top banner

Оливье Мегатон: “Я больше не хочу снимать сиквелы”

Автор: Сергей Аверин

2 октября 2012

Уже на этой неделе на российские экраны выйдет французский экшн ЗАЛОЖНИЦА 2, одним из продюсеров которого выступает небезызвестный Люк Бессон. Три недели назад на премьеру фильма в Москве приезжали исполнитель главной роли Лиам Нисон и режиссер сиквела Оливье Мегатон. Нам стало интересно, каково это – снимать продолжение, когда над постановкой предыдущей части работал другой режиссер? И трудно ли сотрудничать с Бессоном? Эти и несколько иных вопросов мы задали г-ну Мегатону.

У вас уже был опыт работы над продолжением франшизы – вы снимали третью часть ПЕРЕВОЗЧИКА. Теперь вот ЗАЛОЖНИЦА 2. С какими трудностями приходится сталкиваться, когда берешься за продолжение фильмов других режиссеров?

Над сиквелами всегда работать труднее. Признаться, мне очень непросто дался третий ПЕРЕВОЗЧИК. Картина оказалась для меня более сложной, чем какая бы то ни было другая. В основном, конечно, из-за актера. Джейсон Стэйтем сейчас на пике своей карьеры и стал полноправной звездой. Он и в ранних своих фильмах отлично играл, но в третьем ПЕРЕВОЗЧИКЕ был особенно поразительным. Это неплохо, наоборот, мы стремились именно к тому, чтобы каждый последующий фильм выходил более динамичным, чем предыдущий. Но после окончания работы над ПЕРЕВОЗЧИКОМ я дал себе зарок – никогда больше не снимать сиквелов. Признаюсь, мне приятнее снимать свои фильмы, у которых нет какой бы то ни было предыстории.

Что же касается ЗАЛОЖНИЦЫ 2, я изначально не был в восторге от идеи запускать продолжение, потому что мне понравился первый фильм. Сюжет был вполне законченным, и я, честно говоря, не представлял, в каком направлении можно эту тему развивать. Вообще когда берешься за сиквел, заранее нельзя предсказать, будет ли кино успешным (и даже хорошим), захотят ли зрители его посмотреть? Приходится как-то подстраиваться под общую концепцию франшизы. Это не совсем то, что я ищу в кинематографе.

Но прочитав сценарий ЗАЛОЖНИЦЫ 2, я переменил свое решение. Я сказал самому себе: «Что ж, можно попробовать. Для меня это будет неплохое испытание». Трудности, которые приходится преодолевать, стимулируют меня к работе. Сюжет первой части закручивался вокруг страданий одной только главной героини. В ЗАЛОЖНИЦЕ 2 будет куда больше экшна. Но главное – во втором фильме мы расширили эмоциональную базу, рассказали некую предысторию персонажей. Все это было сопряжено с определенными трудностями.

То есть вы не ищете легких путей?

Да, можно и так сказать. Теперь я, наверное, не буду столь категорично отказываться от сиквелов. Может быть, когда-нибудь я и возьмусь за съемки очередного продолжения, но пока постараюсь избежать этого и сделать что-то свое – на данном этапе я больше не хочу снимать сиквелы.

С продюсером Люком Бессоном вы работали на трех проектах. Он продюсер-тиран или же, наоборот, предоставляет режиссеру максимальную свободу?

Я понимаю, почему вы спрашиваете. Действительно, многие считают его тираном. Но только не я. Мы знаем друг друга уже 20 лет. Когда мы познакомились, я уже был режиссером. Он предложил мне поработать вместе, а я ему тогда прямо сказал: «Не хочу я с тобой работать!» У меня никогда не было кумиров, я никем особенно не восхищался. Но по прошествии какого-то времени я понял, что поторопился с отказом, и мы все же начали сотрудничать. И Люк всегда мне доверял, потому что мы оба режиссеры и знаем, что значит «снимать фильм». Разумеется, мы сначала разбираем сценарий. Над ЗАЛОЖНИЦЕЙ 2 мы просидели пару часов. Я ему говорил: «Не хочу делать это, не хочу делать то. Ты не против?» Он соглашался: «Да, без проблем, пускай». Наверное, это было для него не так просто, как кажется, ведь он выступал не только продюсером, но и соавтором сценария. Во время съемок Люк появился на площадке раза три, в среднем по одному часу. Он посмотрел фильм, только когда мы закончили монтаж! При этом мы сталкивались с ним практически каждый день на студии. Он, как бы походя, спрашивал: «Как у тебя там? Все нормально? Ну и славно. Как закончишь – позвони». И я не представляю себе, что могло бы быть иначе. Если бы Люк начал меня «драконить», я просто отказался бы от проекта.

