавать билеты на такое кино дороже, позиционируя его как некое элитарное развлечение со встречами с создателями или обсуждения с критиками.  

Фото: пресс-служба Министерства культуры

Самое читаемое

«Централ Партнершип» представил проекты на 2024–2029 годы
Подробнее
Минкультуры объявило победителей питчингов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 декабря 2024 года
Подробнее
«Последний ронин» продан сразу на несколько международных территорий
Подробнее
Российские онлайн-кинотеатры прокомментировали закон о получении прокатных удостоверений
Подробнее
Предварительная касса четверга: в лидеры вырвалась «Баба Яга спасает Новый год»
Подробнее
Эдуард Суворов снят с должности гендиректора «Ленфильма»
Подробнее
Предпродажи уикенда: новая «Баба Яга» превзошла деревенские и новогодние приключения Манюни
Подробнее
Онлайн-кинотеатры могут обязать получать прокатные удостоверения
Подробнее
Касса четверга: «Баба Яга спасает Новый год» возглавила прокат
Подробнее
Малая форма: состояние короткометражного кино в России
Подробнее
Врачи стали самыми популярными героями современных фильмов и сериалов
Подробнее
ИРИ запустил конкурс сценариев художественных сериалов
Подробнее
Фестиваль «Хомякон» представил программу
Подробнее
Фильм «Руки вверх!» вернулся на российские онлайн-платформы
Подробнее
Новая производственная компания Тома Холланда заключила контракт с Sony
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 12–15 декабря
Подробнее
Сергей Жуков обратился в Следственный комитет из-за блокировки «Руки Вверх!» на стримингах
Подробнее
Надежда Андрющенко официально займет должность гендиректора «Ленфильма»
Подробнее
Волшебники против богатырей: анализ грядущей «новогодней битвы»
Подробнее