top banner

Антон Новосельцев: «Специалистов по производству трейлеров – раз, два и обчелся»

Автор: Дмитрий Молчанов

1 мая 2012

Информация о том, что официальный ролик новой работы Ридли Скотта ПРОМЕТЕЙ был сделан 18-летним выходцем из России Артемом Шевченко, а также американский трейлер ЕЛЕНЫ, принципиально отличающийся от российского, напомнили нам о том, что в декабрьском номере печатного «БК» была опубликована статья о трейлерах. Материал сопровождался интервью с Антоном Новосельцевым, автором роликов к картинам АДМИРАЛЪ; ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ: СХВАТКА; ЦАРЬ; НА ИГРЕ; ЕЛКИ.

БК: Качество роликов к российским фильмам в большинстве случаев значительно уступает голливудским аналогам – это видно невооруженным глазом. Что же у нас не так с производством трейлеров?

АНТОН НОВОСЕЛЬЦЕВ: Начнем с того, что у нас и с киноиндустрией в целом далеко не все благополучно – я имею в виду качество самих фильмов. А если фильмы плохи, то и от трейлеров к ним многого ждать не приходится. Можно, конечно, сделать хороший трейлер к плохому кино, как бы «вытянуть» его, но разница между нашим и голливудским продуктом все равно будет бросаться в глаза. Так что дело в первую очередь в качестве исходного материала.

БК: Ну а кроме нередко сомнительного качества исходного материала что мешает?

НОВОСЕЛЬЦЕВ: Дело, как всегда, в том, что американская киноиндустрия, в отличие от нашей, сформировалась давным-давно. Там на протяжении десятилетий разрабатывались самые разные приемы и методы раскрутки фильмов. И делалось это на самом серьезном уровне – с использованием наработок рекламной индустрии, которая тоже существует и функционирует в Америке с давних пор. То, что они имеют сейчас, это результат не только проб и ошибок, но и вдумчивых многолетних исследований. В США есть множество трейлерхаусов – студий, специализирующихся исключительно на производстве роликов. С ними активно сотрудничают как мэйджоры, так и независимые продакшн-компании. У нас же киноиндустрия молодая, в рекламе мы тоже звезд с неба не хватаем, специалистов по производству трейлеров – раз, два и обчелся. Вот и получаются ролики далеко не такие эффектные и эффективные, как голливудские.

БК: Что следовало бы предпринять, чтобы улучшить положение дел?

НОВОСЕЛЬЦЕВ: Необходимо изменить сам подход к производству трейлеров и уяснить, что это серьезное дело, одна из главных составляющих промо-кампании фильма. Если не самая главная. В Америке людей, ответственных за ролики, иногда подключают к работе еще на стадии сценария – до начала собственно съемок фильма. Трейлермейкер получает на руки сценарий и на его основе разрабатывает тизер – первый ролик промо-кампании, цель которого – познакомить зрителя с проектом, зацепить аудиторию. В соответствии с пожеланиями продюсеров специалист продумывает концепцию, решает, где и какие акценты нужно расставить, к какой целевой аудитории обращаться. И все свои соображения доносит до продюсеров и маркетологов студии. Те, в свою очередь, представляют свое видение тизера или трейлера. Окончательный вариант ролика – это результат дискуссий, столкновения порой полярных мнений. Зато совместная работа разных подразделений на ранней стадии раскрутки проекта делает этот вариант оптимальным.

БК: То есть трейлермейкер, поработав со сценарием, может даже порекомендовать продюсерам и режиссеру в первую очередь отснять какую-то определенную сцену фильма, потому что она идеально подойдет для тизера?

НОВОСЕЛЬЦЕВ: Не исключено, что бывает и такое, но с полной уверенностью утверждать не берусь. Однако к мнению профессионалов, занимающихся производством трейлеров, продюсеры определенно прислушиваются. Промо-кампания, таким образом, строится совместными усилиями. И именно потому дает эффективные результаты.

При этом голливудские режиссеры в подавляющем большинстве случаев никакого участия в промо-кампании не принимают. Исключение составляют разве что постановщики уровня Спилберга, но они чаще всего являются и продюсерами своих фильмов. У нас же наоборот: режиссеры закономерным образом беспокоятся о грядущем прокате фильма и пытаются лично поучаствовать в продвижении картины. Но это ведь не их забота, для этого есть специалисты.

