Альтернативная реальность. Часть 1
Какие актуальные проблемы высветил слет АВК в Воронеже
На прошлой неделе в Воронеже прошел первый слет художественных кинотеатров, организованный при содействии Ассоциации владельцев кинотеатров, компании «Невафильм Research» и журнала «Искусство кино». Более шестидесяти представителей показчиков со всей страны собрались в кинотеатре «Спартак», чтобы после долгого перерыва обсудить проблемы кинопроката и поискать пути их решения. БК побывал в Воронеже и постарался понять, какие актуальные проблемы и возможности для кинооотрасли высветил прошедший конвент.
ЧТО ЭТО БЫЛО
Выбранный формат мероприятия был крайне необычным для представителей кинотеатров. До пандемии регулярно проводились сессии членов Ассоциации владельцев кинотеатров, но проходили они, как правило, за закрытыми дверями. По этой причине кинообщественность узнавала о принимаемых на таких встречах решениях постфактум. Для первого в истории слета художественных кинотеатров был выбран максимально демократичный формат: принять участие в мероприятии могли представители любой площадки, которые были готовы приехать в Воронеж. Никаких взносов за это не предполагалось. На повестке дня стояло непосредственное общение и поиск наиболее эффективных путей решения насущных для кинотеатров задач. Несмотря на сужающее спектр участников форума название, на него приехали представители не только площадок, которые работают с арт-контентом, но и, например, крупных региональных сетей «Премьер Зал» и «Монитор». И вот первое любопытное наблюдение. Не только кинотеатры, ориентированные на арт-мейнстрим, активно ищут пути увеличения зрительских потоков. Площадки, зарабатывающие на показе коммерческого мейнстрима, также готовы к диверсификации контента в условиях неопределенности судьбы ближайших голливудских релизов.
ВЕЧНАЯ ДИЛЕММА
Разговор о кино, делающем ставку на художественные качества (артхаус, авторское кино, «кино не для всех», креативный контент – нужное подчеркнуть), требует пояснений – что конкретно имеется в виду. Каждый представитель кинопоказа интуитивно понимает, о чем речь, однако при переходе на примеры все заметно усложняется. Можно ли считать креативным контентом высокобюджетное авторское кино от Квентина Тарантино или Гая Ричи, которое собирает на нашем рынке миллиарды рублей? А можно ли ставить в один ряд с такими фильмами различные документальные проекты с неочевидной зрительской аудиторией, выводимые на рынок компаниями Reflexion Films или CoolConnections? Попытке отделить «художественное» кино от «нехудожественного» был посвящен отдельный рабочий мозговой штурм во второй день слета.
«Не начав говорить о том, чем «художественное» кино отличается от «нехудожественного», мы вообще ни к чему не придем, – рассуждает глава АВК Олег Березин. – А договориться о единых понятиях и терминах необходимо, так как от развития данного сегмента зависит интеллектуальное будущее нашей страны, уж простите за пафос. Эта тема практически не обсуждалась последние двадцать лет, все были увлечены массовым сегментом кинопоказа. Важно понимать, что на слете речь шла не о художественной самодеятельности, а именно о форме бытования креативного кинобизнеса, о выстраивании экономически действенной модели работы кинотеатра, который занимается «художественным» кино».
По приведенным Березиным данным, доля кассовых сборов сегмента арта и арт-мейнстрима в 2019 году составила 4,6% от общей емкости российского рынка, в проблемном 2020-м она выросла до 5,2%. По посещаемости доля сегмента равнялась 4,4% в 2019 году и 5,1% – в 2020-м. Можно констатировать небольшой рост, который особенно радует в условиях ковидных ограничений, которые испытывала отрасль кинопоказа на протяжении большей части прошлого года. С другой стороны, понятно, что этот рост произошел во многом за счет снижения конкуренции с массовым сегментом – в 2020-м до проката не добралась пара десятков голливудских коммерческих хитов.
