top banner

Ситора Алиева: «Дебютное кино окончательно сложилось как индустриальный сектор с обширной географией»

Автор: Рая Башинская

15 августа 2023

Программный директор секции полнометражных дебютов фестиваля «Короче» рассказала БК о том, как проходил отбор проектов и о своих ожиданиях перед началом смотра

На фестивале «Короче», который пройдет с 15 по 20 августа в Калининграде, в этом году впервые будет представлена программа дебютного кино. Ее формированием занималась Ситора Алиева, ранее отвечавшая за программу фестиваля «Кинотавр». О том, как проходил отбор проектов, о своих ожиданиях перед началом смотра и о состоянии дебютного и авторского кино в России она рассказала БК.

Вы программный директор секции полнометражных дебютов фестиваля «Короче». Какие у вас ожидания перед стартом смотра?

Я была не одна, отдельное спасибо моим коллегам по отборочной комиссии Марии Токмашевой и Наталии Григорьевой. Нас удивило количество заявок на участие: поступило 52 фильма из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Владикавказа, Березников, Иванова, Перми, Калининграда, Красноярска, Братска, Уфы, Улан-Удэ, Казани, Переславля-Залесского и других городов. То есть по-прежнему заметно региональное кино, не только якутское, но и татарское, башкирское, бурятское, осетинское. Причем выяснилось, что авторы из Владикавказа и Улан-Удэ, подавшие заявки на участие в конкурсе дебютов, уже сняли по два-три полных метра, участвовали с ними в других смотрах и прокатывали в своих республиках.

Женщины сняли 34 процента поступивших работ, мужчины – 61 процент, остальное – смешанные тандемы и группы. А что касается возраста, то режиссером может стать каждый: заявки приходили и от 21-летних, и от 60-летних.

Двадцать из присланных фильмов были созданы при поддержке министерства культуры, несколько – при поддержке платформ. Из оставшихся тридцати независимых лент чуть меньше половины – любительские, буквально снятые на коленке.

Тем не менее режиссеры сорока картин уже обладают профессиональным опытом в кино или медиаиндустрии: они либо снимали короткий метр, сериалы, документальное кино, рекламу, игровое кино, либо были задействованы на площадке как актеры, художники и так далее. Таким образом, дебютное кино окончательно сложилось как индустриальный сектор с обширной географией.

Если дебютного кино оказалось много, какие критерии вы использовали при отборе?

Критерий всегда один – качественное кино. Все отобранные картины сняты профессионалами кино- или медиаиндустрии. И это неудивительно: опытным, внятным, понимающим, чего они хотят, режиссерам проще получить финансирование. Нас удивило очевидное желание делать кино для зрителя. Поступил даже костюмный фильм, снятый историческими реконструкторами… Возможно, молодые режиссеры хотят обрести свою аудиторию и найти публику более широкую, чем педагоги, друзья или родственники. Также заметно влияние сериалов.

Как именно оно проявляется?

Сериалы – знак нашего времени, неизбежно накладывающий свой отпечаток и на тип драматургии, и на способ работы с актерами, и на характер изображения. Целый ряд присланных на отбор дебютов очень похож на пилотные эпизоды: история оставляет возможность для продолжения, зритель размышляет, как сложится судьба героев.

Драмы составляют базу программы любого смотра, но фестивального или авторского кино становится все меньше, а экспериментальное кино снимают в основном любители. Если говорить о том, какие темы и проблемы волнуют молодых авторов, то это семья и отношения, столкновение с серьезным жизненным вызовом и способы его преодоления.

Как вы оцениваете нынешнюю программу дебютного полнометражного кино?

Программа стала неким агрегатором жанрового кино. В конкурсе представлены следующие жанры. Ставшее также фильмом открытия фестиваля драмеди СКАЗКИ ГОФМАНА мастера рекламы и медиа Тины Баркалая с тонкой иронией рассказывает о том, что все в наших руках. Спортивная драма КРЕЦУЛ Александры Лихачевой основана на реальных трагических событиях из жизни дзюдоиста Олега Крецула. Из поданных на отбор трех триллеров (а это сложный жанр, требующий опыта и владения ремеслом) в конкурс вошла ПРАВДА Максима Кузнецова. В то же время это серьезная психологическая история. Крайне редко на фестивали попадает детское кино достойного качества, тем более независимое и региональное. В картине БЕРИ ДА ПОМНИ Байбулата Батуллы (у которого уже есть приз «Короче» за короткий метр «Половинки») действительно все сошлось.

