Деловая программа «Кино Экспо 2017»: тематический поток «Кино * ТВ * Digital»
Конференция «Аудиовизуальный контент в единой цифровой среде: от ТВ и ОТТ-медиа до кинотеатров и мобильных устройств. Дистрибуция и доставка, маркетинг, монетизация»
Ведущим конференции в рамках тематического потока «Кино * ТВ * Digital» был Евгений Соломатин, руководитель программы МВА-ТЕЛЕКОМ, бизнес-школы «МИРБИС», основатель форума ConnectedFuture.
Мероприятие поделили на несколько блоков, первым из которых стала сессия, посвященная OTT TV и VoD.
Дискуссионная сессия «OTT TV и VoD – «молодая шпана» дистрибуции контента»
Модератором первой сессии стал Алексей Бырдин, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео». Участниками стали Иван Гродецкий (OKKO), Денис Кусков (ИАА Telecom Daily), Жаркын Турсынов («ЛайфСтрим», облачный ТВ-сервис «Смотрешка»), Виктор Чеканов (Megogo), Денис Горшков («Амедиатека»), а также генеральный директор сети кинотеатров «Мираж Синема» Виктор Рудман.
В начале сессии Иван Гродецкий выступил с презентацией, в которой рассказал о технологических новинках в сфере домашнего просмотра. С появлением 3D разгорелись дискуссии об этом формате для домашнего опыта, но 3D не очень хорошо показал себя в этой связи. Новый опыт, приближенный к кинотеатральному просмотру фильмов, могут дать Ultra HD 4k и HDR. Иван Гродецкий считает, что эти форматы скоро будут потребляться массово, потому что от просмотра в кинотеатре опыт с ними отличает лишь отсутствие аспекта going out. Спикер напомнил, что цена на цифровые копии становится все доступнее.
Виктор Рудман как представитель офлайн-кинотеатров выразил убеждение, что настоящий опыт просмотра фильма в кино нельзя заменить суррогатом. Кроме того, он напомнил, что кинотеатр, в отличие от больших квартир с огромными телевизорами, доступен практически всем жителям страны. На это Иван Гродецкий ответил, что речь о претензии на эмоцию, получаемую от кинотеатрального просмотра, не идет. В кино ходить нужно, но разговор о том, что появляется новая технология, которая может дать необходимые ощущения дома в тех случаях, когда не важен аспект going out. Также он напомнил, что современные технологии предполагают более тесное приближение к экрану, так что возможен просмотр и в малогабаритной квартире.
Денис Кусков озвучил статистику по объемам рынка OTT и VoD. Он рассказал, что рынок растет: по итогам первого полугодия 2017 года он составлял 5,3 млрд рублей, тогда как годом ранее показатель равнялся 3,1 млрд. Изначально большую долю занимала платная модель, но на сегодня у нее менее 50 процентов рынка. Лидер среди онлайн-кинотеатров – ivi с долей в 20,7%, далее идет видеосервис YouTube (16,5%), на третьей строчке – онлайн-сервис «Ростелеком» с долей в 11,6%. Подводя итог, Денис Кусков высказал мнение, что рынок онлайна будет расти и дальше.
Обсуждалась также доля сборов картин в онлайне от общих сборов. Поскольку данные по-прежнему остаются недоступными, спикеры предположили, что речь идет о пяти процентах. Тем не менее они сошлись на том, что вилка может быть большой, и для независимого европейского кино она может равняться 60 процентам и более.
На сессии коснулись и пяти миллионов за прокатное удостоверение, которые, по предположению модератора, могут привести к развитию direct to VoD, поскольку то же европейское независимое кино эффективнее будет выпускать сразу в диджитал. Но спикеры в конечном счете сошлись на том, что для отрасли в целом закон о пяти миллионах скорее вреден, да и в случае его реализации, вероятнее всего, появятся дальнейшие инициативы, ориентированные уже на поборы с онлайна.
Речь шла и о возможностях сотрудничества кинотеатров и диджитал. Спикеры согласились с тем, что сближение необходимо, а также, что онлайн и офлайн не отнимают друг у друга аудиторию, потому что они предполагают разную манеру потребления схожего материала. Денис Горшков рассказал об опыте проката серий «Игры престолов» в кинотеатрах. Выпуск в кино давал фанатам возможность насладиться просмотром сериала на большом экране. Цена на билет состояла из стоимости просмотра серии в кинотеатре и открывающейся для покупателя подписки на «Амедиатеку». Денис Горшков также напомнил о прецеденте проката в кино ГОГОЛЯ.
