Эндрю Стэнтон: «Сильная история – это не привилегия больших студий, это привилегия талантливых людей»
Режиссер «В поисках Дори» о мультфильме и секретах успеха
В российский прокат выходит мультфильм В ПОИСКАХ ДОРИ, а пару недель Москву посетил режиссер картины, двукратный обладатель премии «Оскар» Эндрю Стэнтон. Профессионал, подаривший миру ИСТОРИЮ ИГРУШЕК, В ПОИСКАХ НЕМО, ВАЛЛ-И, КОРПОРАЦИЮ МОНСТРОВ и ДЖОНА КАРТЕРА, представил в столице свое новое творение, прочел лекцию о секретах мастерства PIXAR и рассказал БК, почему зрителям пришлось так долго ждать продолжения блокбастера про забывчивую рыбку.
Перед показом В ПОИСКАХ ДОРИ, вы рассказали, что задумались над продолжением НЕМО только в 2011 году, пересмотрев новую версию мультфильма в 3D и начав переживать, что Дори так и не нашла своих родителей. Получается, что с момента рождения идеи до выхода В ПОИСКЕ ДОРИ на экраны прошло около пяти лет. Почему процесс занял так много времени?
Начнем с того, что один год из этих пяти я был погружен в работу над ДЖОНОМ КАРТЕРОМ и не мог заниматься ничем другим. То есть остается четыре года. Бóльшую часть этого времени заняло написание сценария – примерно 3,5 года. Остальное ушло на то, чтобы собрать команду, и, собственно, снять мультфильм. В принципе, я бы не сказал, что работа над ДОРИ была продолжительнее, чем обычно, или что у нас были какие-то сложности. Просто на то, чтобы придумать отличную историю, иногда уходит несколько лет.
Придумывать продолжение легче или сложнее, чем работать над оригинальным сюжетом?
Я работал над двумя франшизами: ИСТОРИЕЙ ИГРУШЕК и В ПОИСКАХ НЕМО. И я заметил, что каждый раз в самом начале ты находишься в эйфории, что тебе предстоит встреча со знакомыми персонажами. Это как будто ты вернулся в семью. Тебе кажется, что все будет очень легко, потому что не нужно придумывать заново героев, они все уже есть. А дальше все происходит как в настоящей семье – ты был счастлив увидеть родных, потому что соскучился, но через пару дней они тебе уже надоели, ты их знаешь, как облупленных, и хочешь, чтобы они поскорее уехали. И в этот момент приходится сделать над собой определенное усилие, посмотреть на своих героев другими глазами, научиться их заново слышать. В ходе работы над сиквелом, я много нового узнал про Мэрлина, Немо и, конечно, про Дори. Совершать подобные открытия – это то, что я больше всего люблю в моей работе. Наверное, поэтому только первые пару месяцев ты думаешь, что работаешь над продолжением, а затем вдруг осознаешь, что перед тобой оригинальная история. Неожиданно ты оказываешься на совершенно новой территории, и ты чувствуешь себя на ней таким же потерянным, каким ты был, когда приступал к работе над первым фильмом. Если честно, я всегда чувствую себя потерянным, когда придумываю новую историю – то есть бόльшую часть своей жизни (смеется).
Изначально придумывая персонажей В ПОИСКАХ НЕМО, вы занимались изучением подводного мира? Ваши главные герои – рыба-клоун и рыба-хирург. Вы наделяли их какими-то определенными чертами характера, опираясь на свои познания в биологии?
