Антон Новосельцев: «Специалистов по производству трейлеров – раз, два и обчелся»
Информация о том, что официальный ролик новой работы Ридли Скотта ПРОМЕТЕЙ был сделан 18-летним выходцем из России Артемом Шевченко, а также американский трейлер ЕЛЕНЫ, принципиально отличающийся от российского, напомнили нам о том, что в декабрьском номере печатного «БК» была опубликована статья о трейлерах. Материал сопровождался интервью с Антоном Новосельцевым, автором роликов к картинам АДМИРАЛЪ; ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ: СХВАТКА; ЦАРЬ; НА ИГРЕ; ЕЛКИ.
БК: Качество роликов к российским фильмам в большинстве случаев значительно уступает голливудским аналогам – это видно невооруженным глазом. Что же у нас не так с производством трейлеров?
АНТОН НОВОСЕЛЬЦЕВ: Начнем с того, что у нас и с киноиндустрией в целом далеко не все благополучно – я имею в виду качество самих фильмов. А если фильмы плохи, то и от трейлеров к ним многого ждать не приходится. Можно, конечно, сделать хороший трейлер к плохому кино, как бы «вытянуть» его, но разница между нашим и голливудским продуктом все равно будет бросаться в глаза. Так что дело в первую очередь в качестве исходного материала.
БК: Ну а кроме нередко сомнительного качества исходного материала что мешает?
НОВОСЕЛЬЦЕВ: Дело, как всегда, в том, что американская киноиндустрия, в отличие от нашей, сформировалась давным-давно. Там на протяжении десятилетий разрабатывались самые разные приемы и методы раскрутки фильмов. И делалось это на самом серьезном уровне – с использованием наработок рекламной индустрии, которая тоже существует и функционирует в Америке с давних пор. То, что они имеют сейчас, это результат не только проб и ошибок, но и вдумчивых многолетних исследований. В США есть множество трейлерхаусов – студий, специализирующихся исключительно на производстве роликов. С ними активно сотрудничают как мэйджоры, так и независимые продакшн-компании. У нас же киноиндустрия молодая, в рекламе мы тоже звезд с неба не хватаем, специалистов по производству трейлеров – раз, два и обчелся. Вот и получаются ролики далеко не такие эффектные и эффективные, как голливудские.
БК: Что следовало бы предпринять, чтобы улучшить положение дел?
НОВОСЕЛЬЦЕВ: Необходимо изменить сам подход к производству трейлеров и уяснить, что это серьезное дело, одна из главных составляющих промо-кампании фильма. Если не самая главная. В Америке людей, ответственных за ролики, иногда подключают к работе еще на стадии сценария – до начала собственно съемок фильма. Трейлермейкер получает на руки сценарий и на его основе разрабатывает тизер – первый ролик промо-кампании, цель которого – познакомить зрителя с проектом, зацепить аудиторию. В соответствии с пожеланиями продюсеров специалист продумывает концепцию, решает, где и какие акценты нужно расставить, к какой целевой аудитории обращаться. И все свои соображения доносит до продюсеров и маркетологов студии. Те, в свою очередь, представляют свое видение тизера или трейлера. Окончательный вариант ролика – это результат дискуссий, столкновения порой полярных мнений. Зато совместная работа разных подразделений на ранней стадии раскрутки проекта делает этот вариант оптимальным.
БК: То есть трейлермейкер, поработав со сценарием, может даже порекомендовать продюсерам и режиссеру в первую очередь отснять какую-то определенную сцену фильма, потому что она идеально подойдет для тизера?
НОВОСЕЛЬЦЕВ: Не исключено, что бывает и такое, но с полной уверенностью утверждать не берусь. Однако к мнению профессионалов, занимающихся производством трейлеров, продюсеры определенно прислушиваются. Промо-кампания, таким образом, строится совместными усилиями. И именно потому дает эффективные результаты.