Дискуссионная сессия коснулась и темы маркетинга в онлайне, в том числе и при выпуске фильмов direct to VoD. Спикеры доложили, что маркетинг зависит от объема рынка, который пока не позволяет проводить массированное промо. Однако тренд на маркетинг есть, и в России его развитие – вопрос двух-трех лет. Процесс усилится, когда борьба с пиратами выйдет на новый уровень, потому что тогда правообладатели будут больше уважать рынок онлайн.
Дискуссионная сессия «Дистрибуция и доставка контента»
Участниками этой дискуссии стали Михаил Горячев («Триколор ТВ»), Наталья Чайковская (телеканал Game Show), Сергей Агапов («Синтерра Медиа»), Григорий Кузин («Медиалогистика», MSK-IX) и Дмитрий Шуваев (Teleport).
Михаил Горячев рассказал, что ему было бы интересно узнать, сколько времени зритель отдает на просмотр различных видов контента. На сегодняшний день наибольшая аудитория у телевидения, далее следуют кинотеатры, и уже потом идут различные новоявленные сервисы. Вопрос заключается в том, как пересадить абонента с бесплатного телевидения в кресло, которое принесет деньги прокатчикам, операторам и всем остальным. Спикер считает, что дистрибуцией по-прежнему называется ситуация, когда Константин Эрнст «вливает в абонентов то, что считает нужным» через телеканалы. Со временем же дистрибуция приобретет другую форму. Спикер предположил, что в будущем дистрибуция контента будет осуществляться напрямую, а не через посредника, дистрибьютор умрет. В пример Михаил Горячев привел Amazon, который сам производит контент и сам его продает.
Наталья Чайковская, генеральный директор и главный редактор Game Show, рассказала об этом канале. Свое выступление она начала с обращения к рынку Кореи – по ее словам, зрители до 30 лет там мало смотрят кино, потому что им сложно долго сидеть на одном месте. Детям неожиданно захотелось коммуницировать, и они приходят в том числе в киберклубы, история которых еще не вышла в свой пик. Эти данные можно отчасти примерить и на Россию. Наталья Чайковская сказала, что у интеграции кинотеатров с такими клубами есть будущее, поскольку киберклубы могут предложить множество разнообразных сервисов, которые привлекут аудиторию, и им нужна лишь площадка для реализации уже разработанных проектов киберзон.
Видеоигры сегодня – развивающееся направление индустрии развлечений и самый доступный вид досуга. Компания Game Show предлагает своей аудитории развлечение, киберспорт, а также образовательные проекты. Она транслирует туры, топовые соревнования. Телеканал интерактивный, контента в нем множество, поскольку соревнования могут длиться неделями, и их активно стримят. По словам Михаила Горячева, в «Триколор ТВ» канал занимает одно из лидирующих мест, хоть в это и трудно было поверить изначально. Вообще Наталья Чайковская пришла на сессию с тем, чтобы заинтересовать киберзонами кинотеатры (представителей которых, кстати, в зале практически не было, потому что параллельно с деловой программой шли презентации дистрибьюторов), но здесь нам интересна сама суть предложения – с помощью в том числе и таких площадок кинотеатр можно вывести из офлайна в онлайн, о неизбежности и необходимости чего в рамках деловой программы говорили многие спикеры. С помощью разнообразных новых опций, например, образовательных или киберспортивных, кинотеатр может стать точкой притяжения для совершенно новой аудитории.
Другие спикеры также рассказали о своих компаниях и проектах. Сергей Агапов из «Синтерра Медиа» говорил о проведении прямых трансляций самых разных мероприятий – от Чемпионата мира и Кубка конфедераций до театральных постановок. Он рассказал, что OTT готово вернуть зрителя в кинозалы, и тоже обратился к теме киберспорта как драйвера событий для молодой аудитории. Телеканалы, по его словам, подхватили киберспортивный тренд и ночью привлекают к себе молодую аудиторию. Рынок реагирует на веяния, открываются киберклубы, которые чаще всего интегрируются в мультиплексы. Сергей Агапов также предлагает кинозалам вместе развивать киберспорт путем реорганизации мультиплексов в новые виды мультигейминговых центров.
