На «Кинотавре» не будет жюри кинопрокатчиков

Особенности фестиваля 2016 года: изменения и новые тренды
10 мая состоялась пресс-конференция 27-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр». Киносмотр пройдет с 6 по 13 июня в Сочи. На мероприятии были объявлены программа основного конкурса и состав жюри, а также озвучены некоторые детали проведения главного российского киносмотра.
В своей вступительной речи президент ОРКФ «Кинотавр» Александр Роднянский подчеркнул, что главная задача фестиваля – дать возможность профессиональному сообществу оценить современное состояние российского кино как в авторском, так и в коммерческом сегменте. Он также озвучил состав жюри «Кинотавра», которое в этом году возглавит один из самых успешных российских режиссеров Николай Лебедев (ЭКИПАЖ, ЛЕГЕНДА №17), и поблагодарил Министерство культуры и Фонд содействия развитию современного искусства RuArts за финансовую поддержку, без которой фестиваль бы не состоялся.
Программный директор Ситора Алиева поделилась информацией, что в этом году отборщикам пришлось отсмотреть 75 фильмов, среди которых для участия в основном конкурсе были отобраны 14. Говоря о сюжетных тенденциях заявленных картин, Алиева охарактеризовала тематику конкурсантов емким выражением «Апокалипсис сегодня». Настроение большинства фильмов снова довольно пессимистичное: они рассказывают о разрушении базовых ценностей, о жестоком противостоянии героев с суровой действительностью, в котором они, как правило, проигрывают.
В конкурсе этого года оказалось рекордное число дебютов – 9. Кроме этого, в программе представлены две документальные ленты и пять картин, снятых женщинами-режиссерами. (Более подробно со списком участников конкурса можно ознакомиться в нашем материале).
Если феминизация в российском кино – явление уже не новое, и сам «Кинотавр» последние несколько лет продуктивно открывал женские имена в режиссуре (Бычкова, Меликян, Смирнова, Сторожева и т.д.), то столь пристальное внимание к документалистике в основном конкурсе вызывает как минимум интерес. Как объяснила программный директор, привлечение в конкурс документальных картин – это не только возможность расширить привычные рамки, но, и отчасти спасение от потока слабых игровых лент, большинство которых лишены авторской позиции, при этом отличаются банальностью и телевизионной картинкой. «Ощущение, что некоторые режиссеры с помощью фестиваля пытаются найти покупателей со стороны телеканалов», – посетовала Алиева. Стоит отметить, что аналогичные претензии были высказаны и в адрес фильмов короткого метра, которые, по словам Ситоры Алиевой, по своей форме и темпоритму больше напоминают «многосерийные сериалы телеканала «Россия». На этом фоне документальные ленты, отобранные в конкурс, ЧУЖАЯ РАБОТА и ГОД ЛИТЕРАТУРЫ, по мнению организаторов, выглядят намного актуальнее, показывая реальные драмы современных людей.
В связи с темой неигрового кино из зала прозвучал вопрос об участии в конкурсе новой работы Виталия Манского В ЛУЧАХ СОЛНЦА, рассказывающей о жизни в Северной Корее. В ответ Ситора Алиева призналась, что эта картина действительно рассматривалась отборщиками и даже получила приглашение, но окончательное решение по ней остается открытым. «Мы принимаем фильмы, которые полностью отвечают требованиям Министерства культуры. В настоящий момент мы ждем от создателей В ЛУЧАХ СОЛНЦА пакет соответствующих документов, позволяющих показать фильм на территории РФ», – пояснила ситуацию программный директор «Кинотавра».
Грядущий «Кинотавр» останется без уже традиционного жюри кинопрокатчиков. Как объяснил это решение Александр Роднянский, им просто не удалось подобрать соответствующий состав: все российские прокатные компании, работающие в сегменте отечественного кино, уже «были в обороте», а представители мейджорских студий просто физически не могут присутствовать на фестивале в течение всего срока.
Претерпит серьезные изменения и деловая программа «Кинотавра». Так, формат круглых столов в этом году будет заменен на открытую дискуссию журнала «Искусство кино», где в разговорных поединках сразятся эксперты из различных сфер кинематографа: продюсеры, режиссеры, сценаристы и прокатчики. Отказались в этом году организаторы и от открытого питчинга, вместо которого пройдет «рынок проектов», на котором молодым авторам представится возможность тет-а-тет пообщаться с продюсерами и представителями прокатных компаний и представить им свои работы.
Также в рамках деловой программы пройдут три мастер-класса, посвященных сценарному мастерству, (как отметила Ситора Алиева, самому проблемному в российском современном кино), которые прочитают писатель Алексей Снегирев (финалист премии «Русский букер» и «Национальный бестселлер»), сценарист Николай Куликов (ЭКИПАЖ) и автор комедийных хитов ГОРЬКО и САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬ Жора Крыжовников.
Помимо дирекции «Кинотавра» на конференции присутствовал один из участников конкурсной программы, известный театральный режиссер Кирилл Серебренников, представляющий свой фильм (М)УЧЕНИК. На вопрос журналистов о том, чего он ждет от участия в «Кинотавре» и в Каннском кинофестивале (его картина заявлена в программе «Особый взгляд»), постановщик ответил, что для него главное – донести свое кино до зрителей. «Фильмы снимаются не для соревнований, это же не скаковые лошади, которые должны друг друга обскакать», – заметил Серебренников.
Под финал пресс-конференции Александр Роднянский объяснил необычные ки-арты 27-го фестиваля с изображением «товарища Сухова». По словам президента, в ближайшие годы они планируют посвящать постеры «Кинотавра» культовым российским и советским фильмам, и первым в этом списке оказался бессмертный хит Владимира Мотыля БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ.