top banner

Георгий Шабанов: «Профессиональное сообщество к российскому кино относится хуже, чем обычные зрители»

Автор: Мария Позина

1 августа 2016

Гендиректор All Media об опыте в продюсировании нашего кино и дистрибуции зарубежного

Любые сильные потрясения на рынке диктуют новые правила игры. Главное – следить за тенденциями и ловить волну. Вслед за наметившимся падением сегмента независимой дистрибуции часть его представителей просто сократила свои закупки, а часть устремилась в наиболее динамично развивающуюся сегодня отрасль кино – производство. Один из таких примеров – дистрибьюторская компания All Media, которая в 2014 году начала снимать собственные фильмы, и на сегодняшний день ее каталог состоит из трех проектов: комедии СТРАНА ЧУДЕС, монофильма КОЛЛЕКТОР, получившего один из главных призов нынешнего «Кинотавра», и мелодрамы ЗАВТРАК У ПАПЫ. БК побеседовал с генеральным директором All Media Георгием Шабановым о том, что подтолкнуло лично его попробовать себя в продюсировании, оправдались ли риски перехода в новую сферу и насколько дистрибьюторский опыт может помочь в создании кино.

В первую очередь хочется поздравить вас с выходом в прокат вашей картины ЗАВТРАК У ПАПЫ. Вы довольны сборами?

Стартовые сборы оказались в три раза выше ожиданий рынка, но при этом в полтора раза ниже наших собственных. Скажу честно: просто исходя из экономики проекта, мы рассчитывали на более высокие показатели. Понятно, что у нас не было рекламных бюджетов ДНЯ НЕЗАВИСИМОСТИ, но все-таки реклама фильма шла на трех федеральных каналах, СТС, ТНТ и Disney, поэтому кассовые ожидания были, конечно, выше. 

«Сарафан» действительно на редкость позитивный – в Сети практически ни одного негативного отзыва. Получается, целевой аудитории фильм понравился. Другой вопрос, что зрителей пришло недостаточно.

Но тут, наверное, нужно учитывать некоторые объективные причины – та неделя оказалась одной из самых слабых по общим сборам в этом году. Аудитории в кинотеатрах мало, и понятно почему – прекрасная погода. Конечно, лучше быть на улице, чем в кино, даже если там есть кондиционер. Но, думаю, еще одна причина в росписи. Мы все-таки надеялись, что нам дадут больше сеансов, а наш фильм расписали исходя из довольно низких ожиданий рынка.

Можно ли сказать, что недоверие показчиков – это общая проблема для российских проектов, если не брать в расчет потенциальные блокбастеры?

Я считаю проблемой, что у нас профессиональное сообщество к российскому кино относится хуже, чем обычные зрители. Это во всем выражается. Например, у нас проект семейный, а какие-то площадки поставили его в час ночи. И потом, кинотеатр – это же, по сути, магазин, и чем лучше там представлен фильм, тем больше шансов, что зритель его выберет. Российское кино все-таки нужно позиционировать заметнее, делать акценты. Но тут, возможно, есть и наша ошибка – надо больше общаться с кинотеатрами, быть в более тесном диалоге, внимательнее слушать друг друга. Ведь нам всем выгоднее, чтобы кино собственного производства было успешным и популярным. Будем друг друга поддерживать – рынок только выиграет. Та же самая пресловутая доля в прокате подрастет, и министерство культуры меньше будет инициировать разные драконовские меры для ее увеличения.

Вернемся на несколько шагов назад. Почему вы изначально решили уйти в производство? Вы же довольно давно и успешно занимались дистрибуцией иностранного контента.

Я, в принципе, и сейчас продолжаю этим заниматься, только не так активно. Просто где-то года три назад я почувствовал, что независимый рынок начинает падать. А при этом российское кино стало более востребовано – может, не столько в кинотеатрах, сколько на других площадках, на ТВ, в Интернете. Поэтому я решил обратиться в эту сторону: сначала стал дистрибутировать российские фильмы, а в какой-то момент попробовал продюсировать. Мне понравилось. А как это может не понравиться? (Улыбается.)

Понравилось в плане творчества? А с кассовой точки зрения ваши расчеты оправдались? Ведь, по крайней мере, судя по сборам в прокате, лишь малое количество фильмов окупается. Или продажи сопутствующих прав все перекрывают?

Все очень по-разному, зависит от проекта. Прокат – это всегда что-то неконтролируемое, может сработать, а может и нет. Телевизор более стабильный в этом плане. Телеканалы очень избирательно относятся к независимым зарубежным проектам, практически нереально стало их продавать, а вот российское кино покупают намного охотнее. Помимо этого, у нашего кино есть дополнительные возможности финансирования. В первую очередь это господдержка плюс продакт-плейсмент может зачастую принести какие-то деньги.

Кризис не отпугнул рекламодателей?