Истории взросления присутствуют почти на каждом фестивале в любой точке мира. В нашей программе эта тема раскрывается в проекте ЛЕТОМ АСФАЛЬТ ТЕПЛЫЙ Ирины Бас. ЧАЙКА Полины Лазаревой – мелодрама про одиноких людей в большом городе в поисках любви. АКВАРИУМ Ильи Шагалова – антиутопия. Согласитесь, редкий случай для дебюта. Героиня фильма Владимира Скворцова ТАЙМ-АУТ – одна из миллионов, верящих в аффирмации, желающих обнять вселенную и стать счастливыми.

Довольно разнообразна и история создания отобранных дебютов. Многие были задуманы давно – пять лет назад, а то и все пятнадцать, но запустились только в последние два-три года. Фильмы конкурса корреспондируют между собой. Мы не ставили такой задачи, но часто, как наблюдают отборщики больших фестивалей, картины отбирают себя сами.

Да, ленты нашей программы обладают всеми плюсами и минусами дебютов, но продюсеры помогают режиссерам выравнивать качество, а фестиваль дает старт, платформу и помощь в поиске публики. А дальше следующая группа экспертов – жюри, медиа, пресса, индустрия – будет делать свои выводы и свой выбор.

Вы говорите, что дебютное кино становится более зрительским. Авторское кино в целом переживает сейчас сложные времена – зритель предпочитает смотреть его на платформах, а не на больших экранах, международные фестивали стали недоступны для него. Как это повлияет на его развитие в долгосрочном периоде, на ваш взгляд?

Сегодня действительно самый сложный момент не только для дебютного, но и для авторского кино. Советское, а потом российское кино было востребовано на разных континентах и получало важный элемент продвижения через международные площадки. Когда многие двери для нас оказались закрыты, авторскому и дебютному кино стало очень сложно. Пока оно будет искать себе место на внутреннем рынке – в фестивальной сфере, в той или иной степени в кинопрокате и на платформах.

Как вы оцениваете дальнейшие перспективы фестивального движения в России?

Пока наши перспективы – делать работу здесь и сейчас.

У программы дебютного кино сильное жюри, вручается Гран-при и два спецприза и нет наград за сценарий, режиссуру, операторскую работу, как в программе короткого метра. Почему? Какие спецпризы будут вручаться?

Часто так бывает, что актеры, операторы и сценаристы оказываются опытными, далеко не дебютантами. Поэтому мы решили дать жюри полную свободу награждать все, что оно считает нужным. Понятно, главный приз – это всегда выбор вкуса, интересов, позиции, эстетических пристрастий конкретного жюри. Оба состава жюри на нынешнем «Короче» блестящие, и мы можем только гордиться такими замечательными экспертами.

Будет ли программа дебютного кино на «Короче» в следующем году? Как в целом вы оцениваете сотрудничество с фестивалем?

Команда фестиваля безупречна и профессиональна, и я надеюсь на продолжение сотрудничества.

Фото: личный архив Ситоры Алиевой

Самое читаемое

Касса четверга: «Волшебник Изумрудного города» все еще в лидерах
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 9–12 января
Подробнее
Касса России: «Волшебник Изумрудного города» оказался на вершине проката
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в декабре 2024 года
Подробнее
Минкультуры утвердило принципы господдержки кино в 2025 году
Подробнее
Джуд Лоу сыграет Владимира Путина в «Кремлевском волшебнике»
Подробнее
«Кинопоиск» подвел итоги смотрения в новогодние праздники
Подробнее
Касса России: «Елки 11» возглавили прокат на последнем уикенде 2024 года
Подробнее
«Финист. Первый богатырь» заработал два миллиарда в российском прокате
Подробнее
«Небриллиантовая рука» превзошла показатели фильма «Иван Васильевич меняет всё»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 6–12 января 2025 года
Подробнее
Минкультуры подвело итоги «новогодней битвы»
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой стал боевик «Охота на воров 2: Пантера»
Подробнее
Касса России: «Финист. Первый богатырь» взлетел на вершину
Подробнее
ТНТ вошел в топ-3 вещателей в Новый год
Подробнее
В Лос-Анджелесе приостановлены съемки сериалов и ТВ-шоу из-за пожаров
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Охота на воров 2: Пантера» обошла «Крушение»
Подробнее
Гильдия актеров США объявила номинантов на свою премию
Подробнее
В 2025 году в Москве пройдут съемки пяти международных картин
Подробнее
Минкультуры рассказало о планах сотрудничества с Китаем в области кинематографии
Подробнее