top banner

Как и где снимался фильм «Т-34»

Локации, декорации, особая съемка и спецэффекты

Съемки Т-34 проходили в Москве, Подмосковье, Калужской области (в районе деревни Нефедово) и в Чехии, в городах Локет и Терезин. Фильм снимался 60 смен с февраля 2016 года по июль 2017-го.

Картина далась нелегко. В массовых сценах участвовало в общей сложности около 600 человек. «Мы должны были снимать зиму в самый разгар военных действий под Москвой. Но на второй день наступила оттепель, ушел весь снег, − вспоминает режиссер Алексей Сидоров. − И нам приходилось всю нашу декорацию, деревню, а это несколько сот кв. м, задувать снегом. Мы тонули по пояс в грязи, в танки садились. Мы сами, всей группой, прошли военную рутину».

Одной из самых больших и масштабных стала невероятно реалистичная декорация деревни. «Наша деревня была построена в чистом поле Калужской области, − рассказывает исполнительный продюсер Михаил Китаев. − Изначально мы искали места в Подмосковье, но после длительных поисков так и не смогли найти место с интересным ландшафтом, где можно построить большую декорацию и снимать на 360 градусов. Точнее, нашли одно интересное место под Рузой, частные земли, культивированные поля, но владельцы после долгих раздумий решили нам отказать. Все что ни делается, все к лучшему: в итоге найденное место идеально подходило под наши задачи». 

Работами по постройке декорации руководил художник-постановщик Константин Пахотин. Он опирался на архивные фотографии и письменные документальные свидетельства больших сел того времени. Декорацию строили ежедневно в две смены в течение полутора месяцев. Большинство построек – реальные дома, им по 150–200 лет. Для съемок скупали старые срубы в Псковской и Тверской областях, перевозили на площадку и аккуратно собирали заново. Крыши, наличники и резьбу так же частично закупали, но большую часть специально изготавливали для фильма.

«Когда мы с Лешей (Сидоровым – прим. ред.) обсуждали визуальные решения, мы поняли, что фильм надо снимать на широкую оптику, − рассказывает оператор Михаил Милашин. − Она лучше раскрывает географию, на крупных планах за актером больше фона. Длинный фокус мы решили использовать только для каких-то POV-прицелов, без них же не рассказать историю. При этом с широкой оптикой была интересная особенность: ее можно было использовать не во всех декорациях, так как не везде можно было избежать какой-то современной застройки в кадре. Так что искали выходы». 

Германию съемочная группа решила снимать в Чехии. Так было дешевле и удобнее, так как это страна с богатым опытом в продакшн-сервисе. Плюс здесь существует государственная программа по рибейтам, благодаря которой часть потраченных иностранными продюсерами денег им возвращается. Например, концентрационный лагерь снимался в чешском Терезине на территории реального существовавшего концлагеря, ныне превращенного в Музей Гетто. Для сцены прибытия поезда с заключенными использовались настоящие старые немецкие паровозы с аутентичными вагонами. «Надо сказать, что эти две смены съемок прибытия поезда были абсолютным безумием! – вспоминает Михаил Китаев. − Это были очень тяжелые и эмоциональные смены: сотни людей холодной ночью снимались под проливным дождем, мы как могли пытались облегчить их страдания, согреть их. Но все равно это было физически и морально очень тяжело, поэтому усталость, холод и дрожь, которые видно на экране, не наиграны, это реальные эмоции».  

«Когда мы в мае, за день до съемок, приехали на техническое освоение объекта, светило солнышко, и все было так благостно, так красиво – как на какой-нибудь курортной станции в Туапсе или в Сочи, − смеется оператор Михаил Милашин. − Было принято трудное решение – снимать ночью и в дождь. Задача виделась нереалистичной. Но в итоге, хотя съемка была невероятно сложной (короткие смены, много народа, все мерзли), характер и атмосфера, которую мы получили, стоили того». 

Военными консультантами картины являются Михаил Барятинский, ведущий историк бронетехники Второй мировой войны, журналист, и Кевин Фаррелл, полковник армии США, директор компании Battlefield Leadership, консультант голливудского фильма ЯРОСТЬ (2014). «Конечно, судить в первую очередь зрителю, но так детально никто не подходил к сьемкам в России, это точно на 100%! – утверждает режиссер Алексей Сидоров. − Да и не только в России: консультант, который делал фильм ЯРОСТЬ, утверждает, что никогда не встречался с подобной разработкой. Мы очень много времени посвятили тому, чтобы было документально и подробно! Разумеется, это кино, и там есть художественные преувеличения, но с хроникальной точки зрения все аутентично».

В фильме задействованы исторические рабочие модели танков Т-34-76 и Т-34-85. С немецкими танками все было сложнее: в Европе их очень мало и хорошие экземпляры в частных руках. Привезти их в Россию практически невозможно, а на всем постсоветском пространстве настоящих немецких танков остались считанные единицы, в основном в музеях. Большинство из них были либо вообще не на ходу, либо в ужасном техническом состоянии. 

«У нас должен был сниматься чудом найденный настоящий немецкий Т-3, но у него за неделю до съемок что-то случилось с двигателем, − вспоминает исполнительный продюсер Михаил Китаев. − Тогда мы приняли решение искать среди хорошо сделанных реплик и обратились к коллекционерам и частным музеям. Хорошо, что среди них есть настоящие фанаты своего дела: копии танков выполнены очень круто, они все на ходу, вся механика относительно новая. И визуально от оригинальных немецких танков они отличаются лишь какими-то незначительными деталями. Эти отличия мы устранили на графике». 