В выборе своих героев я опираюсь скорее на свои эмоции. Что касается Немо, то это довольно забавная история. Когда мои дети были очень маленькими, мы выписывали по почте каталог разных дешевых товаров. И однажды на его страницах я заметил фотографию двух оранжевых рыбок с белыми полосками. Там была маленькая и большая рыбка, и они выглядели, как папа и сынок. Это было невероятно трогательно. Я решил, что Немо и Мэрлин должны выглядеть именно так. Это уже потом я узнал, что это рыба-клоун, начал изучать их, но изначально я их выбрал, потому что то изображение тронуло меня. Потом я начал думать над тем, как будет выглядеть Дори. И, будучи в Тихоокеанском Аквариуме в Лонг-Бич, я увидел огромный, высотой в стену аквариум, полный ярко-голубых рыбок. Это было невероятное зрелище. Я подумал: а ведь голубой очень хорошо сочетается с оранжевым! Так я нашел Дори (смеется). Я отталкивался, в первую очередь, от визуального эффекта, нежели от каких-то исследований. В целом, не могу сказать, что мы старались быть особенно точными в изображении наших подводных героев, начиная с того, что наши рыбы, в отличие от настоящих, разговаривают (смеется).
Вы работаете в анимации почти 30 лет. Ка считаете, ваша аудитория за это время изменилась?
Хм, хороший вопрос. Работая над ДОРИ, я понял, что моя аудитория повзрослела вместе со мной. И это заставило меня почувствовать себя очень старым (смеется). Моему сыну сейчас двадцать три года, а когда я работал над своим первым мультфильмом, ИСТОРИЕЙ ИГРУШЕК, ему было четыре года. Первые зрители В ПОИСКАХ НЕМО уже тоже успели повзрослеть. Работая в анимации так долго, я наблюдаю, как сменяются поколения. И я очень ценю, что, повзрослев, моя аудитория все равно приходит на мои мультфильмы. Я очень люблю свою работу, потому что могу дарить людям положительные эмоции, и в ответ чувствую их благодарность. Первые десять лет я каждый раз волновался, придут ли зрители на мой новый мультфильм или нет. И я очень рад, что они всегда приходят. Конечно, есть и определенное давление в том плане, что нужно соответствовать их ожиданиям, но мне это нравится.
Можно ли сказать, что вместе с аудиторией изменился и стиль вашей работы? После просмотра мультфильма возникло ощущение, что по сравнению с НЕМО в ДОРИ больше серьезных, сентиментальных сцен.
Да, верно. Это отражение моего взросления. В ИСТОРИИ ИГРУШЕК, которую я делал, когда мне было двадцать, было больше динамики, некоего бунта, может быть, даже агрессии. А когда ты становишься старше, то к тебе приходит опыт, размеренность, уравновешенность, сентиментальность. И тебе становятся интересными другие вещи.
Во время своего визита в Москву, помимо презентации мультфильма, вы дали лекцию начинающим аниматорам. Насколько эта миссия – быть учителем, наставником – для вас важна? Что самое главное вы хотели бы посоветовать молодым режиссерам?
Я испытал невероятные ощущения от этой встречи. Мне вообще очень нравится общаться со студентами, в эти минуты я чувствую себя одним из них. Я не ощущаю себя профессором или человеком, который знает все ответы. Конечно, у меня есть опыт, которым я могу и хочу поделиться. Но мне скорее хочется делиться своими проблемами, страхами. Потому что никто не говорил мне этого, когда я начинал. Анимация – это же не только фантазия и талант, это сложная работа. Какой бы опыт у тебя ни был, у тебя все равно не будет уверенности, что ты все знаешь и умеешь. Мне кажется, самое главное – быть честным с молодым поколением, предупреждать их, что будет тяжело.
В России пока нет таких мощных анимационных студий, как Pixar или Disney. Возможно ли, по-вашему, независимым компаниям создавать качественные и успешные мультфильмы, не имея за плечами больших бюджетов и сверхсовременных технических ресурсов?
Я в этом уверен. И я знаю, о чем говорю, потому что сам снимал малобюджетные мультфильмы. Сильная история – это не привилегия больших студий, это привилегия талантливых людей. Таланты появляются в любых условиях, при любых экономических ситуациях. Я видел потрясающие работы, снятые не очень профессионально и за очень скромные деньги. Я бы посоветовал концентрироваться на идеях, не беспокоиться о том, насколько ваши работы техничны или богаты визуальными эффектами. Хорошие идеи всегда работают!