Григорий Кузин из «Медиалогистики» считает, о чем и шла речь выше, что в перспективе пяти лет офлайна не будет, потому что кинотеатры станут «онлайн». Также он рассказал о проблемах с транслированием в Интернете эфирных каналов – среди них отсутствие прав, неподходящая технология, проблема рекламы. Компания спикера занимается адаптацией телеканалов для интернет-вещания и доставкой контента.
Дмитрий Шуваев (Teleport) сообщил о стартапе, также связанном с доставкой контента. Он предложил соединять пользователей между собой напрямую в рамках физической сети, разрабатывать своеобразные торренты в легальном исполнении.
Александр Бабаян (директор «Дома кино») в формате комментария сказал, что альтернативный контент в кинотеатрах действительно нужен и пока чаяния сосредоточены в области трансляции спортивных событий. Правда, по мнению Александра Бабаяна, трансляции возможны лишь в условиях трех и более залов.
Подводя итоги, спикеры сошлись на том, что в будущем будет востребован интерактивный контент, а революции в смотрении OTT не произойдет, пока не сменится существующий парк телевизоров.
Сессия «Маркетинг контента»
С докладом на тему «Как дотянуться до киноходящей аудитории в Рунете? Современные технологии для продвижения фильмов: кейсы, форматы, аналитика» выступал Александр Кочубей, руководитель сервиса «Кинопоиск». Он рассказал о результатах онлайн-опроса, охватившего более ста тысяч пользователей «Кинопоиска» в России. В ходе исследования было выявлено, например, что в 77 процентах случаев информацией о фильмах, которую ищут зрители, является дата показа, а в 22 процентах – трейлер. Отвечая на вопрос о том, как, по мнению спикера, выглядит усредненный профиль зрителя, Александр Кочубей ответил, что это тридцатилетний пользователь Интернета с доходом выше среднего, который следит за новинками и часто ходит в кино. Докладчик также рассказал, что аудитория сайта составляет 5 миллионов посетителей ежемесячно, а с учетом других сервисов «Яндекса» («Яндекс.Музыка», «Яндекс.Афиша», «Яндекс.Телепрограмма») – 9 миллионов. Руководитель сервиса «Кинопоиск» также поведал о маркетинговых экспериментах ресурса. Спикер считает, что интерес к кино важно отслеживать с самого его появления. Охватываемая маркетингом аудитория должна расширяться на каждом новом витке рекламной кампании. В случае с промо ВРЕМЕНИ ПЕРВЫХ аудиторию на «Кинопоиске» старались привлекать разными инструментами, среди которых были скидки и таргетинг. Александр Кочубей не без гордости заявил, что в течение первого уикенда ресурсу удавалось держать свою долю продаж с помощью разработанной системы маркетинга. С ТАЧКАМИ 3 стояла задача обеспечить дополнительный охват с помощью «Яндекс.Маркет». Также проводился таргетинг на семьи, любителей продукции Disney и на поклонников франшизы. На всех этапах среди таргетинговых и обычных посетителей проводился опрос, который показывал конверсию приложенных усилий в зрителей. В случае с ГОГОЛЕМ. НАЧАЛО нужно было обеспечить предпродажи и продажи в первый уикенд. Для достижения этих целей использовалось динамическое ценообразование.
