top banner

Как снимали фильм «Первому игроку приготовиться»

Создание реального и виртуального миров будущего

Трехкратный обладатель «Оскара» Стивен Спилберг снял этот фильм по сценарию Зака Пенна и Эрнеста Клайна, основанному на романе Клайна, который более 100 недель продержался в списке бестселлеров The New York Times, а недавно взлетел на его первую строчку. Действие картины происходит в 2045 году, причем как в реальном, так и в виртуальном мире.

Благодаря магии технологии захвата движения и компьютерной анимации актеры сыграли не только реальных людей, но и их игровых альтер эго. Съемочный процесс предполагал кропотливую совместную работу Спилберга, его актеров, художника-постановщика Адама Штокхаузена, художника по костюмам и двух основных студий визуальных эффектов: «Индастриал Лайт энд Мэджик» (ILM) и «Диджитал Домэйн» (Digital Domain). 

Супервайзер визуальных эффектов от ILM Грэди Кофер говорит: «Разработка аватаров оказалась той еще задачей. Нам нужно было помнить, что они виртуальные, но ведь играют их реальные актеры». «Интересно было продумывать образ Арт3миды, – рассказывает супервайзер анимации Дэвид Ширк. – Эти ее огромные глаза, ты просто проваливаешься в них. С ними она кажется почти эльфийкой. Одним из самых сложных персонажей оказался Парсифаль – нужно было учесть множество деталей: он должен был быть героем, но оставаться обычным парнишкой, привлекательным, но не чересчур. Мы долго искали то, что подойдет персонажу и всем понравится».  

Digital Domain во главе с супервайзером виртуальных съемок и продюсером Гэри Робертсом отвечала за получение видеоматериалов с помощью технологии захвата движения и закрепляемых на голове камер. Такие съемки велись в почти пустых павильонах, называемых «объемами», – по сути, там были лишь белые фоны, разлинованный пол и самый основной реквизит. Все остальное дорисовывала ILM.

Спилберг поясняет: «Каждая локация в OASISе – виртуальная, поэтому специально для меня создали аватарку, чтобы я мог попасть в игру и посмотреть на съемочную площадку. Как только я понимал, как буду снимать эпизод, я просил актеров надеть очки виртуальной реальности, чтобы они смогли сориентироваться в локации, где им предстояло работать. А то получается, что ты должен что-то из себя изображать в большой белой комнате, где из каждого угла на тебя смотрят цифровые камеры».   

Как только Спилберг добивался нужного исполнения от актеров, он отправлялся в специальное помещение, где запечатленная сцена демонстрировалась на множестве экранов. Там он мог выбрать именно то, что нужно. На обычной съемочной площадке для этого понадобилось бы несколько дублей. 

Чтобы «населить» OASIS, особенно во время решающего сражения, ILM разработала специальную систему, позволяющую генерировать тысячи виртуальных персонажей. Кроме того, компания также отвечала за воплощение целой виртуальной вселенной OASISа, которую разработал Адам Штокхаузен. Он говорит: «Основная сложность заключалась в том, что мы начинали с чистого листа бумаги. Это же мечта, так какая она? Какой мы хотим ее видеть? Каким должен быть фон, чтобы в него идеально вписались сюжет и герои, чтобы он был правдоподобным, но при этом лишь частично опирался на реальность».  

Супервайзер визуальных эффектов Роджер Гайетт объясняет: «Нам хотелось, чтобы все это казалось настоящим, и для этого приходилось все больше и больше сдвигаться в сторону реалистичного подхода. В итоге мы пришли к значительно большей степени фотореализма, чем ожидали в самом начале».

Создатели фильма применяли различные приемы, чтобы подчеркнуть различие между поражающим воображение виртуальным миром и суровой реальностью. Если действие переходило из OASISа в настоящий мир, то режиссер и оператор-постановщик Януш Камински переключались с цифры на пленку. Штокхаузен играл с цветовой гаммой или нехваткой ее разнообразия, чтобы дополнительно подчеркнуть контраст.