Тут тоже все индивидуально. Я знаю студии, которые очень удачно и регулярно работают с продакт-плейсментом. Мы – пока не очень. Например, на ЗАВТРАКЕ планировалось сотрудничество с несколькими брендами, но случился кризис, и они в итоге отказались. Зато теперь у нас в фильме есть пельмени «Шабановские» (смеется). Мы просто вели переговоры с крупным производителем, а когда он соскочил, пришлось менять название. И сценаристы пошутили – поставили мою фамилию.

То есть вся надежда остается на государственную поддержку. Насколько, по-вашему, правильна существующая система финансирования? Должно ли государство выделять деньги на производство кино? Или в идеале бизнес должен самоокупаться?

Мне кажется, государство должно помогать, по крайней мере, до тех пор, пока у нас более-менее не сформируется индустрия. И это нормальная ситуация, так во всем мире происходит, ну за исключением США. А вот Китай, Франция, Германия – везде есть протекционизм. И я не согласен, когда говорят, что наши беды от того, что государство балует продюсеров деньгами. Государство нас уж точно не балует. Это не такие большие деньги, которые зачастую надо еще и возвращать. Я бы сказал, что государство нам лишь помогает делать более качественные проекты при ограниченном бюджете и ограниченном объеме проката на российском рынке. У нас в прошлом году доля была всего 18 процентов. Это достаточно маленькая цифра. А если учесть, что основная часть ее идет таким большим фильмам, как ЭКИПАЖ, то остальным вообще почти ничего не остается. Без участия государственных денег у нас кино вообще не будет.

Чем вы в первую очередь руководствуетесь при выборе проектов? Насколько ваш дистрибьюторский опыт помогает понять, что сегодня востребовано, какие темы, жанры?

В первую очередь я руководствуюсь собственным вкусом. Я очень люблю кино и очень много его смотрю. Плюс, конечно, когда долго занимаешься дистрибуцией, то все-таки начинаешь понимать, что работает, а что – нет. Во всяком случае, тебе так начинает казаться. Я считаю, что никакого жанрового приоритета у нашего зрителя нет. Нужны и ужастики, и комедии, и катастрофы. Однозначно нужны большие жизнеутверждающие фильмы. Нужна вся палитра, просто надо не снимать по 84 комедии в год, а все делать в рамках разумного. Ну а главное – кино должно быть хорошим, потому что сегодня зритель очень тонко чувствует халтуру. Я стараюсь делать коммерческое кино, но при этом чтобы оно несло в себе какой-то смысл. ЗАВТРАК У ПАПЫ – это тема семейных ценностей, которая мне самому очень важна как отцу троих детей. КОЛЛЕКТОР, который мы представили в этом году на «Кинотавре», – это в определенном смысле эксперимент, монофильм, но я не считаю его чисто фестивальным проектом. В его основе понятная история о том, что в жизни ты не можешь постоянно быть охотником, в любой момент ты рискуешь оказаться жертвой.

На первый взгляд это не очень вписывается в категорию коммерческого кино.

Успех фильма – это же не всегда сборы в миллиард. Бизнес-модель КОЛЛЕКТОРА достаточно выверенная. Мы сняли его относительно недорого и планируем оптимальные продажи исходя из переговоров с телеканалами и онлайн-платформами, где он будет однозначно востребован за счет своей концептуальности. Это арт-мейнстрим, на этом поле играли ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ, ОТЕЛЬ «ГРАНД БУДАПЕШТ». Хочу отметить, что мы показали фильм не только в конкурсе «Кинотавра», но и сделали показ на Кинорынке. Во-первых, меня удивило, что был полный зал (в Сочи это редкость), а во-вторых, реакция была восторженной. Нас это порадовало. Попытаемся сделать из фильма событие, рассчитываем на обширную фан-базу Хабенского.

Вы сказали про выверенную бизнес-модель. А по большому счету сегодня можно что-то прогнозировать в российском кинобизнесе?

Считать, по крайней мере, нужно всегда. Другое дело, что сейчас все очень быстро меняется. Например, мы недавно выпустили мультфильм РЭТЧЕТ И КЛАНК. Когда покупали его два года назад, у нас в прокате любая анимация зарабатывала не менее 60–70 миллионов рублей. Но прошло время, что-то сломалось, наступил кризис, люди стали очень избирательны, Интернет стал еще более доступным. В итоге мы получили бокс-офис 20 миллионов рублей. Так же и с ЗАВТРАКОМ – когда мы два с половиной года назад задумывали его снимать, подобные фильмы собирали в среднем 120–150 миллионов рублей. Рынок, к сожалению, сильно трансформируется, поэтому сейчас невозможно получить на выходе то, на что изначально рассчитывал. Причем это может быть как со знаком минус, так и со знаком плюс. То есть ты можешь попасть в волну и неожиданно «выстрелить», а можешь что-то неверно рассчитать и пойти по негативному сценарию. Но это не только у нас. Нет ни одной кинокомпании, которая четко попадает в свои прогнозы. Если бы Disney знал, что ОДИНОКИЙ РЕЙНДЖЕР соберет так мало, он вложил бы в него столько? Конечно, нет. Нужна экспертиза, знание рынка сбыта, математические расчеты, интуиция и обязательно – элемент везения. Ведь, скажем, если бы в эти выходные была плохая погода, то ЗАВТРАК собрал бы на 10–15 процентов больше. Конечно, мы понимали, что, выходя летом, мы рискуем. Но июнь же часто бывает холодный, тут вероятность была пятьдесят на пятьдесят.

