top banner

«Российский кинобизнес 23/24»: Деловая программа. День третий

Секция «Инвестиции в кино»: состояние отрасли, инвест-платформа и тренды креативной индустрии

В рамках деловой программы третьего дня кинорынка была проведена работа секции «Инвестиции в кино». Открыли секцию с приветственными словами председатель комиссии по развитию креативных индустрий в совете по финансово – промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, президент ГК САЛЮС Егор Иванков и генеральный директор МКиФ «Российский Кинобизнес», продюсер Екатерина Бордачёва. По словам Бордачевой, тема инвестиций – сверхважная и актуальная, поэтому в будущем секция «Инвестиции в кино» станет для «Российского кинобизнеса» регулярной. Егор Иванков, в свою очередь, согласился с Екатериной: по его оценке, креативные индустрии, закон о которых сейчас находится в разработке, генерируют огромный объем нематериальных активов, а значит, и денег.  

Полноценно открыла работу сессии продюсер секции «Инвестиции в кино», эксперт по кинотехнологиям, бизнес-консультант Ольга Трифонова. В своем выступлении она подчеркнула, что в условиях кризиса наибольшие инвестиции нужны в контент. При этом кино, как и IT, может показать заоблачные цифры роста. Вливания, впрочем, потребуются не только в контент, но и в обновление оборудования, и в новые для кинотеатров локации. Софт также потребует инноваций, и здесь огромные возможности открываются перед IT-компаниями.

В заключительной части своего выступления Ольга Трифонова анонсировала создание инвест-платформы «Российский кинобизнес». Проект будет запущен совместно с Екатериной Бордачевой и основателем, управляющим партнером SMPL, экспертом в сфере инвестиции и страхования частных инвестиций Олегом Лозовым.

По словам создателей платформы, в последние годы в обществе возник запрос на капитализацию доходов. Инвест-платформа «Российский кинобизнес» и сопряженная с ней одноименная база кинопроектов должны стать удобным инструментом инвестирования и позволить максимально нарастить объемы кинопроизводства в стране.

База кинопроектов позволит публиковать информацию о фильмах в работе. Ее функциональность Трифонова описала как «доску объявлений и кинобизнес-tinder». Проекты там можно будет публиковать с целью поиска инвестиций и с предложениями касательно product placement. Последний пункт, остро нуждающийся в системном подходе, позволит значительно увеличить производственный и маркетинговый бюджет картин.

Затем слово взяла президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова. В рамках своей презентации она рассказала о положении дел в российской кинопрокатной индустрии. В частности, предоставленные ею данные свидетельствуют о том, что темпы восстановления отечественного кинопоказа после ковида не уступают, а зачастую и опережают международные скорости. При этом объем российского рынка огромен, а само российское кино абсолютно конкурентноспособно. Отношение зрителей к отечественному контенту постоянно становится все более позитивным: если в 2019 году доля его сторонников составляла 47%, то в 2023-м она выросла до 54%. Количество работающих в стране кинотеатров также находится на стабильном уровне.

Зинякова очертила и основные тренды, которые сейчас сложились в российском кинопроизводстве. Это, среди прочих, акцент на семейном кино, рост объемов производства, выход на новые рынки и т.д.

Крайне подробным и обстоятельным стало выступление в рамках секции Олега Лозового, посвященное вопросу «Как привлечь инвестиции в кино через платформу «Российский кинобизнес»?». Фактически, эксперт проанализировал все стадии и особенности процесса частного инвестирования в кинопродакшн, включая этапы рассмотрения сценария проекта, оценки его маржинальности, степени готовности, стратегии формирования выручки, а также сугубо юридические и финансовые механизмы, связанные с подобной деятельностью.

Ольга Трифонова еще раз подчеркнула, что платформа «Российский кинобизнес» станет удобным инструментом, который сможет помочь всем сторонам сделки в достижении их целей. Функционал платформы будет добавляться самыми различными опциями, связанными непосредственно с процессом инвестирования. При этом эксперт отметила, что системы частного инвестирования в киноиндустрию сейчас фактически не существует, основные объемы вливаний связаны с госденьгами. В этом смысле задача команды платформы – сделать и кино, и инструменты инвестиций в него прозрачными и удобными.

Вторую половину работы секции открыл директор департамента клиентского опыта и управляющий партнер Wanta Group Егор Брус. В рамках своей презентации он представил портрет того, кто в конечном итоге приносит киноиндустрии деньги – зрителя. По словам эксперта, социально-демографические характеристики – не универсальный способ описания аудитории. Более того, не всегда имеет смысл интересоваться любимыми жанрами, актерами или режиссерами зрителя. Зато чем стоит интересоваться, так это ценностями и психотипами людей.

Определенная сложность в данном смысле заключается в том, что декларируемые человеком ценности не всегда совпадают с реально воплощаемыми. В связи с этим Wanta Group провела исследование, которое продемонстрировало, как ценности, присутствующие в фильме, отражаются в индексе одобрения картины. В соответствии с этим исследованием стало понятно, что к концу 2022 года ценности взаимопомощи и доверия, любви к семье, честности, милосердия и отзывчивости стали наиболее важны в контексте удовлетворенности зрителя развлекательным контентом. Что касается сегодняшнего дня, то, помимо перечисленных человеческих качеств, выросла важность для аудитории таких ценностей как общность, труд на благо других людей, человеческое достоинство.