Главный плюс в том, что на Западе каждый делает свое дело: один человек пишет сценарий ролика, другой подбирает или заказывает музыку, третий занимается дизайном титров, четвертый – монтажом, и так далее. Ну и есть главный – тот, кто все координирует. Понимаете, это ведь довольно сложный, многоступенчатый процесс.

БК: Что мешает в наших условиях этот процесс организовать?

НОВОСЕЛЬЦЕВ: Наверное, отсутствие опыта и необходимых навыков. Часто продюсеры думают, что могут справиться своими силами, не привлекая к производству трейлеров людей со стороны. Это все-таки не совсем правильно. У тех, кто делает фильм, глаз, что называется, замыливается, и они в силу объективных причин не могут посмотреть на материал свежим взглядом. У режиссера одно видение фильма, у продюсера – другое, а зрителя, может быть, нужно привлекать вообще каким-то иным образом.

У нас, к сожалению, многое делается не так, как это принято на Западе. Мало кто учитывает, что у трейлера, как и у фильма, есть структура и композиция. Что в трейлеринге есть свои правила и законы, проверенные временем. И если эти законы нарушить, то приличного продукта не выйдет. Да, можно пойти наперекор законам композиции осмысленно – тогда может получиться любопытный креатив. Но у нас это обычно происходит из-за незнания этих самых законов. Проще говоря, все делается как-то на авось.

В частности, это касается подбора музыки. На момент производства трейлеров фильм зачастую еще снимается или находится на стадии постпродакшна, и оригинальный саундтрек к нему еще не готов. А музыка в трейлере, между тем, должна быть. В нашей ситуации делают просто: дают материал на откуп какому-нибудь попсовику, он что-то наскоро пишет, и в результате мы имеем то, что имеем. На Западе к этому относятся с большей ответственностью. Существуют музыкальные библиотеки, и человек, который отвечает за музыку в трейлере, тщательно подбирает нужные треки. Использование этих треков, разумеется, стоит денег. Или же заказывается оригинальная музыка. Для западных композиторов это нормальная, престижная работа, а вовсе не халтура какая-нибудь. Есть отличные авторы, специализирующиеся на музыке к роликам, – настоящие мастера своего дела, которые прекрасно чувствуют ритм трейлеров и привыкли работать с коротким монтажом и сконцентрированным в две минуты видеорядом.

БК: Кстати, о музыке в трейлерах. Некоторые треки кочуют из ролика в ролик – взять хотя бы саундтрек Ханса Циммера к ГЛАДИАТОРУ, который появляется в трейлерах чуть ли не к каждому третьему эпику. Понятно, что по интонации именно эта музыка и подходит. Но не кажется ли вам, что у среднестатистического зрителя, который смотрит трейлер, возникает чувство недоверия к производителям фильма: мол, понадергали отовсюду, «стырили» саундтрек ГЛАДИАТОРА, сделали все «на коленке»?

НОВОСЕЛЬЦЕВ: Да, есть такая проблема. Особо удачные треки из музыкальных библиотек неизбежно тиражируются, появляются в самых разных роликах. И это уже не только дело вкуса человека, занимающегося подбором музыки, но и его ответственность. Конечно же, когда в очередном ролике зритель слышит – и далеко не в первый раз – тему Циммера из ГЛАДИАТОРА, это не очень-то хорошо.

Идеальный трейлер – это трейлер с оригинальной музыкой, которую больше нигде не услышишь. Но далеко не всегда это удается организовать, и часто производители роликов все-таки пользуются музыкальными библиотеками. Другое дело, что лучше не бросаться на варианты, которые у всех на слуху, а хорошенько порыться в материалах и подобрать подходящую по настроению музыку, которую еще не успели «заиграть». Ту, которую вы не услышите на улице или по радио. У нас же зачастую многие не копаются в специализированных музыкальных библиотеках, а знают лишь два-три трека, которые звучали, например, в ПИРАТАХ КАРИБСКОГО МОРЯ, и берут их для трейлера.

К тому же лицензирование треков из музыкальных библиотек влетает в копеечку – не каждый готов заплатить 10 тысяч долларов за использование 20 секунд музыки. Хотя исключения, к счастью, есть: продюсеры АДМИРАЛА, к примеру, не пожалели 22 тысяч долларов на саундтреки к трейлерам. Но большинство продюсеров все же заказывают музыку у знакомых композиторов, тратя на это в тысячу раз меньше. Качество, сами понимаете, получается соответствующее.