Для достижения визуальной аутентичности танков была проделана колоссальная работа. Она удалась настолько, что, когда вышел трейлер, он широко обсуждался на форуме игроков одной известной компьютерной игры. Там покадрово разбирались самые мелкие детали, и люди спорили о том, на каком заводе этот конкретный танк был выпущен. А в реальности обсуждаемый танк был репликой с дорисовкой на графике. 

Все сцены внутри танков снимались в кабинах настоящих боевых машин, где операторской группе удавалось разместить до 5 камер. «В декорациях, которые мы ездили смотреть, не было ощущения массы 30-тонной железной машины, не так подробно все сделано – отсутствуют какие-то детали, которые есть в реальном танке, − рассказывает оператор Михаил Милашин. − Сделав тесты на камеру, мы окончательно убедились, что декорации – это не очень хорошее решение, что нужно снимать реальный танк.  

Продюсеры сначала предложили поставить много GoPro и снимать как реалити-шоу в танке. Но GoPro не дает то качество изображения, которое нужно для большого экрана. «Я сделал тесты, и мы собрали очень маленькую камеру, нашли точки съемки, которые нас устраивали, − продолжает Милашин. − Во втором съемочном блоке, в Чехии, нам удалось запихнуть в танк аж пять камер! Таких съемок внутри танка я раньше не видел, это наша маленькая победа. Я, правда, переживал за композицию кадра, так как в кабине вместе с камерами не могли находиться камерамены. Поэтому актерам давались точные рамки и ограничители, чтобы они оставались в композиции кадра и в свете (который в танке, конечно же, был непростой). Вообще, ребята получили навыки практически во всех профессиях».

Актеры действительно научились управлять танком, наводить, заряжать снаряды и т.д. Также из-за ограниченности пространства внутри кабины исполнителям главных ролей приходилось самим поправлять свет, корректировать грим и хлопать хлопушкой. Большинство танковых маневров (проезд под наклоном, крутые развороты и т.д.) актеры тоже выполняли самостоятельно, предварительно пройдя подготовку на базе «Мосфильма». Виктору Добронравову иногда приходилось проводить за рычагами танка по 12 часов. 

Над визуальными эффектами работали более 200 специалистов (студии Film Direction FX, Trehmer, PostModern, KinoPost, Sci-FX, Spatial Harmonics и множество небольших компаний и художников) под управлением компании ALGOUS STUDIO. «В нашем проекте было множество интереснейших задач: это и полная замена окружения главных героев на компьютерное, и скрупулезное воссоздание множества танков (реальных попросту не существует в таком количестве), а также сшивание снятых в разных местах кадров, − говорит супервайзер визуальных эффектов Алексей Гусев. − И, конечно же, создание невероятно сложных эпизодов с практически замершим временем, ранее не виденное никем и никогда в мире зрелище».

Еще на самом начальном этапе подготовки проекта режиссера Алексея Сидорова невероятно впечатлили документальные черно-белые съемки пуль, пробивающих металлические листы. Пули то превращались в пластилин, то распадались на «банановые шкурки», а иногда пробивали металл, как нож масло... Режиссер настолько был поражен этим, что поставил задачу мастерам по спецэффектам разработать инструменты, чтобы зрители могли увидеть, как это происходит в танковом бою.

«Для Алексея это явление – свойство времени замедляться в критических ситуациях – стало особенно интересным и важным. И это была не просто визуализация трюка, это было нужно для одной из важнейших драматических составляющих фильма: погрузить зрителя в тесноту танка, когда экипаж осознает превосходство противника и ощущает каждое событие как, возможно, последнее в жизни, − рассказывает Алексей Гусев. − С одной стороны, танкисты – самые защищенные бойцы в атаке, с другой – моментально гибнущие при метком попадании противника. Должно становиться жутко, если представлять себя на месте героев... Чтобы создать кадры с замедлением времени в десятки тысяч раз, нам пришлось изучить все существующие в мире попытки снять на камеру полеты пуль, взрывы, химические реакции, обратиться к консультантам и провести бесчисленное множество тестов, которые позволили бы нам визуально приблизиться к этим образцам. Нет ни одной кинокартины в мире, на которую мы могли бы ориентироваться, поэтому наша задача была особенно интересна».

Общий объем графики в фильме – около 800 планов с визуальными эффектами, начиная от самых простых, с затирками элементов современности, заканчивая FULL CG (планами, полностью сгенерированными на компьютере).

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram

 


29.12.2018 Автор: Артур Чачелов

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 11–17 ноября 2024 года
Подробнее
Минкультуры объявило даты питчингов проектов детского кино и игровых дебютов
Подробнее
Касса России: новая «Манюня» возглавила прокат
Подробнее
ИРИ назвал даты проведения конкурса по созданию национального контента
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Манюня: Приключения в деревне» вырвалась в лидеры проката
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил конкурсную программу и жюри
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Зять» уступает «Теще»
Подробнее
«МТС Медиа» подвел итоги за третий квартал и девять месяцев 2024 года
Подробнее
Международная касса: «Гладиатор 2» показал лучший старт за рубежом в карьере Ридли Скотта
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 21–24 ноября
Подробнее
Конференция ConTech 2024: дискуссия «Стратегии медиакомпаний»
Подробнее
В Москве стартовал семинар-интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Mediascope рассказал о самых популярных фильмах и сериалах в России за год
Подробнее
Стали известны победители Международного студенческого фестиваля ВГИК
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «Дети перемен»
Подробнее
Warner Bros. и корейская CJ ENM займутся ремейками картин друг друга
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 21–24 ноября 2024 года
Подробнее
Господдержка кинопроизводства будет увеличена в 2025 году
Подробнее
Американская касса: фэнтези-экшн «Миссия: Красный» возглавил прокат
Подробнее
DC все-таки разрабатывает сразу несколько разных фильмов про Бэтмена
Подробнее