О продвижении ГОГОЛЯ говорила и Лили Шерозия, маркетинг-директор телеканала ТВ-3. Она назвала кампанию этого необычного супергеройского байопика-приквела по произведениям Гоголя большим риском и рассказала, что этот проект научил команду смелости. Канвой всей промокампании было хулиганство, нетипичные и необычные акции. В рекламе проекта был сделан сознательный отказ от классики. Спикер показала гостям конференции несколько роликов с Сергеем Буруновым, интеграцию в рекламу «Ревизорро. Дети», отрывки из шоу «Вечерний Ургант» с Александром Петровым и Александром Цекало. Сцены с Буруновым относились к интеграциям ГОГОЛЯ в сериалы ТНТ. Всего роликов с героями различных сериалов было пять, и в Сети они набрали 8 миллионов просмотров. Много усилий было вложено в диджитал, при этом был сделан сознательный уход от наружной рекламы. Впрочем, некоторое количество наружки все же было, и ее старались сделать максимально яркой и заметной. Вообще кампания строилась так: сначала запускалась реклама на ТВ, затем дополнительный охват создавался в диджитал и сопровождался продажами билетов. Неохваченных мужчин зацепили акцией на матче РФПЛ. Для молодежи рэпер Скруджи записал трек. Пиарщики также хотели переименовать станцию метро «Арбатская» в «Гоголевскую», но этого сделать не удалось. Интересной осуществленной акцией была Q&A-сессия с Александром Петровым в Парке Горького, когда участники не могли видеть артиста и обращались к световому изображению Гоголя, проецируемому на дерево. Лили Шезория добавила, что команде важно было получить успех, чтобы создать кейс на рынке, и это удалось – ГОГОЛЯ уже пригласили на MIPCOM. Спикер посоветовала экспериментировать и не бояться делать то, во что веришь и что должно сработать. Что касается средств, то потрачено их было столько же, сколько выделяется на маркетинг сериала. Выход ГОГОЛЯ в эфир и на онлайн-площадках дополнительно маркетироваться, скорее всего, уже не будет.
Андрей Громковский, управляющий директор 20th Century Fox Home Entertainment Russia & CIS перечислил важные, по его мнению, маркетинговые тренды. Он отметил, что сейчас некоторые компании владеют и кинотеатрами, и онлайном, и даже каналами, и пытаются все это совмещать. Все очень хотят получать данные в больших объемах. Третьим трендом стало то, что старые методы работы недействительны. Специалист по работе с клиентами в 20th Century Fox Home Entertainment Russia & CIS Татьяна Сидорова рассказала, что даже супермаркеты уже собирают данные о клиентах и присылают им персонализированные сообщения, однако для кинотеатров это еще не является трендом. Данные о зрителях можно собирать в первую очередь с помощью программы лояльности. Собирая информацию, можно предлагать пользователям продукт, который с большой вероятностью их заинтересует, и предложение конвертируется в купленный билет. За потенциального клиента сейчас борются многие, и кинотеатры не должны упустить своих зрителей.
Другие спикеры поддержали тезис о том, что в промокампании необходимо быть максимально смелыми. Также на сессии обсуждалась реклама у блогеров, которая пока стоит не очень дорого, но дает ощутимый охват. Между спикерами разгорелся спор о том, что будет, если предлагаемый для продвижения контент не очень хорош, и блогер либо выскажется о нем отрицательно, либо отработает свои деньги, но потеряет репутацию. Вариантов здесь два: использовать блогеров как инструмент продвижения лишь для качественных картин или принимать даже отрицательные отзывы за охват, который расширяется в том числе и за счет возникающей полемики.
Специальный доклад «Российская киноиндустрия 4.0: цифровые кинофабрики или прогнозирование за гранью понимания»
В рамках конференции с докладом выступил генеральный директор «Невафильм» Олег Березин. Спикер провел краткий экскурс в историю промышленных революций в сфере кино и технологий и рассказал, что сейчас мир стоит на пороге уже четвертого такого переворота. На это указывают и разговоры о единых медиа, приходящих на смену некогда различных форм контента, и тотальная цифровизация. Среди того, что будет активно развиваться в эпоху 4.0, спикер выделил big data, цифровые платформы, цифровые доставки, цифровое моделирование, комбинирование моделей, кибербезопасность, туманные вычисления, сетевое взаимодействие, технологии восприятия контента, облачное хранение и распространение и другое.
Олег Березин рассказал, что с изменением технологий киностудии с большими павильонами уходят в прошлое. Студии в нашем понимании заменит цифровая кинофабрика, которая изменит мир. Спикер представил продукты медиа как набор зафиксированных статичных кадров, моделей, которые должны изменяться под необходимый формат. Цифровая фабрика позволит максимально адаптировать контент под потребителя (об этом, кстати, говорят и в контексте рекламы, которая со временем станет менее навязчивой и будет вплетаться в контент в формате продакт-плейсмента в соответствии с потребностями каждого пользователя).
