АФК «Система» инвестирует в производство 3D-кинотеатров
Первую киноплощадку планируют открыть в апреле 2015 года в Москве
В Подмосковье на средства АФК «Системы» запустят завод по производству интерполяционных экранов и контрапертурных акустических систем, правами на которые владеет компания «3Д-тек» – участник иннограда «Сколково». По информации Агентства стратегических инициатив (АСИ), Министерство финансов утвердило финансирование проекта «3Д-тек» по массовому строительству бюджетных 3D-кинотеатров в объеме 450 млн рублей.
Руководство «Системы» уже рассмотрело проект и в ближайшее время должен быть подписан договор о строительстве завода. В новые помещения компания переедет из небольшого цеха в Сокольниках на территории бывшего вертолетного завода имени Миля, в котором она работала с 2010 года под различными брендами. Однако в пресс-службе АФК «Система» подчеркивают, что окончательного решения по «3Д-тек» пока не принято.
ООО «3Д-тек» учреждено в 2012 году, тогда же проект вошел в состав участников «Сколково». Основатели компании – Денис Коренев и Александр Гайдаров – занимаются разработкой акустических и видеосистем с 1990-х годов, пытаясь под разными брендами выводить на рынок свои достижения. Общий оборот «3Д-тек» за прошлый год составил 30 млн рублей. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, «3Д-тек» принадлежит кипрской Marador Engineering Limited. Продукция компании выходит под марками «3Д-тек» и «Акустический институт».
Под брендом «Акустический институт» выпускаются контрапентурные акустические системы (из них звук распределяется по помещению равномерно, динамики направлены вверх), приспособленные под экраны и работающие по запатентованному в 1995 году конструктором Александром Гайдаровым и музыкантом Алексеем Виноградовым принципу звукового давления. В настоящее время компания ведет разработку беспиксельной видеокамеры и шлема виртуальной реальности. Ключевой на текущий момент продукт компании – интерполяционные экраны, выходящие под маркой «3Д-тек». Попадая с обычного 3D-проектора на экран, изображение проходит через несколько слоев полимерных линз – каждый слой отвечает за свой уровень цветопередачи. Разработчики гордятся отсутствием традиционной пиксельной «решетки» и называют свой экран беспиксельным. Впрочем, чтобы наблюдать создаваемый трехмерный эффект, нужны специальные очки. В качестве преимуществ разработчики выделяют то, что на экран можно смотреть с любого расстояния и при включенном свете – благодаря свечению самого полотна и, соответственно, росту контрастности (при просмотре с проектора свет обычно выключается).
По данным компании, коллектив в 22 человека выполняет порядка 25–30 заказов в месяц на различные продукты. Доход с одного заказа, как отмечает главный конструктор «3Д-тек» Денис Коренев, варьируется от 400 тыс. до 4 млн рублей. Согласно прайс-листу компании, минимальная цена одного экрана (диагональ экрана в 93 дюйма) с рекомендованным к нему 3D-проектором, на сегодня составляет около 130 тыс. рублей, максимальная – более 3 млн рублей. Цена на акустические системы колеблется от 21 тыс. до 315 тыс. рублей. По словам Коренева, при организации массового производства цена на экраны и всю выпускаемую продукцию может снизиться в 3-4 раза. В 2012 году «3Д-тек» подала заявку в АСИ на финансирование проекта по строительству 5 тыс. быстровозводимых кинозалов в малых городах России.
В апреле этого года заявку из АСИ передали в Минфин, где она была одобрена. По словам Дениса Коренева, компанией разработана программа по строительству кинозалов (до 120 зрителей) с использованием разработок фирмы. Помимо фильмов кинотеатры будут также предлагать просмотр спортивных и культурных трансляций, специальный контент для школьников и студентов. Коренев также сообщил, что в 2009 году акустическими системами компании уже был оборудован четырехзальный кинотеатр Gold Cinema в Коломне.
Строительство новых кинозалов в несколько раз дешевле возведения обычных, говорят в АСИ: стоимость возведения одного кинозала составит 4,4 млн рублей, а экраны будущих кинотеатров от «3Д-тек» имеют 95% сохранения цвета при включенном свете (обычные – 47%). При осуществлении проекта планируется строить от 50 до 100 кинокомплексов в год, а их оценочная окупаемость, как ожидается, составит около 2 лет, говорят в АСИ.
Подобные проекты по оборудованию кинотеатрами малых и средних городов России уже выдвигались в 2009 году. Тогда был запущен проект сети кинотеатров «Кино Сити», предполагавший открытие 122 кинотеатров в городах с населением менее 400 тыс. человек. В проект, поддержанный государством, вложились Федор Бондарчук, основатель сети «Кронверк Синема» Эдуард Пичугин (ему принадлежит контрольный пакет) и продюсер Сергей Сельянов. По словам генерального директора «Кино Сити» Валерия Карпова, в течение 5 лет проект развивался не так активно, как того ожидали инвесторы, из-за влияния общей экономической ситуации в стране. На сегодняшний день «Кино Сити» было возведено четыре кинотеатра – в Новосибирске, Туле, Оренбурге и Петербурге. При этом первые три были построены в рамках торговых центров, хотя изначально проект предполагал строительство отдельных легковозводимых металлических конструкций, кинотеатр в Санкт-Петербурге также был возведен из бетонных конструкций. Несмотря на это, говорит Карпов, проект продолжает развиваться и места под будущие кинотеатры в регионах уже выделены. Цена билета в кинотеатрах варьируется от 80 до 400 рублей, сначала планировалось, что стоимость билета не превысит 130 рублей.