Питчинг кинопроектов независимых компаний в Фонде кино. Часть 1
Жанровое кино
Открытая очная защита кинопроектов в Фонде кино уже стала хорошей традицией. Как и в прошлом году, помимо так называемых кинокомпаний – лидеров рынка, на господдержку могут претендовать и независимые продюсеры. На первом этапе рабочая сценарная группа Фонда кино, а затем и Экспертный совет на своем промежуточном заседании отобрали 57 проектов. Сегодня прошла их презентация, после чего, спустя какое-то время, Попечительский совет фонда вынесет решение о том, выделять ли денег тому или иному фильму и, если выделять, то сколько.
На суд Экспертного совета были представлены картины самых различных направлений и жанров. Среди них были как недорогие, так и крупнобюджетные, по меркам отечественного кинопрома, проекты. Первым презентовался фильм МАРСИАНИН – дорогостоящая космическая фантастика. Название говорит само за себя: картина расскажет о полете на Марс и случившихся во время него страшных событиях, способных изменить историю человечества. Проект находится в стадии производства уже довольно долго, так как он предполагает серьезные денежные вливания. Сегодня съемки завершены, впереди работа со спецэффектами, премьера намечена на 2015 год. Продюсеры запрашивают у Фонда кино 90 млн рублей, а общие затраты на проект составляют 310 млн. Ожидаемые сборы от проката, по расчетам продюсеров, будут равны 850 млн рублей.
Еще один масштабный и дорогой проект, представленный на питчинге – фильм ВЕЩИЙ ОЛЕГ. ФИЛЬМ 1. РЮРИК. Лента – первая из предполагаемой дилогии о легендарном киевском князе – расскажет о смутных, но крайне интересных событиях в истории становления российского государства в IX веке. Проект, выросший из документальной трилогии, разрабатывается уже больше семи лет. Сегодня предполагается создание не только полнометражных кинофильмов, но телевизионного сериала на ту же тему. И здесь продюсеры ориентируются на сериалы «Игра престолов» и «Викинги». Для успешности международных продаж картины предполагается привлечение европейских актеров. У Фонда кино запрашивается 10 млн на проработку сценария.
Прямым конкурентом ВЕЩЕГО ОЛЕГА выглядит проект КОЛОВРАТ. ВОСХОЖДЕНИЕ. Не стоит путать его с фильмом, который презентовался на питчинге мэйджоров компанией «Централ Партнершип». Здесь, так же, как и у ВЕЩЕГО ОЛЕГА, запланировано создание сразу двух картин. Первый фильм, представленный экспертам, рассказывает о становлении великого героя и противостоянии язычества и христианства. Бюджет картины – 93 млн рублей, а потенциальные сборы оцениваются в 270 млн. У Фонда продюсеры просят 40 млн рублей.
Еще одним амбициозным проектом является лента Олега Степченко и продюсера Алексея Петрухина ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ (ВИЙ 2). Эта картина снимается совместно с китайским соинвесторами из China Film Group и в ней одну из ролей сыграет легендарные Джеки Чан, Рутгер Хауэр и Стивен Сигал. 25% материала уже отснято. Прокат в США скорее всего будет осуществлять компания Universal.
А ведь совсем недавно фантастика и фэнтези не пользовались спросом у российских продюсеров. Но теперь таких картин уже немало. Например, проект Вадима Горяинова КРЫЛЬЯ, который он делает совместно с Рубеном Дишдишяном и Леонидом Ярмольником. Это молодежное кино о борьбе со злом и темными силами, которое позиционируется продюсерами как русские СУМЕРКИ или новый НОЧНОЙ ДОЗОР. Бюджет проекта равен 140 млн рублей, еще 60 млн создатели планируют вложить в продвижение. Съемки картины пройдут летом 2015 года. От Фонда кино продюсеры хотят получить 28 млн рублей. Покидая сцену, Леонид Ярмольник, впервые принимавший участие в питчинге Фонда, отметил, что ему мероприятие очень понравилось. «Как будто без визы рванул в Америку», – сказал продюсер.