В качестве примеров предвестников новой эпохи Олег Березин привел фильмы ФОРСАЖ и ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ, в которых уже умерших людей заменяли сгенерированные на компьютере модели. Для ПРИТЯЖЕНИЯ был отсканирован целый район, который затем «разрушался» с помощью технологий. В САЛЮТЕ-7 будет полчаса полного CGI, созданного компьютером на основе прописанных алгоритмов. Однако в случае с, например, последним примером пока рано говорить о цифровой кинофабрике, поскольку для достижения целей не было разработано специальной платформы, экосистемы.
Доклад закончился напоминанием о том, что даже в тотально цифровом мире все идеи все равно будут приходить создателям в аналоговой форме.
Дискуссионная сессия «VR в индустрии развлечений»
Ведущим сессии стал Александр Ларионов, директор по развитию бизнеса группы компаний VRTech. Он же и выступил первым и представил проекты компании CinemaVR и Polygon VR.
CinemaVR, по словам спикера, является самой крупной сетью VR-кинотеатров в Европе. По стране у сети уже более 40 локаций, а к концу года залов, по подсчетам компании, будет уже 100. В игры CinemaVR по цене обычного билета в кино можно поиграть одному или компанией до четырех игроков. Часть контента производится совместно со съемочными группами фильмов, и уже существуют игры по ВИКИНГУ, ЗАЩИТНИКАМ, ФИКСИКАМ, СМЕШАРИКАМ. Свежий продукт компании – Polygon VR – предлагает абсолютно новый формат развлечения. Здесь играть нужно будет в специальном костюме, который полностью перенесет тело игрока в виртуальный мир. Внутри игры можно будет взаимодействовать с объектами. Интересным фактом является и то, что сеансы будут транслироваться онлайн в формате реалити-шоу. Другие пользователи смогут воздействовать на сюжет через Интернет, даже те, кто не находится на локации. Принять участие смогут команды до пяти человек, также планируется объединять несколько полигонов в один в рамках игрового пространства.
Светлана Климкина (RT360, Russia Today) говорила про панорамный видеоконтент и его возможности. По словам спикера, в России сейчас происходит бум контента, который постепенно выходит в массы с появлением доступных по цене устройств. Найти видеопродукты тоже несложно – они есть на Facebook, YouTube, веб-сайтах и их мобильных версиях, в мобильных приложениях. RT360 начинала с производства новостей, но теперь компания занимается еженедельным созданием и выпуском роликов, поскольку рынок еще довольно пуст, и контент ему очень необходим. Светлана Климкина привела несколько способов монетизации VR-продуктов, среди них коммерческие проекты под клиента, лицензирование контента, создание офлайн-инструментов (VR-кинотеатров, VR-зон, разовых проектов). Спикер описала множество примеров промышленных кейсов, например, симулятор, посвященный Крымскому мосту, который устанавливался на стенде в выставочной зоне, кейс РЖД с интерактивным обучением по переводу стрелок, когда участники должны были в виртуальной реальности выполнять необходимые действия под контролем операторов. RT360 создал образовательный проект о Камчатке, который используется в некоторых школах Азии. У образовательного контента в VR в том числе для школьников есть большой потенциал, потому что детям легче усваивать информацию, поданную с максимальной наглядностью, с элементами интерактива. Светлана Климкина затронула и тему показа разнообразного контента на фестивалях, в Третьяковской галерее. Одним из способов монетизации новой технологии могут стать и лайф-трансляции, но пока с ними возникают проблемы в области прав, поскольку существующие законы не содержат информации о 360-градусов контенте.
Еще одним спикером на сессии стал Георгий Молодцов, который сконцентрировался на художественной части истории с VR. Георгий занимается кинофестивалями и ориентирован прежде всего на документальную специфику. С VR он обратился к режиссуре, а также стал исследовать фестивали и понял, что российские производители могут хорошо себя чувствовать в этой нише. Рынок еще довольно свеж, и любые интересные проекты могут занимать свое место на ключевых площадках – международных кинорынках, фестивалях. Путь вхождения в фестивальную историю через VR оказывается более коротким, чем стандартный заход, например, через короткий метр. Спикер разделил VR-контент на VR-cinema, сферическое 360-градусное видео, которое снимается на камеры, и cinematic VR – интерактивную графику, основанную на сюжете и включающую интерактивные механики. Далее Георгий Молодцов сконцентрировался на обзоре фестивалей, которые содержат VR-секции, и на представленных там проектах.
22.09.2017 Автор: Анна Багрова