Сарик Андреасян: «В «Большом кино» могу отвлечься от денежных вопросов и сосредоточиться на креативной составляющей»
Режиссер «Непрощенного» – о новом этапе своей жизни и карьеры
Одним из главных российских релизов сентября должен стать НЕПРОЩЕННЫЙ Сарика Андреасяна. Драма, в основу которой положена реальная история Виталия Калоева, чья семья по вине диспетчера погибла в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году, отличается смелым кастинговым решением – главную роль играет Дмитрий Нагиев, шоумен, известный в первую очередь своими комедийными работами. Лента будет закрывать кинофестиваль «Окно в Европу». Произвела НЕПРОЩЕННОГО компания «Большое кино», которую братья Сарик и Гевонд Андреасян стали развивать после ухода из Enjoy Movies. О новом этапе своей жизни и карьеры Сарик Андреасян рассказал в интервью БК.
Компания «Большое кино» уже выпустила несколько картин, но именно НЕПРОЩЕННЫЙ выглядит флагманским проектом, на который вы делаете особую ставку. Это так?
В 2018 году это, безусловно, так. Все наши основные надежды связаны именно с этим фильмом. Мы надеемся, что зритель полюбит наше кино.
Представляя картину в Каннах, вы с коллегами говорили, что стараетесь снимать коммерческие фильмы, но раз в два года нужно делать кино «для кармы». И НЕПРОЩЕННЫЙ как раз был в числе ваших «кармических» проектов.
Да, мы запустили картину в производство, потому что я мечтал снять эту историю. И продюсеры фильма, прекрасно понимая, что драмы у нас в прокате не зарабатывают, построили производственный процесс таким образом, чтобы, учитывая все нюансы, избежать потерь. Сегодня, когда фильм готов и мы показали его публике, очевидно, что у него есть большой зрительский потенциал. Картину посмотрел Константин Эрнст. После показа он пожал руки нам с Димой Нагиевым и сказал: «Поздравляю, у вас получилось. Все, что я могу сделать для этого фильма, я сделаю». Так мы заручились промоподдержкой Первого канала и сейчас обсуждаем вопрос продажи телевизионных прав. Мы презентовали проект на апрельском Кинорынке и увидели заинтересованность букеров. Но мне важно подчеркнуть, что эта история для меня осталась очень личной, и мне как отцу двух детей было необходимо снять это кино.
Премьера НЕПРОЩЕННОГО прошла в рамках Российских программ Московского кинофестиваля. Почему вы выбрали именно эту площадку?
Открывать программу российского кино на ММКФ – это большая честь. Мы понимали, что, помимо удовольствия, получим хороший выхлоп по продвижению. И мы довольны результатом этой премьеры. В зале были не только кинематографисты, но и обычные зрители, которым удалось попасть на сеанс, кинокритики и представители киносетей. Люди плакали, аплодировали, благодарили за фильм – и эта зрительская оценка для нас на том этапе была очень важна.
А вообще вы рассматриваете показы НЕПРОЩЕННОГО на фестивалях как инструмент промокампании фильма?
Да, конечно. В начале лета у нас прошла международная премьера в рамках программы «Панорама» на МКФ в Шанхае, в августе состоится премьера на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге. Еще нас пригласили в конкурс фестиваля в Ольденбурге в Германии, который называют европейским «Сандэнсом». Фильм живет фестивальной жизнью, и я считаю, что для НЕПРОЩЕННОГО это правильно. Потому что это штучный продукт, который требует особого подхода к продвижению. Это не комедия, при выпуске которой ты забомбил на две недели рекламой ТНТ и к тебе пришла определенная аудитория. Здесь же важно до премьеры устроить пять – десять фестивальных показов, которые обеспечивают продукту лояльность со стороны индустрии. Представители киносообщества считают комедию вещью проходной, на каком бы высоком уровне она ни была сделана. А для того, чтобы индустрия поверила, что ты можешь на высоком уровне делать более сложные фильмы, нужны такие точечные показы. Плюс зарубежные фестивали дают шанс на запуск международных продаж. Мы представляли картину на каннском Кинорынке и увидели заинтересованность ряда стран в покупке фильма. Сейчас ведем активные переговоры о продажах в Китай и ряд европейских стран.
Есть ли у вас конкретные ожидания от проката в России?
Я счастлив, что на этом проекте избавлен о необходимости думать о деньгах. Я – режиссер, которому важно было высказаться. Финансовой стороной проекта занимаются продюсеры Гевонд Андреасян и Армен Ананикян. Производственный бюджет картины – 90 миллионов рублей. И было бы хорошо вернуть вложенные в производство фильма деньги. Историю Калоева не забыли, про нее регулярно рассказывают на телевидении и в прессе. Плюс я надеюсь, что всем будет интересно посмотреть на Дмитрия Нагиева в совершенно новом для него амплуа. Поэтому я буду считать большим успехом сборы на уровне ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ и СОБИБОРА. Но и отдаю себе отчет в том, что с НЕПРОЩЕННЫМ работать будет сложнее. Потому что ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, к примеру, объединило армянскую диаспору, живущую в России. На первые две-три недели в Ростове-на-Дону и Краснодаре были проданы все билеты на сеансы фильма. Такой эффект произошел из-за того, что армяне – вторая по численности национальность в этих регионах. В случае с НЕПРОЩЕННЫМ я не могу рассчитывать на столь большую поддержку диаспоры. Но надеюсь, что эта история не оставит равнодушным ни одного родителя, а данная категория зрителей гораздо шире.