Также стоит отметить молодежный фантастический проект Романа Борисевича и Алексея Попогребского И-САЙДЕР, чей синопсис на первый взгляд напоминает сплав ДИВЕРГЕНТА и ЭКВИЛИБРИУМА. Лента рассказывает про мир будущего без эмоций, в котором существует запретное измерение, превращающее чувства в сверхспособности. Создатели картины намерены сделать из этой истории франшизу. Информационным и финансовым партнером здесь выступает телеканал «Россия 1», а прокатчиком – Universal. Заявленный бюджет картины – около 400 млн рублей, из них половину создатели хотят получить от Фонда кино.
Проект фильма-катастрофы ЛЕДОКОЛ уже был представлен на одном из питчингов Фонда – два года назад, когда «Продюсерская фирма Игоря Толстунова» была в числе так называемых кинокомпаний – лидеров. Сегодня «ПРОФИТ» защищает проект как независимый производитель. Лента повествует о реальной истории спасения во льдах советского ледокола «Михаил Громов» в 1985 году. Режиссером выступает Николай Хомерики, съемки проекта начались в апреле.
Еще одним перспективным жанровым проектом питчинга представляется мистический триллер ПРОВОДНИК о девушке со сверхспособностями и поисках маньяка, похитившего ее сестру. Предполагаемый бюджет картины – около 95 млн рублей, от Фонда создатели хотят получить 40 млн. Создатели рассчитывают на сборы в 200 млн рублей. В продюсерах числятся Дмитрий Фикс и Сергей Сельянов, рискнувшие запустить кино в таком необычном для нашей страны жанре.
Впрочем, они были не единственными, кто захотел связаться с мистикой. Екатерина Гордецкая и Андрей Радько из продюсерского центра «ГОРАД» представили проект экранизации романа Алексея Толстого с говорящим названием ВУРДАЛАКИ с бюджетом в 160 млн рублей. Он уже участвовал в питчингах на получение государственной поддержки и получил деньги на разработку. Вторым проектом этих продюсеров, презентованном на питчинге, стал фильм ужасов ДИГГЕРЫ, рассказывающий о городских легендах-страшилках, вроде гигантских крыс в канализации, тайных бункеров спецслужб и подземных городах в метро. Бюджет этой картины составляет 52 млн рублей, 70% из которых создатели рассчитывают получить в Фонде кино. Рассчетные сборы в прокате – 200 млн рублей.
На питчинге представили сразу две фантастические комедии, сюжет которых завязан на падении метеорита. Первый проект – МЕТЕОРИТ режиссера Ярослава Чеваржевского от «Кинокомпании Атлантик». Это фильм о дружбе, невероятных приключениях и о метеорите, который так и не упал. Зато вместо метеорита в проекте есть вампиры, жизнь которых хотят показать в бытовых условиях нашей жизни. Создатели позиционируют ленту как комедию положений. Второй проект – СУПЕРБОБРОВЫ Дмитрия Дьяченко, о том, как кусочек космического камня наделяет сверхспособностями неидеальную семью, но проявляться они могут, только когда семья действует сообща. В сценаристах этого проекта авторы ЛЕГЕНДЫ №17 и ГОРЬКО! Бюджет МЕТЕОРИТА – 73 млн рублей, а СУПЕРБОБРОВЫ будут стоить в два раза дороже. Оба проекта запрашивают у Фонда по 70% производственного бюджета.
Еще одна фантастическая комедия, представленная на питчинге – КОТ В САПОГАХ с бюджетом в 120 млн от компании «Парадиз». Главный герой этого фильма превращается в говорящего домашнего кота, и это помогает ему уберечь от неприятностей своих реальных человеческих родственников. Главную роль исполнит Константин Крюков, а мимимишного кота, в которого он превращается, будут рисовать на компьютере. Возможно, в фильме будет сниматься Роуэн Аткинсон.
Это не единственные комедии, представленные на питчинге в этот раз. Режиссер ГОРЬКО! Жора Крыжовников и Дмитрий Дьяченко сделали свой вариант ЕЛОК – комедийный альманах СТРАНА ЧУДЕС, о том, какие неожиданности могут случатся с людьми в Новый год. Проект с бюджетом около 100 млн рублей претендует на получение более 67,5 млн (70% от бюджета) в качестве господдержки. Прокатчиком картины выступает WDSSPR. К фильму имеет отношение «Квартет И», который, кстати, презентовал на питчинге и другой свой проект – фильм ДЕНЬ ВЫБОРОВ 2, сиквел успешной комедии 2007 года. Расходы на производство картины «Квартета И» также составят 100 млн, 60 млн рублей планируется потратить на маркетинг. Продюсеры хотят получить от Фонда максимально возможные 70% от производственного бюджета в качестве невозвратных денег.