Открывается фильм сценой в Штабелях – покосившемся трейлерном парке. Трейлеры в нем установлены друг на друга, как в «Тетрисе». Мы видим перенаселенное пространство, только с передвижными фургончиками вместе квартир. Часть Штабелей была выстроена на открытой площадке студии «Ливсден». «Мы собрали 60 трейлеров. Затем их поставили их друг на друга, укрепляя конструкцию стальными подпорками и добавляя уровень за уровнем. Словно играешь в детский конструктор, – улыбается художник-постановщик фильма. – Сложность заключалась в том, что это не должно было выглядеть так, будто к строению приложил руку архитектор. Ведь, по идее, они должны были начинаться с первого «этажа» и разрастаться совершенно хаотично. А значит, нам нужно было обеспечить их абсолютную безопасность, но при этом создать впечатление, что они готовы развалиться прямо на глазах. В этом-то и закавыка». 

Разрушительный взрыв Штабелей, задуманный в одной из сцен, досконально контролировался департаментом специальных эффектов во главе с супервайзером Нилом Корбоулдом, у которого была лишь одна попытка: «Мы установили 28 зарядов, которые должны были обеспечить нам море огня и дождь из осколков, и поставили таймер на 5 секунд, – рассказывает он. – И потом все посыпалось как карточный домик. Мы десять раз все перепроверили, чтобы гарантировать безопасность, даже установили систему разбрызгивателей: можно было просто повернуть кран и включить воду, когда все закончится».  

Как рассказывает художник по костюмам Кася Валика-Мэймон, дизайн высокотехнологичного одеяния, необходимого, чтобы попасть в OASIS, появился в результате «мозгового штурма целой армии людей, которые участвовали в разработке отдельных частей»: «Удивительный процесс – пытаться предсказать, как через 30 лет будет выглядеть снаряжение с возможностью передачи тактильных ощущений. Что-то подобное уже существует, его мы и взяли за точку отсчета. Остальное стало «прыжком в неизвестность». 

Самым рискованным «прыжком» стал тактильный костюм X-1, «вторая кожа для OASISа». Художник по костюмам продолжает: «По сути, нам нужен был материал, которого еще не существует, поэтому нашей гениальной команде потребовалось провести полноценные инженерные разработки, чтобы придумать решение. Сначала мы определились с тем, что он должен быть полупрозрачным, с дополнительным внутренним слоем и решетчатым узором на нем, будто так компьютер «видит» тело. Стивен Спилберг предложил сделать этот нижний слой из «пикселей», потому что именно они должны находиться в непосредственном контакте с кожей. Поэтому у нас были пиксели, нашивки из «тактильной проволоки» и прозрачный верхний слой». 

Когда закончился основной съемочный процесс фильма, начался долгий период постпродакшена. Сотрудники ILM и Digital Domain по всему свету работали над сложными визуальными эффектами, качество которых удовлетворило бы самого Спилберга, а режиссер тем временем монтировал фильм вместе со своим давним соратником монтажером Майклом Каном и монтажером Сарой Брошар. 


30.03.2018 Автор: Артур Чачелов

Источник: Каро Премьер

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 11–17 ноября 2024 года
Подробнее
Касса четверга: пиратские релизы вновь выбились в лидеры
Подробнее
В Москве вновь пройдет образовательный интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой стал хоррор «Еретик»
Подробнее
Минкультуры объявило даты питчингов проектов детского кино и игровых дебютов
Подробнее
Алексей Герман-младший и Константин Эрнст готовят фильм о съемках «Ивана Грозного»
Подробнее
Касса России: новая «Манюня» возглавила прокат
Подробнее
Роскомнадзор не заметил изменений в качестве работы YouTube в России
Подробнее
В Москве состоялась премьера драмы «Великая»
Подробнее
Конан О’Брайен станет ведущим 97-го «Оскара»
Подробнее
ИРИ назвал даты проведения конкурса по созданию национального контента
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Манюня: Приключения в деревне» вырвалась в лидеры проката
Подробнее
Фестиваль «Дни короткометражного кино» объявил конкурсную программу
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил конкурсную программу и жюри
Подробнее
«МТС Медиа» подвел итоги за третий квартал и девять месяцев 2024 года
Подробнее
Международная касса: «Гладиатор 2» показал лучший старт за рубежом в карьере Ридли Скотта
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Зять» уступает «Теще»
Подробнее
В Москве стартовал семинар-интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Стали известны победители Международного студенческого фестиваля ВГИК
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 21–24 ноября 2024 года
Подробнее