В Петербурге поговорили о спецэффектах в кино
Крупнейший в стране CG-event прошел в конце июня
Современную развлекательную индустрию невозможно представить без цифровых технологий и в частности без компьютерной графики. CGI присутствует в фильмах, телевизионной и рекламной продукции, а игры и вовсе на 100% состоят из нее. При этом индустрия компьютерной графики развивается семимильными шагами, несмотря на замедление экономического роста в стране. Специалистов в этой области становится все больше, но их нехватка по-прежнему остро ощущается индустрией. Одним словом, производство компьютерной графики – невероятно перспективное направление.
Ни одна индустрия не может функционировать без конференций и выставок, которые служат местом важных деловых встреч, способствуют обмену полезной информацией и зачастую выступают барометром, замеряющим положение дел в бизнесе на данный момент. Так сложилось, что CG Event стал главной конференцией или даже рупором отечественной индустрии компьютерной графики. В этом году мероприятие проводилось в 15-й раз и впервые в Санкт-Петербурге. До этого конференция принимала гостей и участников в Москве, Киеве и Вильнюсе.
В отличие от московского CG-Ивента, в Петербурге программу работы сократили до одного дня. Тем не менее на объеме и качестве выступлений этот факт не слишком отразился. Однако из-за плотности выступлений, проходящих параллельно друг с другом, посетить все мастер-классы и презентации не представлялось возможным.
Мероприятие было организовано на базе Политехнического университета. Одно из лучших технических заведений страны порадовало очень качественной материальной базой. На первом этаже одного из просторных корпусов университета разместилась экспозиция ряда игроков рынка компьютерной графики. Свои стенды представили московская студия CG Factory, питерская Algous Studio, а также продюсерский центр «Белый шар» (анимационный сериал «Академия Косми»), разработчик игр Wargaming Spb, производитель софта V-ray и железа N-vidia, плюс стенды нескольких других компаний.
Внимание к себе приковывал макет танка, который был частью презентации проекта 28 ПАНФИЛОВЦЕВ. Усевшись за его рычаги, можно было управлять миниатюрной моделью боевой машины. При этом закрепленная на промышленном манипуляторе камера выводила изображение на монитор смотровой щели макета. Таким образом авторы экспозиции добивались эффекта виртуальной реальности. А сам фильм в основном зале представлял режиссер картины Андрей Шальопа. Он же – руководитель студии Scandinavia, которая выступает главным подрядчиком по визуальным эффектам.
Создатели рассказали об истории становления и развития проекта, первые средства на который собирали всем миром при помощи краудфандинга. Кстати, этот проект по-прежнему удерживает пальму первенства по величине собранных таким образом средств на кино. Полученные деньги были направлены на производство тизера и подготовительный период. Чуть позже финансовую помощь проекту оказали российский и казахстанский Минкульты. Дистрибьютор у фильма проверенный (UPI), в рекламу будут инвестированы значительные средства, поэтому ожидания от проката у всех высоки.
Что касается визуальных эффектов, то картина еще находится в стадии активного постпродакшна. Из интересных ее особенностей стоит отметить сочетание комбинированных съемок с визуальными эффектами. Во многих кадрах будут не компьютерные танки, а их миниатюрные копии, снятые при помощи промышленного манипулятора, выступавшего в качестве системы управления движением. Техника была разработана и введена в эксплуатацию при участии кафедры мехатроники и робототехники Политехнического университета. Выбор технологии был обусловлен художественными задачами и желанием максимально точно передать физику взаимодействия техники на поле боя. Кроме того, для управления проектом использовалась программа Shotty – отечественный инструмент для менеджмента VFX – уже второй после хорошо зарекомендовавшей себя программы Cerebro.
Студия CG Factory подготовила доклад о системе управления проектами. Работа над кинофильмом ОН – ДРАКОН заставила студию полностью перестроить программно-производственный конвейер и жестко структурировать отделы, взяв за образец крупные западные VFX-студии. У каждого сотрудника была своя специализация: трехмерщики или дженералисты широкого профиля, как это принято в небольших студиях, отошли на второй план. Софт и железо – строго унифицированы. Специалисты всех департаментов работали с единой структурой сцены. Помимо этого в студии активно работал отдел исследования и разработок, который занимался написанием скриптов для усиления инструментария. Но у подобного конвейера есть и недостатки: по словам супервайзера Ильи Торопова, он эффективен при работе только над большими проектами, а не мелкими вроде рекламы, которой по большей части сейчас и занимается CGF. Из важных объявлений, сделанных в рамках выступления, стоит отметить слова генерального продюсера студии Александра Горохова о том, что они планируют открывать офис в Петербурге.
А вот руководитель студии Main Road|Post Арман Яхин говорил об ином подходе в работе. В своем выступлении он заострил внимание на важности человеческого фактора, эмпатии и выстраивании деятельности коллектива с учетом особенностей каждого человека. Яхин говорил об управлении в плоскости Agile, когда на первый план выходит самоорганизация внутри небольших групп, способных самостоятельно принимать решения и обучаться в процессе работы. Подобный подход приводит к сжатым срокам выдачи результатов на основе ранее опробованных методик. Плюс ко всему, по мнению Яхина, клиент должен быть максимально вовлечен в рабочий процесс.
Как бы там ни было, но всегда важен результат. С результатами у CGF и Main Road|Post все в полном порядке. А значит, обе студии все делают правильно, несмотря на разный подход к организации и управлению творческо-технологическим процессом.
Студия «Петербург» – производитель анимационного сериала и фильмов про Смешариков – также подготовила доклад о технологическом пайплайне компании, подчеркнув важность системного подхода и собственных программных инструментов при создании подобных высокотехнологичных продуктов.
Болгарский разработчик Chaos Group продемонстрировал уникальные решения для визуализации, проведя первую в мире эксклюзивную презентацию новой версии рендерера V-Ray. Этот софт широко используется в индустрии. Например, многие сцены в блокбастере ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ просчитывались с его помощью.
CG-Event в Политехе удался на славу. Концепция мероприятия, связывающая воедино развлекательное направление (анимация, кино, игры) с научно-техническими алгоритмами, научно-технической базой и образованием, выглядит жизнеспособно и интересно. Следующий CG-Event пройдет в Москве уже зимой этого года.
08.07.2016 Автор: Константин Мееров