Помимо продюсерской деятельности, чем еще живет сегодня компания All Media?

Компания продолжает заниматься продажами прав. Как и раньше, мы продаем права на Интернет и телевидение, нам приносят много контента на дистрибуцию. Закупки остались, но в меньшей степени. Мы сейчас не видим в этом экономической выгоды. Цены на западный контент все еще далеки от адекватных, а количество качественного продукта сократилось. Мы по-прежнему везде ездим – и в Канны, и в Берлин, в Америку собираемся. Ждем, что наши зарубежные партнеры все-таки опомнятся и пересмотрят правила игры – или цены снизят, или начнут отдавать фильмы на реализацию.

Насколько мы знаем, среди российских закупщиков на такие условия удалось выйти только ЦПШ.

Нет, есть еще случаи, но они пока скорее исключение, чем правило. Однако мы надеемся, что это и стало переломным моментом. Тут вопрос для продавцов – либо ты доверяешь и зарабатываешь деньги, либо не доверяешь и не зарабатываешь. Пока мы ждем, не уходим с рынка. Если ничего не изменится, то, возможно, через какое-то время и закроем направление.

А что с прокатной деятельностью? Вы от нее тоже решили отказаться?

Очень тяжело делать прокат, если у тебя нет сильного пакета. Закупки у нас приостановлены, а собственных проектов много не снимешь. Ну будет у нас две-три картины в год, но этого мало. Поэтому мы сотрудничаем с более крупными игроками, у которых есть booking power, хорошо организованная структура.

У вас есть опыт работы с разными прокатными компаниями. А имеются ли какие-то критерии при выборе партнера?

Как таковых критериев нет. Все очень индивидуально. Зависит от фильма, сезона, пакета потенциального партнера.

Можете поделиться своими дальнейшими планами?

Я планирую серьезно заниматься телесериалами. Мне очень нравится то, что происходит сейчас с сериалами во всем мире. «Фарго», «Настоящий детектив», «Игра престолов», «Карточный домик» – это настоящее искусство, не уступающее ни в чем художественному кино. Конечно, пока проект уровня «Игры престолов» у нас невозможен. Но никто нам не мешает собрать профессиональную команду и постараться сделать крепкий продукт. Мы сейчас разрабатываем идею, надеюсь, скоро я смогу о ней рассказать.

Каким вы видите ближайшее будущее российского кинематографа?

Я вообще очень оптимистично настроен. Да, у нас много проблем в индустрии – и с авторами, и с профессиональным подходом к продукту со стороны всех участников рынка, и много других. Но я верю, что все наладится. Появляются и кадры, и проекты. Просто нужен труд, старание, должен пройти определенный этап становления отрасли. А еще кино – это же творческая работа, тут нужно душу вкладывать. Ты не можешь просто прийти, оттарабанить до шести часов и пойти домой. Здесь так не получится – ты должен жить этим. Не можешь – меняй работу.

Самое читаемое

Те самые Дэдпул и Росомаха
Подробнее
Объявлены лауреаты премии «Эмми 2024»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Игра киллера» стартовала со второй строчки чарта
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 9–15 сентября 2024 года
Подробнее
Минкультуры прокомментировало отказ в выдаче прокатного удостоверения байопику «Рыжий»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Любовь зла» опередила «Игру киллера»
Подробнее
«Новый сезон», фотоотчет: день третий
Подробнее
Третий фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» объявил победителей
Подробнее
Касса России: «Лунтик. Возвращение домой» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Санкт-Петербурге представили документальный фильм «Посмотрите наверх»
Подробнее
Минкультуры подвело кинопрокатные итоги за восемь месяцев 2024 года
Подробнее
В кинопарке «Москино» появятся декорации европейских городов
Подробнее
Кинофестиваль в Торонто назвал победителей
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Игра киллера» становится лучшей новинкой
Подробнее
На горном курорте «Роза Хутор» завершился фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон»
Подробнее
Три российских фильма вошли в программу фестиваля детского и юношеского кино в Германии
Подробнее
Фестиваль «Новый сезон»: день первый
Подробнее
«Москино» рассказало о цифровизации всего комплекса услуг на презентации в рамках «Нового сезона»
Подробнее
«Новый сезон», фотоотчет: день четвертый
Подробнее
В Сочи прошла светская вечеринка «Сияющая пустота 5.0 «Амура» Edition by KION»
Подробнее