Первая ЗАЛОЖНИЦА фактически сделала Лиама Нисона звездой Голливуда, хотя он и до этого был известен и успешен. За последующие пять лет Нисон снялся в шести крупных студийных проектах. Насколько ценен на съемочной площадке был его опыт? Он давал какие-нибудь советы?

Я бы не сказал, что именно ЗАЛОЖНИЦА сделала Лиама звездой. Скорее СПИСОК ШИНДЛЕРА. Эта роль была настоящим прорывом. ЗАЛОЖНИЦА оказалась для него, пожалуй, чем-то новым. Он смог раскрыть свои неочевидные и к тому моменту не востребованные таланты и навыки. Лиам согласился участвовать в этом проекте по двум причинам: ему понравился сценарий и стиль работы режиссера. Обычно если хотя бы один из этих двух компонентов его не устраивает, он отказывается. Все очень просто. Лиам сотрудничает с режиссерами, которым доверяет. Для меня это было большим подарком – работать с таким выдающимся актером. Он никогда не позволит себе сказать: «На твоем месте я бы…» или что-то подобное. Мы двигались в одном направлении, мыслили параллельно и не тратили время на какие-то пустые и пространные обсуждения. Было достаточно обозначить направление. Почему персонаж ведет себя именно так и не иначе? Что им движет? Все было предельно конкретно и четко. Такое же взаимопонимание у меня сложилось со всей съемочной группой. Иногда даже нет необходимости кому-то что-то говорить – достаточно посмотреть, и человек уже знает, что ему нужно делать.

Сейчас главный герой боевиков – по крайней мере в России – Джейсон Стэйтем. Лиам Нисон существенно старше его. Он, наверное, мог бы вписаться в команду НЕУДЕРЖИМЫХ. Для вас возраст героя был каким-то принципиальным моментом, с помощью которого можно необычно рассказать историю?

Несколько недель назад мне на глаза попался сценарий, главная роль в котором была написана как будто для Лиама. Я буквально видел, как гармонично он бы смотрелся в этом образе. Но, увы, Лиам не подошел по возрасту. Конечно, он в отличной физической форме и может сыграть практически кого угодно. Но, согласитесь, будет выглядеть глупо, если 50-летний мужчина станет изображать 30-летнего героя. Магия кино, конечно, сильная штука, но не всемогущая. Я не стал лукавить и напрямую сказал ему: «Лиам, не могу предложить тебе эту роль, хотя 20 лет назад ты бы исполнил ее просто потрясающе».

Что я хочу сказать? Джейсон – тоже отличный актер, способный передать огромный спектр эмоций. Лиам не гнушается динамичных сцен, требующих от него хорошей физической подготовки. И все же Лиама никак нельзя назвать атлетом. Его амплуа – опытные мужчины в возрасте. Вообще вопрос только в том, как прописан тот или иной образ. Потому что некоторые роли может играть актер как 35, так и 50 лет – без ущерба для драматической составляющей. Другие – категорически нет. Согласитесь, трудно представить себе Лиама в роли молодого героя ПЕРЕВОЗЧИКА.

Самое читаемое

Слоу моушн по-русски: как замедление YouTube отразится на индустрии контента
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier представил новинки сезона 2024-2025 годов
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в августе 2024 года
Подробнее
Налог на кино
Подробнее
Генерального директора «Кинопоиска» оштрафовали на 800 тысяч рублей из-за «Любви» Гаспара Ноэ
Подробнее
Фильм с Григорием Добрыгиным и Чулпан Хаматовой получил приз на Венецианском кинофестивале
Подробнее
Александр Сокуров не сможет открыть свою мастерскую в Армении
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Лунтик» продолжает лидировать
Подробнее
«Кинопоиск» оштрафовали на 7 млн рублей за пропаганду педофилии
Подробнее
Продюсер «Вия» Алексей Петрухин стал фигурантом дела о взятке
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 2–8 сентября 2024 года
Подробнее
«Тур с Иванушками» покажут в Берлине
Подробнее
«МТС Медиа» и Правительство Москвы заключили соглашение о сотрудничестве
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Любовь зла»
Подробнее
В России возбудили более ста административных дел о нелегальном кинопрокате в 2024 году
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Обе две» обходит «Дикую» и «Культурную комедию»
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вернули первенство
Подробнее
Сериал «Комбинация» показал лучший старт для оригинальных проектов Wink в 2024 году
Подробнее
Уилл Смит отказался от участия в боевике «Парни без сахара»
Подробнее
Вторую и третью очереди кинопарка «Москино» откроют до 2030 года
Подробнее