Российские продюсеры не обошли своим вниманием и музыкальное кино. Так, компания Рубена Дишдишяна представила на питчинге танцевальную мелодраму ТАНЦПОЛ о превращении обычного аудитора в яркого танцора и хореографа. Предполагаемый бюджет проекта составляет 105 млн рублей, а запрашиваемая у Фонда сумма равна 50 млн рублей. Эстимейты создателей по кинотеатральному бокс-офису – 240 млн рублей. Продюсер Михаил Врубель (ДЖУНГЛИ, ПРИЗРАК) совместно с режиссером Александром Андрющенко презетовали смелый проект жизнеутверждающего мюзикла ЛЕД – реальную историю чемпионки мира по фигурному катанию, преодолевшей себя и свою болезнь ради победы. Производственный бюджет этой картины составляет 120 млн рублей, у Фонда кино запрашивается четверть этих средств. Создатели рассчитывают собрать этим фильмом в кинотеатрах не менее 450 млн рублей.
По традиции на питчинге преставляли и драматическое кино. Продюсеры Илья Бурец и Дмитрий Нелидов (ГОРЬКО!, ВЫПУСКНОЙ) рассказали о молодежной драме БИГ СИТИ ЛАЙФ о горестях и радостях подросткового периода, рассказанных самими молодыми людьми. Прокат фильма намечен на февраль следующего года, а его предполагаемые сборы создатели оценивают в 462 млн рублей. Еще одна драма о молодых героях, только происходящая на фоне событий на Украине и возвращения Крыма в Россию, называется МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ. Политические взгляды разделяют молодых братьев, но затем любовь и семья их соединяют. Продюсеры настаивают на том, что они снимают не политическое кино, а фильм о людях. Ведутся переговоры с композитором Гораном Бреговичем, режиссером проекта выступит Александр Баршак (СКАЗКА. ЕСТЬ, 12 МЕСЯЦЕВ). Предполагаемые сборы этого кино, по мнению создателей, составляют около 500 млн рублей.
Евгений Миронов представил драму студии «Третий Рим» ЖАННА, над которой он буде работать как режиссер и продюсер. Фильм рассказывает историю женщины, прошедшей сложный путь к успеху, который, однако, не принес ей счастья. Главную роль в картине исполнит Ингеборга Дапкунайте. Создатели планируют, что фильм соберет в прокате порядка 120 млн рублей.
Александр Цекало презентовал альманах ДЕНЬ ДО, состоящий из шести новелл, снятых российскими режиссерами под руководством Алекандра Котта. Новеллы объединены одной темой – взаимоотношения людей за день до неизбежного апокалипсиса. Бюджет проекта оценивается в 90 млн рублей, из них 63 млн продюсер хочет получить от Фонда кино.
Весьма необычным представляется проект МУЗЫКА ВО ЛЬДУ, главную роль в котором исполнил Дима Билан. Это романтическая драма с элементами фантастики о любви, способной пройти сквозь время. У Фонда кино продюсеры запрашивают 25 млн рублей на завершение проекта. Ожидаемые сборы в кинотеатрах, по мнению продюсеров, составляют 560 млн рублей. В качестве прокатчика рассматривается компания Fox.
Петр Ануров и Данила Козловский представили на суд экспертов новый проект киностудии «Слово» СЕЛФИ – экранизацию одноименного романа, который для кино адаптировал его автор Сергей Минаев. Режиссером фильма станет Роман Прыгунов, а Данила Козловский выступает на данном проекте не только как исполнитель главной роли, но и как сопродюсер. Лента расскажет о писателе и шоумене, который обнаруживает, что в погоне за успехом потерял себя настоящего. В общем, команда ДУХLESS собралась снова, чтобы снять фильм примерно на ту же самую тему. Бюджет картины составит 100 млн рублей, у Фонда запрашивается половина этой суммы на безвозвратной основе.