Учитывая обещанную Константином Эрнстом промоподдержку, нужно ли понимать, что основная маркетинговая нагрузка ляжет на Дмитрия Нагиева, который является лицом Первого канала?
Да, Дима будет фронтменом фильма. Он очень любит это кино, верит в него и готов работать по максимуму, чтобы люди на него пришли. Для него было очень важно сыграть эту роль. На мой взгляд, он это сделал блестяще.
Почему такое отношение у Нагиева, понятно – для него это чуть ли не первая в жизни драматическая роль. А вот вы не опасаетесь, что его амплуа комедийного актера и шоумена-пересмешника может помешать зрителю всерьез воспринять трагическую историю?
Я очень люблю Диму как артиста, на подготовительном этапе съемок у нас сложились хорошие человеческие отношения. Нам нужно было создать принципиально новый образ Нагиева на экране. Поэтому мы с Димой начали искать другую мимику, жестикуляцию, манеру речи. Когда мы питчинговались в министерстве культуры, ко мне только ленивый не подошел и не сказал, что неправильно снимать Диму в такой роли. Но я тогда уже понимал, что без него фильм вообще не надо делать. Если бы там был драматический артист, возможности которого всем давно известны, это вызвало бы меньший интерес. А фигура Нагиева вызывает резонанс.
Некоторые ваши проекты тянутся еще со времен Enjoy Movies – например, фантастический триллер КОМА, который поменял дату проката. Что случилось?
На самом деле мысленно мы давно перенесли этот релиз с января 2019-го, просто не объявляли об этом. Теперь будем искать дату в один из весенних уикендов следующего года. Причина проста: мы закончили съемки фильма лишь в мае, и теперь нам нужен почти год, чтобы довести его до ума с помощью компьютерной графики. Сложности со сроками тоже объяснимы. Наш контракт с компанией Enjoy Movies закончился в 2015-м. Когда мы наконец выкупили у нее этот проект, то долго не могли собрать артистов для досъемок. Риналь Мухаметов и Люба Аксенова за это время стали звездами с плотным графиком, а нам нужно было с ними снимать еще двадцать смен. Все долго не могло сложиться, мы закончили второй блок съемок чуть ли не через год после первого. Но мы продолжаем верить в это кино, в его оригинальную идею, которая должна «выстрелить». И я вижу, что вокруг КОМЫ складывается хайп в Сети. Причем совсем не такой, как у других фантастических проектов. И я уверен в его зрительском потенциале.
Среди ваших новых проектов – адаптация романа Евгения Замятина «Мы». В каком состоянии сейчас находится этот проект?
1 августа у нас стартовали съемки, через три месяца мы их закончим и выйдем в постпродакшн. Надеюсь, к концу следующего года антиутопия МЫ выйдет в прокат. Главные роли в фильме играют Егор Корешков и Елена Подкаминская, а также Юрий Колокольников и Софья Донианц. Молодой режиссер Гамлет Дульян пришел к нам с прекрасным сценарием Александра Талала, который прекрасно адаптировал роман Замятина и придал ему новое актуальное звучание. И мы, понимая, что перед нами золото, без долгих раздумий согласились его продюсировать.
«Большое кино» также объявляло об амбициях в области анимации – помимо БРЕМЕНСКИХ МУЗЫКАНТОВ, это еще и РОБО. Можете рассказать о них подробнее?
РОБО – это игровой фильм, в котором нарисован только один персонаж – робот, сбежавший из лаборатории и пришедший домой к своему создателю. А у того есть сын, который начинает скрывать робота от своего отца. В общем, это доброе, динамичное семейное кино, его главный референс – ПАДДИНГТОН. Что касается БРЕМЕНСКИХ МУЗЫКАНТОВ, то мы решили их пока отложить, так как это технически более сложная и более дорогая история, ведь здесь будет уже четыре анимационных персонажа и по стилистике нам хотелось бы приблизиться к АЛИСЕ В СТРАНЕ ЧУДЕС. Пусть РОБО станет для нас пробным проектом, на котором мы отработаем технологию производства, схему продвижения, а потом уже запустимся с более сложной задачей.
Пакет «Большого кино» вообще удивляет сложными и рискованными проектами. Вы планируете и дальше развиваться в этом направлении?
