top banner

Александр Ковтунец: «Нужно вкладывать большие деньги в маркетинг или действовать нестандартно»

Автор: Мария Позина

5 июля 2016

Глава киностудии «Илья Муромец» о кино и нестандартных ходах в его продвижении

Интервью было опубликовано в электронном БК №18, 2016

В Год российского кино отечественным фильмам, похоже, позволено все. В том числе и смело жонглировать звеньями цепочки открытия прав. Выпуск картины в прокат уже после показа на федеральном канале – как вам идея? В конце весны в Москве состоялась премьера военной драмы Я – УЧИТЕЛЬ, которая 8 мая была показана на канале НТВ, а спустя несколько месяцев, вроде как осенью, должна появиться на больших экранах. О том, что подтолкнуло создателей избрать столь непривычный путь, об оригинальных способах продвижения и об ожиданиях от проката БК поговорил с генеральным продюсером и исполнителем главной роли в картине Я – УЧИТЕЛЬ Александром Ковтунцом.

Вы изначально планировали выпустить фильм сначала на ТВ, а потом – в кинопрокат?

Нет, изначально мы планировали выпустить фильм накануне Дня Победы в кинотеатрах. Но процесс поиска прокатчика затянулся. В итоге мы поняли, что уже не успеваем как следует раскрутить кино к дате старта, а тут появилось очень заманчивое предложение от НТВ показать картину 8 мая. У канала сейчас меняется стратегия развития, они планируют закупать большие премьерные проекты на уровне Первого и телеканала «Россия», и показ фильма Я – УЧИТЕЛЬ станет как раз одним из первых знаковых шагов в этом направлении. Соответственно, НТВ будет серьезно поддерживать кино, создавать вокруг него информационное поле. Нам это показалось интересным. Мы согласились выпустить фильм на телевидении, но при этом не отказались от идеи кинопроката, который мы перенесли на осень, приурочив выход ко Дню учителя.

Раз уж сложилась такая ситуация, не легче было бы просто отказаться от проката?

Нет, мне бы хотелось, чтобы это кино посмотрели не только по телевизору. Наш фильм в кинотеатре смотрится однозначно интереснее, чем дома. Это совершенно другое восприятие, зрители оказываются в особой атмосфере нашей истории. Я – УЧИТЕЛЬ заслуживает того, чтобы быть показанным на большом экране. В этом меня убеждает интерес к фильму со стороны мировых кинофестивалей. Мы уже приняли участие в международных фестивалях в Пекине и в Иране, впереди «Окно в Европу» в Выборге и ряд других. В любом случае я не хотел бы терять кинопрокат, но при этом не собираюсь делать его себе в убыток.

Но очевидно, что телепоказ может серьезно навредить сборам в кинопрокате.

Я думаю, наоборот, поможет. Уверен, что после телепоказа вокруг этой картины возникнет много споров, дискуссий, которые мы будем со своей стороны подогревать, устраивать ток-шоу и так далее. Наш фильм глубокий, а главный герой картины противоречивый, кто-то ее воспримет, а кто-то – нет, поэтому ее будут обсуждать. Это вызовет любопытство у тех, кто не успел посмотреть по телевизору, и эти люди придут уже в кинотеатры увидеть фильм, о котором столько говорят. А кто-то захочет посмотреть второй раз, но уже на большом экране, потому что кино зацепило. Для нас телепоказ – это прежде всего возможность громко заявить о картине. Если бы мы ее сейчас выпустили в прокат, то собрали бы миллион рублей. А так мы устроим шумиху, примем участие в фестивалях, привлечем интерес – и это уже приведет к другим сборам. Сейчас нужно или вкладывать большие деньги в маркетинг (а их просто нет), или действовать нестандартно. Мы хотим поломать определенную схему работы, во всяком случае, нам интересно попробовать. Чтобы потом другие продюсеры, глядя на нас, говорили: «Вот они же успешно вышли. Давайте и мы так сделаем».

То есть вы думаете, этот формат выпуска релиза может превратиться в обычную практику? Для каких проектов подходит такая схема работы?