Карен Шахназаров и Станислав Говорухин объединили продюсерские усилия для создания нового проекта режиссера Веры Сторожевой ДОМИК НА ЮГЕ. Эта трагикомедия расскажет о том, как две незнакомые женщины с детьми из-за ушлых мошенников вынуждены уживаться вместе вопреки обственному желанию. Заявленная стоимость проекта составляет почти 94 млн рублей. От Фонда кино создатели хотят получить 23,5 млн. Прокатчиком картины является компания «Парадиз».
Станислав Говорухин – не единственный мэтр, чьи проекты представлялись на питчинге в Фонде. На государственную поддержку также претендовали: фильм ДАМА ПИК Павла Лунгина, основанный на опере П.И. Чайковского (запрашиваемая сумма – 47 млн рублей на безвозвратной основе), англоязычная БЕЛАЯ СИРЕНЬ о Сергее Рахманинове от Андрея Кончаловского (5 млн рублей на разработку) и МАТИЛЬДА Алексея Учителя о знаменитой балерине Кшесинской в формате 4K (Фонд уже выделил 130 млн рублей). Владимир Меньшов с помощью видеообращения рассказал экспертам про мюзикл под названием АВСТРАЛИЕЦ по мотивам спектакля Владимира Панкова «Двор». История о том, как друзья, чья юность пришлась на 80-е, встречаются после долгих лет разлуки и вспоминают свое бурное прошлое, обойдется в 158 млн рублей, а заработать в кинотеатрах планируется 400 млн. Создатели надеются на такой же успех, какой был у СТИЛЯГ, и запрашивают у Фонда кино 90 млн рублей.
В большое кино вернулась и Светлана Дружинина, представлявшая Экспертному совету проект ГАРДЕМАРИНЫ IV. На этот раз приключения легендарных героев будут происходить во времена присоединения Крыма Екатериной Великой. Все актеры-участники предыдущих лент останутся в проекте. Лента оценивается во внушительные 360 млн рублей (бюджет + маркетинг), а у Фонда запрашиваются стартовые 10 млн на разработку.
По традиции на господдержку претендуют не только асы, но и дебютанты. Среди них – проект Григория Добрыгина СЛАВА, о том, что случается, когда на человека неожиданно наваливается известность. В главной роли здесь будет сниматься Александр Паль. Бюджет этой трагикомедии составляет около 60 млн рублей, а от Фонда продюсеры хотят получить около 70% этой суммы. Чуть меньше намерены покрыть господдержкой продюсеры второго проекта от дебютанта – трагикомедии сына Карена Шахназарова Ивана, под названием РОК. Молодежная лента расскажет о большом и ярком путешествии, в которое отправляются трое закадычных друзей. Бюджет картины составит 80 млн рублей, а у Фонда продюсеры просят 45 млн.
Отдельным словом стоит упомянуть блок проектов-биографий, рассказывающих о жизни выдающихся людей советской и российской истории. Так, Елена Яцура презентовала на питчинге многобюджетный масштабный проект ЛЕНИН, рассказывающий о вожде мирового пролетариата. Предполагаемый бюджет этой исторической драмы – 450 млн рублей, но у Фонда кино продюсеры запрашивают только 60 млн. Лента также будет представлена в рамках программы по поиску партнеров для копродукции в Российском павильоне на будущем кинофестивале в Каннах.
Продюсер и режиссер Александр Шейн вместе с актером Юрием Колокольниковым презентовали проект биографического фильма МАЯКОВСКИЙ. Лента расскажет о том, как один важный поступок сделал знаменитого писателя героем. Художественное оформление проекта напоминает АННУ КАРЕНИНУ Джо Райта. Картина уже почти снята, у Фонда кино продюсеры просят 20 млн на постпродакшн. Весь проект оценивается в 80 млн рублей, а предполагаемые сборы – в 100 млн.
Еще один биографический проект, уже о другом советском литераторе, разрабатывается Алексеем Германом младшим. Речь идет о фильме ДОВЛАТОВ, сюжет которого сконцентрируется вокруг полной событий недели жизни писателя в ноябре 1971 года. В ленте будет показан не только быт самого писателя, но и светская жизнь Ленинграда того времени. Среди основных персонажей – поэт Иосиф Бродский, режиссер Георгий Товстоногов, известные актеры и литераторы. Бюджет картины составляет 250 млн рублей, у Фонда запрашивается около 120 млн. Лента будет создаваться с помощью фонда Eurimage и польских инвесторов. Сопродюсером и инфопартнером проекта выступит «Первый канал».