Отдельно стоит отметить цифры альтернативного контента, к которому относятся показы концертов, балета, оперы, спектаклей, фильмов про искусство и различные ретроспективы. Березин называет такой контент «креативным». Его доля до наступления ковида показывала стабильный рост: от 0,7% в 2018 году до 1,4% в 2019-м по кассовым сборам и от 0,9% в 2018 году до 1,6% в 2019-м по посещаемости. К сожалению, коронавирус снизил прошлогодние показатели сегмента: сборы в 2020-м просели до 1,1%, а посещаемость – до 1,3%. Обращает на себя внимание положительная динамика доли документальных проектов – данный показатель продолжает устойчиво расти. Если в 2019-м сборы данного направления составляли 20,1% от общего объема альтернативного контента, то в прошлом году они подскочили до 27,9%.
Постоянно наблюдаемый рост подтверждает тезис, что прокат арт-кино и другого креативного контента – не любительская деятельность, а именно самостоятельная форма существования кинобизнеса, связанного с таким контентом.
ОТ МУЛЬТИПЛЕКСА К АРТПЛЕКСУ
Олег Березин напомнил о базовой классификации кинотеатров. Последние десятилетия во всем мире до минировала концепция мультиплекса – многозального кинотеатра, расположенного в крупных городах. Для него характерна демонстрация блокбастеров, на которых кинотеатр делает основную выручку. Для таких площадок кинопоказ является практически исключительно коммерцией.
Однако в последние годы в противовес модели мультиплекса стала развиваться модель «кинотеатра у дома» – площадки, выполняющей функции социального хаба, работающей на социализацию членов локальных сообществ. В составе таких кинотеатров могут быть лектории, книжные и киноклубы, студии детского и мультимедийного творчества, здесь могут проходить концерты и выставки. Подобная площадка ближе по конфигурации к определению художественного кинотеатра. Примерами в Москве могут быть кино театры сети «Москино».
Третий вид кинотеатров – артплексы. Это малозальные площадки, киноклубы, синематеки, для которых демонстрация высокохудожественного кино является основной задачей. Артплексы являются местом катализации мышления для целевой аудитории, помогают создавать смыслы, интерпретации, рефлексии. Для артплекса важны все возрастные сегменты публики, но основная ставка делается на интеллектуальную молодежь. Таких площадок в стране по-прежнему немного, но в крупных городах есть потенциал для их возникновения.
Согласно исследованию консультационной фирмы PwC, в результате изменения потребительского поведения и перераспределения спроса с офлайн-торговли на онлайн происходит постепенное падение трафика в торговых центрах. В Москве до 2030 года уровень посещаемости ТРЦ может снизиться на 11%. При этом за последние пять лет доля категории «Развлечения» в площади ТРЦ выросла с 7% до 23%. В США с 2010 по 2019 годы доля занимаемой площади данного сегмента в торговых центрах увеличилась на 44%. Иными словами, люди перестают ходить в ТРЦ за покупками, в перспективе они все чаще будут ходить туда за развлечениями. Поэтому следует ожидать дальнейшего роста культурно-познавательных и досуговых концепций в структуре арендаторов торговых центров. Должна увеличиться доля альтернативных якорей: выставочных помещений, музеев, образовательных центров, лекториев, коворкингов, медицинских клиник. Существующие магазины заменят концепт-сторы, поп-ап-сторы и шоурумы. В этом смысле художественные кинотеатры, которые могут более гибко адаптироваться к актуальным тенденциям, обладают рядом преимуществ и перед ТРЦ, и перед расположенными в них сейчас мультиплексами. Все это дает надежду на то, что артплекс может стать экономически состоятельной и самостоятельной моделью бизнеса, основанного на креативном контенте.