Кроме того, по итогам событий 2022 года Wanta Group выделила в потреблении аудиовизуального контента 4 больших тренда. Ими стали тренд на искренность и легкость, тренд на поддержку, доброе отношение к людям, уважение к личности, тренд на линию долгих, искренних отношений между партнерами и соратниками и тренд либо на простых людей, либо на человеческое, обыденное в жизни известных людей.

Во второй части презентации Егор Брус рассмотрел концепцию психотипов («логик», «упорный», «душевный», «бунтарь» и т.д.) и примерил ее на киноаудиторию. Исследования Wanta Group показывают, что, если в целом среди жителей России примерно три четверти населения почти равномерно представляют «логиков», «упорных» и «душевных», то среди посетителей кинотеатров в 2023 году 26% составили именно «душевные» люди, в то время как показатели остальных групп не превышают отметки в 20%. Это коррелирует с самыми кассовыми проектами года: четыре фильма в первой пятерке привлекли именно эту аудиторию.

Еще одна важная аналитика, предоставленная Wanta Group, касалась изучения того, ради чего россияне ходят в кино. Как ни странно, но делают они это в первую очередь далеко не ради просмотра определенной ленты. Самое важное в посещении кинотеатра – «отдохнуть и расслабиться»: именно такой ответ выбирали 61% опрошенных. 57% назвали в первую очередь «провести время с близкими», 48% – «посмотреть конкретный фильм».

Инвестор, предприниматель, кинопродюсер, основатель и генеральный директор кинокомпании N Films, киношколы и международного актерского агентства YouHollywood Александр N в рамках своего выступления описал процесс инвестиций в кино с точки зрения возникающих перед инвесторами сомнений и сложностей и различных путей их решения. Что касается трудностей, то к ним можно отнести такие факторы как безопасность вложений, наличие или отсутствие очевидного инструментария, экспертиза и т.д.

Решениями этих сложностей эксперт назвал, в частности, такие механизмы как специализированная платформа (которая, впрочем, сама нуждается в инвестициях для создания, а также в опытных кадрах), страхование как операционной, так и коммерческой деятельности, а также наличие госпоручителя. Все вместе эти решения позволили бы значительно упростить процесс инвестиций в рассматриваемую отрасль, и часть перечисленных механизмов в России уже запущена.

Заключительным спикером панели стал Олег Ушаков – инвестор, экс-советник Центрального Банка РФ, эксперт в области цифровых прав и цифровых активов, основатель Sagrada Legal. Темой его выступления стали «Цифровые финансовые активы как инструменты привлечения инвестиций в кинопроекты». Эксперт описал различные виды ЦФА и УЦП (утилитарные цифровые права), а также привел примеры того, как эти объекты позволяют выстроить более сложные и гибкие отношения между инвесторами и эмитентами или продавцами и покупателями.

Среди плюсов ЦФА, перечисленных Ушаковым, значатся возможности по «предпродаже» продукта, маркетинговые преимущества, а также сверхсовременная форма договорных отношений.    

Завершилась работа секции обширной дискуссией, в которой приняли участие пиар-директор краудфандинговой платформы «Планета.ру» Наталья Мельникова, генеральный продюсер компании Vega Film Катерина Михайлова, генеральный директор «Марс медиа энтертейнмент» Юлия Иванова, генеральный продюсер продюсерской компании «Яр&Ко» Нелли Яралова, а также Александр N, Олег Ушаков и другие. Модератором разговора выступил один из ведущих российских экспертов инвестиционного рынка прямых и венчурных инвестиций Сергей Ореханов. Дискуссия была призвана помочь всем ее участникам разобраться, какие частные инвесторы сейчас идут в кино и как туда привлечь еще большее их количество.

В рамках разговора эксперты обсудили особенности киноиндустрии с точки зрения внешних по отношению к ней игроков. На примере конкретного проекта участники дискуссии постарались справиться с такими специфическими характеристиками отрасли как недостаточная предсказуемость и недостаточная открытость.


30.11.2023 Автор: Максим Острый

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Предпродажи уикенда: новая «Манюня» опережает «Новогодние приключения»
Подробнее
Стали известны победители 77-го Каннского кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Майор Гром: Игра» занял первую строчку
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 20–26 мая 2024 года
Подробнее
Касса России: «Майор Гром: Игра» стал лидером проката
Подробнее
Стали известны победители III Национальной премии интернет-контента
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 30 мая – 2 июня
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках июня
Подробнее
Баз Лурман больше не работает над англоязычной адаптацией «Мастера и Маргариты»
Подробнее
В России ужесточат демонстрацию предметов искусства с информацией о наркотиках
Подробнее
Новый фильм Бакура Бакурадзе вошел в основной конкурс кинофестиваля в Шанхае
Подробнее
«Матч ТВ» и Okko договорились о показе Евро-2024 в России
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 30 мая – 2 июня 2024 года
Подробнее
ИРИ потратит до половины бюджета 2024 года на поддержку российских сериалов
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Манюня» вырвалась в лидеры
Подробнее
Международная касса: новая глава франшизы «Безумный Макс» стала лидером проката
Подробнее