При этом голливудские режиссеры в подавляющем большинстве случаев никакого участия в промо-кампании не принимают. Исключение составляют разве что постановщики уровня Спилберга, но они чаще всего являются и продюсерами своих фильмов. У нас же наоборот: режиссеры закономерным образом беспокоятся о грядущем прокате фильма и пытаются лично поучаствовать в продвижении картины. Но это ведь не их забота, для этого есть специалисты.
Главный плюс в том, что на Западе каждый делает свое дело: один человек пишет сценарий ролика, другой подбирает или заказывает музыку, третий занимается дизайном титров, четвертый – монтажом, и так далее. Ну и есть главный – тот, кто все координирует. Понимаете, это ведь довольно сложный, многоступенчатый процесс.
БК: Что мешает в наших условиях этот процесс организовать?
НОВОСЕЛЬЦЕВ: Наверное, отсутствие опыта и необходимых навыков. Часто продюсеры думают, что могут справиться своими силами, не привлекая к производству трейлеров людей со стороны. Это все-таки не совсем правильно. У тех, кто делает фильм, глаз, что называется, замыливается, и они в силу объективных причин не могут посмотреть на материал свежим взглядом. У режиссера одно видение фильма, у продюсера – другое, а зрителя, может быть, нужно привлекать вообще каким-то иным образом.
У нас, к сожалению, многое делается не так, как это принято на Западе. Мало кто учитывает, что у трейлера, как и у фильма, есть структура и композиция. Что в трейлеринге есть свои правила и законы, проверенные временем. И если эти законы нарушить, то приличного продукта не выйдет. Да, можно пойти наперекор законам композиции осмысленно – тогда может получиться любопытный креатив. Но у нас это обычно происходит из-за незнания этих самых законов. Проще говоря, все делается как-то на авось.
В частности, это касается подбора музыки. На момент производства трейлеров фильм зачастую еще снимается или находится на стадии постпродакшна, и оригинальный саундтрек к нему еще не готов. А музыка в трейлере, между тем, должна быть. В нашей ситуации делают просто: дают материал на откуп какому-нибудь попсовику, он что-то наскоро пишет, и в результате мы имеем то, что имеем. На Западе к этому относятся с большей ответственностью. Существуют музыкальные библиотеки, и человек, который отвечает за музыку в трейлере, тщательно подбирает нужные треки. Использование этих треков, разумеется, стоит денег. Или же заказывается оригинальная музыка. Для западных композиторов это нормальная, престижная работа, а вовсе не халтура какая-нибудь. Есть отличные авторы, специализирующиеся на музыке к роликам, – настоящие мастера своего дела, которые прекрасно чувствуют ритм трейлеров и привыкли работать с коротким монтажом и сконцентрированным в две минуты видеорядом.
БК: Кстати, о музыке в трейлерах. Некоторые треки кочуют из ролика в ролик – взять хотя бы саундтрек Ханса Циммера к ГЛАДИАТОРУ, который появляется в трейлерах чуть ли не к каждому третьему эпику. Понятно, что по интонации именно эта музыка и подходит. Но не кажется ли вам, что у среднестатистического зрителя, который смотрит трейлер, возникает чувство недоверия к производителям фильма: мол, понадергали отовсюду, «стырили» саундтрек ГЛАДИАТОРА, сделали все «на коленке»?
НОВОСЕЛЬЦЕВ: Да, есть такая проблема. Особо удачные треки из музыкальных библиотек неизбежно тиражируются, появляются в самых разных роликах. И это уже не только дело вкуса человека, занимающегося подбором музыки, но и его ответственность. Конечно же, когда в очередном ролике зритель слышит – и далеко не в первый раз – тему Циммера из ГЛАДИАТОРА, это не очень-то хорошо.