Конечно, это нельзя применять к чисто коммерческим проектам, к экшн-фильмам, например. На них, раз посмотрев по телевизору, никто уже в кино не пойдет. Этот формат может сработать на небольших релизах, которые перед прокатом нужно превратить в обсуждаемое событие. Если вы придете в кинотеатр и увидите название Я – УЧИТЕЛЬ, я не знаю, что вас может заставить пойти на этот фильм, если вы о нем ничего не знаете. А если вы уже слышали о нем и мнения были противоречивые, то вам станет любопытно.

А что такого в вашей картине, что должно вызвать столь яркую реакцию и споры?

Наш фильм не вписывается в определенные рамки. Лично в моем понимании Я – УЧИТЕЛЬ – однозначно патриотичное кино, но я слышал мнения и совершенно противоположные. Действие картины происходит в годы войны, в оккупированной немцами деревне. Главный герой – обычный школьный учитель. Его жизненная позиция – он должен учить детей, что бы ни происходило вокруг. Он не хочет принимать ничью позицию – ни русских, ни немцев, он хочет просто выполнять свою работу. Но рано или поздно ему придется сделать выбор, и какой это будет выбор, зрители не понимают до самого финала. Кино многоуровневое, в нем нет картонных героев, даже у его отрицательных персонажей можно обнаружить положительные черты, а у положительных – отрицательные. Кто-то фильм хвалит, а кто-то говорит, что такого кино вообще не должно быть, что все может быть только белое или черное. У нас уже состоялось четыре показа: три закрытых и премьера, и я вижу, как после просмотра люди начинают активно обсуждать, читаю самые разные отзывы и от простых зрителей, и от журналистов. Вот эта дискуссия, которую рождает фильм, появится и после телепоказа, и она привлечет публику в кинотеатры. Во всяком случае, думающую аудиторию, которая любит необычное кино.

Необычное, резонансное кино, показанное по телевизору, не может не привлечь и пиратов. Будете как-то отслеживать, сдерживать попадание фильма в Сеть?

Конечно, будем бороться с пиратами.

Есть ли уже конкретные планы по выпуску фильма в прокат: точная дата релиза, прокатная компания?

Как я уже сказал, дата возможно будет приурочена ко Дню учителя, по точным срокам определимся в ближайшее время. Прокатную компанию я пока не готов назвать, потому что мы еще не подписали договор. Это не самый крупный дистрибьютор, но для нас важно, что люди проявили заинтересованность в работе с нашей картиной. И главное – им понравился вариант с выходом в прокат после телепремьеры.

Вы сказали, что прокат не должен быть в убыток. А какие кассовые результаты для вас стали бы успешными?

Хотелось бы собрать 25–30 миллионов рублей, и думаю, для нас это вполне реальные цифры.

На чем будет построена маркетинговая кампания фильма? Кого вы видите своей целевой аудиторией?

К этому фильму нужен нестандартный подход, а потенциальная аудитория у него колоссальная: ветераны, учителя, школьники, студенты. Будем целенаправленно работать по этим направлениям. Плюс охватим сегмент крупных предприятий, при помощи профсоюзов организуем коллективные походы. Планируем обращаться в такие огромные организации, как «АВТОВАЗ» и тому подобные, где работает по несколько десятков тысяч человек, и приглашать их сотрудников в близлежащие кинотеатры. Помимо этой деятельности, конечно, будет и обычная рекламная кампания – наружка в городах, кинотеатральные материалы (ролики, постеры). Надеемся, что государство нам окажет поддержку, без этого прокатывать российское кино очень сложно.

По вашему мнению, в какой форме государство должно поддерживать российский кинематограф? Исключительно финансово или необходимы и инициативы в области регулирования кинопроката?