ЗАПРОС НА СОБЫТИЙНОСТЬ
В разговорах о работе арт-площадок на протяжении всего слета неоднократно всплывала тема кураторства. Присутствие на площадке грамотного эксперта, способного сформировать привлекательный для целевой аудитории репертуар и сопроводить его интересными обсуждениями и событиями – один из проверенных рецептов грамотной организации работы артплекса. Кинокритика по-прежнему никак не влияет на судьбу картин, когда речь идет о рецензиях в газетах, журналах и интернет-изданиях. Однако присутствие медийного журналиста в качестве куратора на показе повышает его событийность. Успех ретро-проектов компании «Иноекино» показал, что в столицах сформировалась прослойка зрителей, активно интересующихся разовыми, событийными показами. Следуя проторенной компанией Алексея Бажина дорогой, журнал «Искусство кино» в 2018 году провел 120 различных событий с суммарной аудиторией в 49 тысяч человек, переупаковав для них старое советское кино и добавив к его восприятию новые смыслы. На мероприятия журнала приходила самая разная публика. Это успешный, сравнительно обеспеченный городской зритель с высоким уровнем культурного потребления. Тот факт, что за последние несколько лет арт-сегмент совершил в столицах серьезный рывок вперед, говорит о том, что, по крайней мере, в Москве и Санкт-Петербурге количество таких людей растет. Растет и предложение для данной аудитории – достаточно вспомнить активно развивающийся проект «КАРО.Арт». Но есть свои точки роста и в миллионниках – Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске. Или в том же Воронеже, который принимал слет в кинотеатре «Спартак». Данный кинотеатр славится тем, что его владелец Михаил Носырев приучил местную аудиторию к прямым трансляциям театральных постановок, доля которых в валовом бокс-офисе площадки достигла фантастических 20%.
В то же время общая динамика развития арт-сегмента в регионах оставляет желать лучшего. Чем больше мы отдаляемся от столиц, тем сложнее привлечь или вырастить грамотных кураторов, способных столь же успешным образом переупаковывать смыслы фильмов для региональной аудитории. Например, руководитель отдела проката сети «Премьер Зал» Андрей Колесниченко в разговоре с БК подтвердил, что осваивать сегмент арт-кино и альтернативного контента сеть начала совсем недавно, уже после пандемии. Велика вероятность, что в такой централизованной стране, как Россия, любой амбициозный региональный куратор рано или поздно переберется в Москву или Питер, чтобы продолжить свою деятельность на принципиально другом уровне. И пока в регионах заниматься кураторством не станет столь же престижно, как в столицах, показ небанального контента там будет в лучшем случае стагнировать.
Негусто в регионах и с другими событийными форматами – прямыми трансляциями спектаклей или эпизодов сериалов, встречами с создателями фильмов, юбилейными показами картин. Впрочем, глава компании «Иноекино» Алексей Бажин положительно настроен по вопросу перспектив арт-сегмента в регионах: «Просто столицы начали это все развивать раньше, что понятно. Но и в регионах, на мой взгляд, запрос растет. Доля наших сборов там достигла 50 процентов (оставшаяся половина – это доля Москвы и Петербурга), а это серьезный показатель. Раньше были другие цифры. Все больше кинотеатров интересуется содержательным и умным кинематографом, чтобы привлечь аудиторию, которая редко ходит в кино в силу разных причин и разочарований».
Александр Букреев, руководитель компании «ПилотКино» и представитель кинотеатра Дома журналиста в Москве, считает, что арт-контент вполне может работать и без пресловутой событийности. Букреев привел в пример историю киноцентра «Соловей», который годами крутил знаковые авторские картины, не сопровождая их никакой «дополнительной стоимостью». Уже упомянутый кейс компании «Иноекино» служит примером стабильной и регулярной работы со своей целевой аудиторией, когда событийность стала использоваться лишь как вторичный маркетинговый инструмент. Как известно, компания Бажина от точечных показов плавно перешла к регулярному прокату ретро фильмов. По мнению Букреева, ключевая проблема арт-сегмента – пресловутое давление мейджоров, которые продолжают «отъедать» слишком много экранного времени у альтернативных релизов. Букреев призвал кинотеатры и дистрибьюторов объединиться: «Если мы выработаем систему коллективного принятия решений, это кратно увеличит доходы как кинотеатров, так и не зависимых прокатчиков. Пока же рынок недополучает огромные деньги. Средняя заполняемость и до коронавируса падала на протяжении нескольких лет. В то же время слаженная работа кинотеатра и дистрибьютора по привлечению зрителя производит взрывной эффект».
Участники слета сошлись на том, что потенциал развития арт-сегмента не исчерпан как в Москве, так и в регионах. При этом предельная планка посещаемости даже самых успешных арт-мейнстримных проектов (альтернативный контент еще более специфичен и сегментирован), по подсчетам БК, на данный момент по-прежнему не превышает 300 тысяч человек, как и несколько лет назад.
24.03.2021 Автор: Никита НИКИТИН