Идеальный трейлер – это трейлер с оригинальной музыкой, которую больше нигде не услышишь. Но далеко не всегда это удается организовать, и часто производители роликов все-таки пользуются музыкальными библиотеками. Другое дело, что лучше не бросаться на варианты, которые у всех на слуху, а хорошенько порыться в материалах и подобрать подходящую по настроению музыку, которую еще не успели «заиграть». Ту, которую вы не услышите на улице или по радио. У нас же зачастую многие не копаются в специализированных музыкальных библиотеках, а знают лишь два-три трека, которые звучали, например, в ПИРАТАХ КАРИБСКОГО МОРЯ, и берут их для трейлера.
К тому же лицензирование треков из музыкальных библиотек влетает в копеечку – не каждый готов заплатить 10 тысяч долларов за использование 20 секунд музыки. Хотя исключения, к счастью, есть: продюсеры АДМИРАЛА, к примеру, не пожалели 22 тысяч долларов на саундтреки к трейлерам. Но большинство продюсеров все же заказывают музыку у знакомых композиторов, тратя на это в тысячу раз меньше. Качество, сами понимаете, получается соответствующее.
БК: Теперь касательно разделения труда. Представим себе идеальную ситуацию. Сколько человек нужно для того, чтобы выдать на-гора качественный ролик?
НОВОСЕЛЬЦЕВ: Мне-то приходится все делать в одиночку, но, поверьте, не от хорошей жизни: как я уже говорил, у нас крайне мало людей, которые занимались бы роликами профессионально. Чаще всего все делается кустарным способом – используют то, что под руку попадется. Надо, например, сделать титры – берут шрифт Times New Roman и не заморачиваются. Про музыку я уже говорил. Ну и так далее.
Но если в идеале… Давайте посчитаем: человек, который занимается креативом, монтажер, ответственный за подбор или заказ музыки, ответственный за саунд-дизайн, координатор производства. То есть в идеале это 4-5 человек.
БК: А какова средняя стоимость производства стандартного двухминутного трейлера в наших условиях? Если это, конечно, не коммерческая тайна…
НОВОСЕЛЬЦЕВ: Да какие уж тут тайны. Затраты на производство трейлера составляют порядка 100–200 тысяч рублей. Причем сюда не входит, например, сумма, которая требуется на покупку и лицензирование треков из музыкальных библиотек – это уже дополнительные затраты, и порой немалые. Бюджет зависит от хронометража, количества людей, участвовавших в работе над роликом, самой специфики исходного материала – в общем, от целого ряда факторов.
БК: Так это из-за цены вопроса продюсеры предпочитают собирать трейлеры своими, студийными силами, вместо того чтобы обратиться к тем немногим специалистам, которые делают это на высоком уровне?
НОВОСЕЛЬЦЕВ: Не только и не столько из-за этого. Есть еще такой фактор, как элементарное недоверие. Поясню. Представьте себе ситуацию: я обращаюсь к продюсеру фильма, предлагая свои услуги по части производства трейлера. Как-то рекомендуюсь: мол, делал трейлеры к ОБИТАЕМОМУ ОСТРОВУ и АДМИРАЛУ. Но этого, как выясняется, недостаточно. Мне говорят: «Это здорово, что вы к этим фильмам трейлеры делали, но сборы-то были не ахти какие». Другими словами, в плохих сборах обвиняют, пусть и косвенно, трейлермейкера.
БК: И никакие другие факторы кассового провала просто не учитываются?
НОВОСЕЛЬЦЕВ: В том-то и дело. К тому же мне 21 год, и видавший виды продюсер столь молодому специалисту элементарно не доверяет. Ему проще и привычнее сделать все по старинке – либо с людьми, которые занимались производством фильма, либо с какими-то знакомыми монтажерами, которые работают где-то, скажем, на телевидении, но роликами на постоянной основе не занимаются. Эти люди не отслеживают современные тенденции в производстве трейлеров, часто работают по каким-то изжившим себя стандартам и лекалам, но они – свои. Так что дело еще и в недоверии. Вот когда продюсеры поймут, что производство трейлеров – это отдельное, особое ответвление отрасли, в котором работают отдельные специалисты, тогда-то у нас ситуация с трейлерингом и начнет налаживаться.