Безусловно, финансовая поддержка производства нужна. Но сейчас, мне кажется, необходимо усиленно заниматься продвижением российских картин в прокате. Я знаю, что государство уже предпринимало шаги по регулированию графика релизов. Это правильные меры, и важно не останавливаться на этом пути. Потому что, например, бывают ситуации, когда голливудский блокбастер на четвертой-пятой неделе проката собирает уже по одному-два человека на сеанс, но показчик не может его снять, опасаясь, что потом ему не дадут другой блокбастер. А ведь эти пустые сеансы могли быть отданы российским фильмам. Я считаю, нужно проработать систему, чтобы таких ситуаций не возникало. Но это должно быть сделано грамотно, обдуманно. Мне кажется, министерству культуры стоило бы объявить конкурс, чтобы все продюсеры и киностудии предложили свои варианты концепции развития и продвижения российского кино. Как только мы начнем по-настоящему развивать нашу киноиндустрию, то фильмы станут приносить другие деньги, и тогда больше инвесторов захочет вкладываться в кинематограф. Соответственно, это позволит создавать более глубокое кино, которое будет воспитывать зрителя. А это необходимо делать. Хотим мы того или нет, но публика сейчас приучена к американской драматургии. Как только им показывают что-то другое, где нет спецэффектов, где никто никого не убивает, а все построено на взаимоотношениях, переживаниях, то далеко не все это уже способны воспринять. Общий уровень падает, и мы должны его поднимать, потому что искусство призвано учить человека размышлять, к чему-то вести. Конечно, должно быть и развлекательное кино, если оно не призывает ни к чему плохому. Но ведь у нас выходят некоторые иностранные картины, которые, по моему мнению, просто нельзя показывать в кинотеатрах, потому что они призывают к насилию. Выход подобных фильмов нужно регулировать.

По-вашему, необходимо ввести цензуру?

Да. Но, конечно, это должно быть в рамках разумного. Необходима очень тонкая работа, ни в коем случае не в лоб: это можно, это нельзя. Нужно организовать совет, в который будут входить не только кинематографисты, но и специалисты в области этики, нравственности, медицины. И эти эксперты должны будут четко сформулировать критерии отбора. Например, запрещать выпускать в прокат фильмы, которые вызывают агрессию. Существует же система оценки воздействия кино. Совет будет устраивать фокус-группы и производить замеры реакции. Набирает фильм десять баллов из десяти – значит, его надо запретить к показу в кинотеатрах. Я считаю, это обязательно нужно делать, если мы хотим воспитать здоровое поколение. Например, в Китае иностранным фильмам нужно пройти специальную комиссию, которая дает заключение, насколько кино соответствует традиционным национальным ценностям. Только после этого они могут выйти на экран. Кстати, вся система современного китайского кинопроката была построена по опыту Советского Союза. Может быть, нам в чем-то (я не говорю, что во всем) нужно вернуться к своему прошлому или поучиться у Китая?

Да, но Китай и Советский Союз – это закрытые страны…

Вы передергиваете. Я же не говорю, что нам тоже надо закрыть страну. Я говорю, что нужно ограничить показ картин, которые не ведут к укреплению России. Мы не должны показывать в кинотеатрах фильмы, в которых разрушают Красную площадь, в которых перевирают историю и так далее. Это подрывает национальную безопасность нашей страны. Пусть это кино в Интернет выкладывают, кто захочет – посмотрит, это его дело. Да, кто-то скажет, что ущемляются свобода творчества, права, что такие меры приведут к перегибам. Возможно, приведут. Но нужно понять для себя, что нам важнее – чье-то самовыражение или здоровье нации. Хотя, конечно, нужно стремиться во всем к золотой середине – отделять зерна от плевел.

Самое читаемое

Касса России: «Царевна-лягушка» взлетела на вершину
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 3–9 марта 2025 года
Подробнее
В Ханты-Мансийске объявили победителей XXIII Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Царевна-лягушка» стала лидером проката
Подробнее
Фильм «Наша Russia. 8 Марта» посмотрело 8,26 млн человек в эфире ТНТ
Подробнее
В рамках фестиваля «Дух огня» прошла секция «Фильм-в-работе»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start объявил о начале ребрендинга
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 13–16 марта
Подробнее
«Дух огня», конкурс российских дебютов: абьюз и сказка
Подробнее
Международная касса: сиквел франшизы «Нэчжа» стал шестым самым успешным проектом за всю историю
Подробнее
Минкультуры поддержит более 80 российских кинособытий в этом году
Подробнее
На фестивале «Дух огня» началась торжественная церемония закрытия
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Зверопоиск» обошел «Ночь в зоопарке»
Подробнее
На фестивале «Дух огня» завершилась деловая программа
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 13-16 марта
Подробнее
Фестиваль «Дух огня 2025»: церемония закрытия
Подробнее
Стали известны номинанты третьей премии Художественного театра
Подробнее
Американская касса: лидером проката стал новый фильм от режиссера «Паразитов»
Подробнее
Официальная касса России: «Царевна-лягушка» обскакала всех
Подробнее
Берлин-2025: прохладный ветер перемен
Подробнее