В России продолжатся эксперименты с короткими цифровыми окнами релизов
Ранние онлайн-премьеры картин становятся все более частыми
20 февраля в одном из популярных онлайн-кинотеатров стартует цифровой прокат американского фильма В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ, и это несмотря на то, что картина вышла в кинотеатрах всего лишь день назад, в четверг 11 февраля. Дистрибьютором картины является компания «Парадиз», которая уже давно активно экспериментирует с так называемыми «короткими» цифровыми окнами: небольшим промежутком времени между запуском релизов в традиционных кинотеатрах и онлайн. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ станет вторым большим фильмом этого года из пакета дистрибьютора, выпущенным в онлайн-кинотеатр в режиме «короткого окна». Первым в этом году был анимационный фильм БОГАТЫРША, который стал легально доступен через десять дней после выхода на большие экраны.
Несколько лет назад «Парадиз» и устраивал и более радикальный эксперимент: выпускал ленту Романа Каримова ВДРЕБЕЗГИ онлайн одновременно с традиционными кинотеатрами. Тогда эта акция наделал много шума в прессе, но неизвестно, была ли она оправдана сборами. «Сейчас мы экспериментируем с ранними «цифровыми окнами», – подтвердила «Изестиям» руководитель продаж в интернете и видео по запросу кинокомпании «Парадиз» Юлия Грашина. – Например, в [онлайн-кинотеатре] Tvzavr.ru уже вышло несколько фильмов одновременно с кинотеатрами, они пользовались высоким спросом. Учитывая этот позитивный опыт, мы рассчитываем на положительную динамику продаж».
Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин уверен, что выход фильмов в онлайн-кинотеатрах почти одновременно с кинопрокатом – это глобальная тенденция, к которой придется привыкать. «Объемы онлайн-дистрибуции начинают приближаться к объемам сборов, – объясняет он. – Например, мы недавно общались с китайскими коллегами. И там часть кинофильмов вообще не отдаются в прокат в сети кинотеатров, а сразу дистрибутируются в Интернете. Но это, конечно, требует серьезной защиты от пиратов».
Несколько лет назад вместе с «Парадизом» опыт с коротким окном проводили и продюсеры фильма ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ. Однако этот эксперимент быстро завершился из-за возмущения представителей кинотеатров, а также быстрого появления пиратских копий. Не меньшую волну недовольства обычно вызывает и быстрое появление фильма в бесплатном телеэфире: так несколько лет назад канал «Россия 2» показал в своем эфире фильм ЛИГА МЕЧТЫ в тот момент, когда он только вышел в широкий прокат.
В США эксперименты с короткими цифровыми окнам вызывают еще более бурную реакцию представителей кинотеатров. Так летом 2015 года кинокомпания Paramount объявила, что выпустит фильмы ПАРАНОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: МЕТКА ДЬЯВОЛА и СКАУТЫ ПРОТИВ ЗОМБИ с коротким цифровым окном. В ответ крупнейшие американские и канадские киносети бойкотировали эти релизы, не дав им у себя ни одного сеанса. Впрочем, даже такой гигант как Paramount, экспериментируя, оговаривался, что подобная схема выпуска фильмов одходит далеко не для всех релизов.
В России нет стандартного временного срока между премьерой фильма в кинотеатрах и началом легального показа в интернете. Однако Алексей Волин уверен, что цифровое окно должно сужаться. «Наши наблюдения показывают, что максимальная «пиратка» как раз происходит в промежутке между показом в кино и официальной продажей в Сети. Поэтому затягивание паузы — это питательная почва для пиратов, – считает он. – Наш прогноз следующий: бизнес будет идти двумя путями: фильмы для кинотеатров и фильмы для интернета. Но в России рынка для Интернет-премьер сегодня пока нет. Отбить затраты на новый фильм только в Интернете пока нельзя».