БК: Теперь касательно разделения труда. Представим себе идеальную ситуацию. Сколько человек нужно для того, чтобы выдать на-гора качественный ролик?

НОВОСЕЛЬЦЕВ: Мне-то приходится все делать в одиночку, но, поверьте, не от хорошей жизни: как я уже говорил, у нас крайне мало людей, которые занимались бы роликами профессионально. Чаще всего все делается кустарным способом – используют то, что под руку попадется. Надо, например, сделать титры – берут шрифт Times New Roman и не заморачиваются. Про музыку я уже говорил. Ну и так далее.

Но если в идеале… Давайте посчитаем: человек, который занимается креативом, монтажер, ответственный за подбор или заказ музыки, ответственный за саунд-дизайн, координатор производства. То есть в идеале это 4-5 человек.

БК: А какова средняя стоимость производства стандартного двухминутного трейлера в наших условиях? Если это, конечно, не коммерческая тайна…

НОВОСЕЛЬЦЕВ: Да какие уж тут тайны. Затраты на производство трейлера составляют порядка 100–200 тысяч рублей. Причем сюда не входит, например, сумма, которая требуется на покупку и лицензирование треков из музыкальных библиотек – это уже дополнительные затраты, и порой немалые. Бюджет зависит от хронометража, количества людей, участвовавших в работе над роликом, самой специфики исходного материала – в общем, от целого ряда факторов.

БК: Так это из-за цены вопроса продюсеры предпочитают собирать трейлеры своими, студийными силами, вместо того чтобы обратиться к тем немногим специалистам, которые делают это на высоком уровне?

НОВОСЕЛЬЦЕВ: Не только и не столько из-за этого. Есть еще такой фактор, как элементарное недоверие. Поясню. Представьте себе ситуацию: я обращаюсь к продюсеру фильма, предлагая свои услуги по части производства трейлера. Как-то рекомендуюсь: мол, делал трейлеры к ОБИТАЕМОМУ ОСТРОВУ и АДМИРАЛУ. Но этого, как выясняется, недостаточно. Мне говорят: «Это здорово, что вы к этим фильмам трейлеры делали, но сборы-то были не ахти какие». Другими словами, в плохих сборах обвиняют, пусть и косвенно, трейлермейкера.

БК: И никакие другие факторы кассового провала просто не учитываются?

НОВОСЕЛЬЦЕВ: В том-то и дело. К тому же мне 21 год, и видавший виды продюсер столь молодому специалисту элементарно не доверяет. Ему проще и привычнее сделать все по старинке – либо с людьми, которые занимались производством фильма, либо с какими-то знакомыми монтажерами, которые работают где-то, скажем, на телевидении, но роликами на постоянной основе не занимаются. Эти люди не отслеживают современные тенденции в производстве трейлеров, часто работают по каким-то изжившим себя стандартам и лекалам, но они – свои. Так что дело еще и в недоверии. Вот когда продюсеры поймут, что производство трейлеров – это отдельное, особое ответвление отрасли, в котором работают отдельные специалисты, тогда-то у нас ситуация с трейлерингом и начнет налаживаться.

Самое читаемое

Кинообразование: как его получить и что делать потом
Подробнее
«Пилот-2024»: чистое любопытство
Подробнее
Россияне разных возрастов назвали культовые фильмы, киногероев и актеров
Подробнее
Предварительная касса уикенда: пиратский релиз «Головоломки 2» вновь оказался первым
Подробнее
«Иви» займется экранизацией романа «Последний день лета» Андрея Подшибякина
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 24–30 июня 2024 года
Подробнее
Новинки июля в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
Касса России: прокат вновь возглавили пиратские релизы
Подробнее
«Королевство» Татьяны Рахмановой получило две награды на кинофестивале в Греции
Подробнее
Стали известны победители премии «Ника» за 2022 и 2023 годы
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Самая большая луна» вырвалась вперед среди премьер
Подробнее
«Кинопоиск» раскрыл цифры просмотров аниме-проектов на сервисе
Подробнее
Минпросвещения опровергло данные о предложении снять ремейки советских фильмов
Подробнее
Стали известны победители международного кинофестиваля «Зеркало»
Подробнее
ТНТ показал лучшую долю среди всех каналов в первой половине 2024 года
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в июне 2024 года
Подробнее
Студия Magic Factory приступила к работе над мультфильмом «Дюймовочка»
Подробнее
Okko рассказал о новинках июля
Подробнее
Новинки июля в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 4–7 июля 2024 года
Подробнее