Исторические и военные драмы – жанр, в котором традиционно работает множество отечественных компаний и продюсеров. На этот раз на суд Экспертного совета было представлено сразу несколько подобных проектов. Фильм МАРИЯ по сценарию Елены Райской, основанном на легенде о встрече Сталина и Матроны Московской, повествует о лейтенанте НКВД Марии Петровой, которая обретает веру в Бога, выполняя задание облететь с иконой Тихвинской Божьей Матери над Москвой. Бюджет картины – 180 млн рублей. У Фонда кино создатели проекта запрашивают треть этих средств. Предполагается, что лента соберет в прокате 300 млн рублей.
Большой блок проектов был посвящен мужеству советских людей, проявившемуся во время Великой отечественной войны. Так, драматический фильм Федора Попова КОРИДОР БЕССМЕРТИЯ (бюджет 360 млн рублей) будет рассказывать о героических работниках железной дороги, вывозивших жителей блокадного Ленинграда на «Большую землю». Проект уже питчинговался по линии Министерства Культуры и получил там 35 млн рублей. Продюсеры рассчитывают собрать в прокате 600 млн рублей, а прокатчиком может выступить WDSSPR Sony.
Еще один проект, посвященный блокаде и жизни людей во время этих страшных событий – лента ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВАЛЬС от продюсерского центра «Ленфильм». Картина также уже принимала участие в питчингах Фонда кино год назад. Как было объявлено ранее, на ее производство запланировано 114 млн рублей, но сегодня бюджет вырос до 183,5 млн, а предполагаемые сборы – до 400 млн. Режиссером проекта должен был стать Владимир Котт, но его сменил Андрей Малюков. Котт же заявлен постановщиком драмы КЛЯТВА о враче психиатрической больницы Симферополя Науме Балабане, который в годы войны, находясь в оккупации, пытался спасти своих пациентов от расправы. Параллельно с этим в фильме разворачивается история любовного противостояния двух мужчин из-за одной женщины: советского врача-еврея и немца, одного из разработчиков закона о стерилизации. Сценарий этой картины стал одним из победителей конкурса сценариев Фонда кино. Продюсеры надеются получить господдержку в размере 55 млн рублей и собрать около 250 млн рублей в кинотеатрах.
Еще одна история о мужестве и выживании во время войны, представленная Экспертному совету – проект продюсера Александра Адабашьяна и режиссера Андрея Малюкова ЛЕГЕНДА О ПОБЕГЕ о советских военнопленных, организовавших единственный удачный побег из концлагеря Собибор. Бюджет картины составляет 180 млн рублей, сопродюсером готова выступить немецкая Bavaria Film. Планируемые продюсерами кассовые сборы составляют внушительные 560 млн рублей.
Авторы следующих проектов рассказывают о событиях, случившихся как во время, так и по окончании войны. Так, ретро-драма Павла Чухрая (ВОР, ВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ВЕРЫ) и продюсера Сабины Еремеевой ЧУЖОЙ затрагивает проблемы взаимоотношений людей, вернувшихся с войны, с теми, кто пережил ее в тылу. Картина расскажет историю любви, главную роль в проекте сыграет звезда БИТВЫ ЗА СЕВАСТОПОЛЬ Юлия Пересильд. А политический триллер НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ по одноименному роману Александра Звягинцева повествует о тайной борьбе советских контрразведчиков с силами, которые пытались сорвать проведение Нюрнбергского процесса. Авторы надеются увидеть в актерском составе проекта Никиту Михалкова, Владимира Вдовиченкова, Светлану Иванову и Инну Чурикову и собрать в прокате 620 млн рублей.
И, наконец, особняком среди всех представленных проектов стоит фильм РОК ЭНД РОАД – современный приключенческий боевик о байкерах с саундтреком из популярной тяжелой музыки. В этом международном проекте главную роль играет Сами Насери (ТАКСИ). У создателей уже есть прокатчик – компания «Парадиз», с помощью которой они надеются собрать не меньше 1 млрд рублей.
Читайте также:
Питчинг кинопроектов независимых компаний в Фонде кино. Часть 2