Я и мои партнеры считаем, что нужно постоянно выходить из зоны комфорта, рисковать, осваивать новые жанры для того, чтобы развиваться. Не всегда этот риск бывает оправдан – это мы поняли после ЗАЩИТНИКОВ. Но даже здесь результат не столь однозначный. Во-первых, у ЗАЩИТНИКОВ были самые большие международные продажи в новейшей истории российского кино. А во-вторых, благодаря этому фильму в стране появилось несколько студий компьютерной графики. Это важно, такие проекты – в отличие от комедий – развивают индустрию. Комедия дает толчок карьере артиста, позволяет заработать деньги. Но глобально она не добавляет профессионализма в производственную сферу. А у нас другой страны не будет – мы и наш зритель живем в России, почти весь фидбэк и кассу мы получаем здесь. Поэтому нужно развивать индустрию у себя на родине, чтобы фильмы становились лучше и профессиональнее, начинали продаваться не только здесь, но и на других территориях. Все взаимосвязано. Поэтому в «Большом кино» мы осознанно делаем ставку на сложные фильмы. Снять комедию за 30 миллионов рублей и заработать в прокате 100 миллионов намного легче, чем снять НЕПРОЩЕННОГО за 90 миллионов и заработать с ним 200 миллионов. Но мы взрослеем. Да, для нас это вызов. Я счастлив, что в компании «Большое кино» могу абстрагироваться от денежных вопросов и отвечать только за креативную составляющую. У меня есть замечательные соратники – Армен Ананикян и Гевонд Андреасян, которые не только взяли на себя все стратегические и финансовые вопросы, но и являются моими единомышленниками в творчестве. Мы втроем имеем абсолютно четкое представление о том, в каком направлении должна развиваться наша компания. И 2018 год для нас «репетиционный». Его пакет – это наш путь выхода из кризиса. Начиная с НЕПРОЩЕННОГО, мы будем выпускать большие, громкие проекты, которые помогут нам вернуть статус-кво. И я очень надеюсь на то, что следующей осенью начну снимать САМСОНА – фильм, о котором я давно мечтал.
После ЗАЩИТНИКОВ следующим вашим режиссерским проектом стала мелодрама ЛЮБОВЬ В ГОРОДЕ АНГЕЛОВ. Перед ее выходом в прокат нигде не было указано, что это сняли именно вы. Таким образом вы пытались защитить фильм от хейтеров?
Мое имя стояло в титрах картины, как и положено. Но мы намеренно не анонсировали его заранее в профилях фильма на профессиональных интернет-ресурсах. В какой-то момент я устал от того, что люди на киносайтах лепят единички, еще не посмотрев кино. ЛЮБОВЬ В ГОРОДЕ АНГЕЛОВ мы делали уже после ухода из Enjoy Movies. Тогда с деньгами все было достаточно печально, и я подумал: а давайте я сниму малобюджетный фильм. Это тоже был выход из зоны комфорта, но я этим наслаждался. Съемочная группа состояла из трех человек – меня, оператора и парня, который держал отражатель. Плюс два артиста, которые работали бесплатно. Реквизит я покупал самостоятельно. Когда мне позвонил брат и спросил, чем я занимаюсь, то я ему ответил: «Снимаю «французский» фильм-настроение». То есть фактически это был артхаус стоимостью 6 миллионов рублей. Вещь, сделанная по фану, по-дружески. В итоге кино вышло в прокат и собрало 30 миллионов рублей, что для нас на тот момент было очень большой удачей.
Все фильмы «Большого кино» прокатывает «Каропрокат» – равно как и все ваши проекты времен Enjoy Movies. Вам никогда не хотелось попробовать выпустить кино с другим дистрибьютором?
Вот уже семь лет мы на этом рынке с Алексеем Анатольевичем Рязанцевым и его командой. Как-то он сказал о нас с Гевондом: «Это мои дети». Дико приятно, что мы для него – что-то большее, чем просто люди с фильмами. И я очень хочу, чтобы все оставалось так и дальше. Но если когда-нибудь мы захотим попробовать поработать с другими партнерами, то сделаем это лишь с благословения Алексея Анатольевича.
Вы много говорили про вызовы и выход из зоны комфорта. Каково это – быть в списке мэйджоров, а потом вдруг оказаться в ситуации, когда ты доказываешь всем, что чего-то стоишь?
Все произошедшее с нами за последние десять лет – хороший жизненный урок. Когда твои дела стремительно идут в гору, кажется, что все, к чему ты прикасаешься, заработает. Многие думают, что наши проблемы начались после ЗАЩИТНИКОВ, но это не так. ЗАЩИТНИКИ сработали в ноль. А мы рассчитывали, что благодаря этому проекту нам удастся решить проблемы, начавшиеся из-за фильма ГОЛОСА БОЛЬШОЙ СТРАНЫ, который вышел за год до ЗАЩИТНИКОВ и провалился. Я рад, что сегодня смотрю на многие вещи иначе. И очень надеюсь на то, что «Большое кино» войдет в список ведущих российских кинокомпаний в течение ближайших двух-трех лет.
Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram