Где и как снимали «Союз спасения»
Подготовка, локации, декорации, компьютерная графика
Натурные съемки СОЮЗА СПАСЕНИЯ проходили на Дворцовой площади, в Петропавловской крепости, Царском селе, Юсуповском дворце, Михайловском замке, доме-музее Муравьева-Апостола в Москве. Часть событий фильма разворачивается на Украине, где в результате действий Южного общества заговорщиков началось выступление Черниговского полка на Санкт-Петербург.
Роль города Василькова, где был расквартирован мятежный полк, сыграла деревня Дмитриевка Белгородской области. Место выбрали из-за схожести природных ландшафтов. Кинодеревню создали специально для съемок. Она состоит из 22 домов, храма, колодцев, ульев, навесов, мостов. Сейчас в деревне создан этнографический музей: кинокомпания «Дирекция кино» подарила все постройки местной администрации.
События, происходившие в Санкт-Петербурге, также приходилось снимать в павильонах с применением хромакея (технологии, которая позволяет дорисовать фон), потому что город за прошедшие без малого 200 лет сильно изменился. С использованием хромакея был создан и эпизод «Высочайший смотр в Париже, 1814 год». В роли пригорода Парижа − Гатчинский дворец.
«Мы показываем эпоху XIX века, и, естественно, наша страна сильно изменилась с того времени, изменился Санкт-Петербург, − рассказывает оператор Игорь Гринякин. − Поэтому для того, чтобы воссоздать то настроение, тот город, мы решили по большей части снимать в павильоне. Для этого был найден огромный павильон, и теперь зритель увидит Сенатскую и Дворцовую площади такими, какими они были тогда. Мы научились воссоздавать здания, освещать огромные пространства». Для съемок использовали самый большой из существующих в стране хромакеев. «Мы изнутри обернули самый большой павильон, который у нас существует», − вспоминает Гринякин.
«Для того, чтобы восстановить архитектурный образ города того времени, нам потребовалось несколько месяцев кропотливой работы: мы изучали картины, гравюры, описания современников, сохранившиеся в архивах, также общались со специалистами и консультантами, прежде чем приступить к отрисовке, − говорит Евгений Гитциграт, FX-продюсер, руководитель студии Film Direction FX. − Благодаря компьютерной графике нам удалось воссоздать исторический облик Санкт-Петербурга 1825 года, разработав мир, который существовал 200 лет назад. Важно отметить, что зрители впервые увидят такую детальную проработку Санкт-Петербурга, какую не встречали ни в одном историческом фильме».
СОЮЗ СПАСЕНИЯ − это уникальная комбинация технологий, которая позволила достичь при создании фильма абсолютной гармонии и идеального баланса между цифровыми и «живыми» кинорешениями. Диалоги главных героев снимали при небольшом количестве актеров массовых сцен, затем дорисовывали здания, а площадь заполняли 3D-моделями людей, созданными при помощи фотограмметрии (технологии, в которой объект или человека фотографируют со всех сторон на 120 камер, а затем объединяют в единой изображение).
С помощью камеры «Паук», которая может передвигаться в воздухе по разным траекториям, удалось создать иллюзию свободного перемещения и показать масштабность происходящих событий. Высокий уровень достоверности среды был достигнут с помощью ротоскопа − технологии, которая позволяет посредством последовательной обрисовки каждого кадра воссоздать и проработать мелкие детали − вплоть до колыханья на ветру перьев на шляпке.
В процессе подготовки к съемкам и во время работы над сценарием фильма было изучено множество исторических источников − от живописи до мемуаров, а также многочисленные советские и современные исследования. Даже при разработке любовной линии создатели ориентировались на литературные и научные труды, повествующие о манерах, ценностях и привычках поколения декабристов, чтобы максимально точно воспроизвести поведение ключевых героев − офицеров и их возлюбленных.
Перед началом съемочного процесса художник Сергей Алибеков создал концепты, на базе которых делались раскадровки. После этого студия компьютерной графики перевела их в аниматики, воспроизводящие объекты в объеме так, как они должны были выглядеть на экране, с соблюдением расстояния и положения героев в кадре.
«На съемках всегда находилось несколько консультантов, − вспоминает автор сценария картины Олег Маловичко. − Они же заранее анализировали весь написанный текст. Если честно, перед их «проверками» я волновался больше всего. Если они говорили: «Так быть не может», − значит, нужно было переписывать всю сцену. Например, в одной из сцен, где наш герой ведет солдат на сражение с врагом, я писал: «Прозвучал первый выстрел, и Муравьев укрылся у стены...» Нет, так нельзя! Если офицер в XIX веке ведет солдат в бой и уклоняется, он не офицер. Они должны были идти прямо на пули, так они воевали».
Для съемок фильма под контролем исторических консультантов и мастеров военного костюма на фабриках и небольших мануфактурах в разных регионах России было изготовлено в общей сложности более 1500 единиц одежды. При пошиве использовалось шинельное и мундирное сукно, близкое по качеству к тканям первой трети XIX века, благодаря чему удалось добиться идеальной посадки и исторической достоверности кроя.
Мундир − это воплощенная в одежде хроника жизни офицера и ключевых исторических событий. Военные достижения, смена полка, реформы армии − все это находило выражение в деталях костюма. Гардероб центральных персонажей состоял из 5–6 образов, каждый из которых соответствовал определенному периоду жизни героя между 1814 и 1825 годами. Кроме парадных мундиров для актеров шили повседневную и сезонную одежду: сюртуки, вицмундиры, зимние шинели, подбитые мехом, панталоны и рейтузы. Золотые эполеты (для обер-офицеров − без бахромы, у штаб-офицеров − с бахромой, у генералов − с толстой бахромой) изготавливались вручную. Обмеры предметов обмундирования производились по образцам, сохранившимся в Эрмитаже и запасниках Царскосельского музея. Кроме подлинников в реконструкции предметов гардероба героев помогало изучение визуальных и литературных источников − живописи и мемуаров.
«Мы хотели воссоздать такой крой, который был бы максимально близок к историческому, − рассказывает Екатерина Шапкайц, художник по костюму. − При этом для нас было важно, чтобы костюм был окутан дымкой происходящих событий, выглядел естественно, а не театрально, был интегрирован в среду. Несмотря на то, что это другая эпоха и очень самобытное время, мы старались не слишком подчеркивать архаику костюмов: все-таки в масштабе российской истории − это почти наши современники. Очень сложная цель, но мы стремились к ее достижению».
Помимо работы над мужскими образами было необходимо создать и достоверные костюмы для двух вымышленных женских персонажей повествования − Анны (Софья Эрнст), любимой женщины Муравьева-Апостола, и ее матери − княгини Бельской (Ингеборга Дапкунайте). Специально для дам изготовили шляпки, сумочки, зонты, перчатки и обувь. При создании массовых сцен были использованы шинели-«трансформеры»: для каждой из них в зависимости от снимаемого полка использовалось по несколько воротников и декоративных элементов для мундира и кивера.
Каждый съемочный день начинался с гримерной и костюмерной. Актерам массовых сцен приходилось приезжать в 3–4 часа утра. Действие фильма происходит в начале XIX века, когда в моде были бакенбарды и усы. Художникам по гриму пришлось изготовить сотни разных образцов, чтобы каждому актеру достались постижи подходящего цвета. Постижи − элементы грима из волос − состоят из отдельных волосков, закрепленных на прозрачной основе. С помощью клея их фиксируют на лице актера. В течения дня гримеры находились на съемочной площадке и следили, чтобы усы оставались на месте и выглядели правдоподобно.
«Восстание декабристов произошло в разгар пушкинской эпохи, и это время − одно из самых интересных и красивых, − говорит Татьяна Вавилова, художник по гриму. − Конечно, люди в тот период выглядели совершенно по-другому. В период съемок мы буквально жили этой эпохой и этими образами. Все гримерные были обвешаны распечатками портретов того времени, это вдохновляло нас и помогало в работе. Так как в картине было много военных, нам пришлось даже изучить устав русской армии того времени, ведь нам нужно было точно знать как выглядели солдаты тех или иных родов войск. Все постижи мы делали своими руками».
На съемках фильма были использованы сотни единиц реквизита для пехоты, артиллерии и конных войск. На основании гравюр и картин с участием исторических консультантов команда реквизиторов изготовила реплики оружия − пистолеты, ружья, шпаги, темляки. Для безопасности актеров во время стрельбы ружья были оснащены системой электронного управления. При нажатии кнопки пиротехнический заряд разрывается, что создает впечатление полноценного выстрела из порохового оружия.
Особой гордостью стали точные копии 12-фунтовых пушек образца 1806 года, которые использовались в войне с Наполеоном, а затем на Сенатской площади во время восстания. Мастерам удалось полностью воссоздать все мельчайшие детали орудия − от лафета и передка до пальника и экстрактора, с помощью которого в случае застревания снаряда можно было вытащить ядро или картечь.
Внимание к деталям и их тщательная проработка − ключевая задача, с которой команда реквизиторов СОЮЗА СПАСЕНИЯ справилась блестяще. В сцене атаки конногвардейцев во главе с генералом Орловым на Сенатской площади особого внимания требовала оснастка лошадей. В основной набор входили седло и чепрак − суконная подстилка под седло, по цвету которой можно было определить, к какой части относится военнослужащий. Золотая нашивка на чепраке указывала на принадлежность к офицерскому корпусу.
Специально для съемок были изготовлены телеги и армейские полуфурки на заводе в Брянской области, который до сих пор занимается их производством. Сани и кареты брали в прокат из частных петербургских музеев − это реплики, которые создавались по сохранившимся чертежам и эскизам. На каждую дворянскую карету наносился родовой герб. Транспорт фактурировался: некоторые элементы состаривали, заменяли ручки экипажей на медные или латунные − они больше соответствуют тому времени. Чтобы интерьер кареты выглядел реалистично и правдоподобно, мастера шили занавески, накидки, изготавливали элементы декора.
Не менее серьезным поводом для гордости стали знамена, в точности повторяющие штандарты восставших. Над каждым из них трудились два специалиста − художник и мастер по вышивке: на создание одного полотна вручную уходило не меньше месяца.
Главным препятствием и одновременно важным вспомогательным фактором во время съемок стал мороз в Санкт-Петербурге. В дни работы над кульминационной сцене − восстания на Сенатской площади − температура воздуха опустиласьдо -24°C, которые ощущались как -30°C из-за высокой влажности. Исполнителям главных ролей удалось в полной мере пережить те обстоятельства, в которых оказались их герои. Актеры и массовка спасались термобельем и согревались в транспорте в перерывах между дублями. В состав съемочной группы входило более 150 человек.
При работе над массовыми сценами количество работающих на площадке специалистов увеличивалось: при съемке эпизодов с участием конной кавалерии, помимо всадника на каждую лошадь приходилось по два человека. За весь период съемок участие в фильме приняли почти 2000 актеров массовых сцен. Тех, кто играл солдат, приходилось делить на подразделения − взводы и роты − и обучать группами по военному уставу того времени.
«Нам очень повезло с реконструкторами, которые готовили массовку, − вспоминает Анатолий Максимов, продюсер картины. − Это такие люди, которые фанатично относятся к тому времени, одной ногой они все время остаются в той эпохе. И было видно, что они купаются в этом, получают удовольствие. Я проникся к этим людям глубочайшей симпатией. Это настоящая страсть, которая имеет практическое приложение. Они сами сыграли в картине много разных ролей. И мы сейчас на озвучании вытаскиваем из чернового звука их команды, они это делают так, что есть какой-то внутренний трепет, когда человек кричит не просто, чтобы крикнуть, а изнутри. И наступает тот момент, ради которого все кино. Голоса реконструкторов, конечно, остались на озвучании».
Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram
27.12.2019 Автор: Артур Чачелов
Источник: Дирекция кино