top banner

«Ленфильм» не получит «золотую коллекцию»

1 сентября 2014

Госфильмофонд отказался передавать права на фильмы

Госфильмофонд РФ официально отказался передавать права на «золотую коллекцию» в собственность киностудии ОАО «Ленфильм». Это следует из письма директора Госфильмофонда Николая Бородачева министру культуры РФ Владимиру Мединскому.

По словам Бородачева, открытое акционерное общество, коим является киностудия «Ленфильм», «не несет никакой ответственности перед народом или государством за материальное и нематериальное использование своих активов», а потому передача уникальной коллекции в частные руки «противоречит государственным интересам».

Ранее дирекция студии обращалась в правительство РФ с просьбой рассмотреть вопрос о возвращении прав на «золотую коллекцию» в собственность «Ленфильма». Правительство переадресовало запрос в Министерство культуры, которое, в свою очередь направило его в Госфильмофонд.

За возвращение лент, снятых на студии до 1992 года, в собственность «Ленфильма» выступали народный артист СССР Олег Басилашвили, кинорежиссеры Александр Сокуров и Алексей Герман, продюсер Сергей Сельянов, сценарист Светлана Кармалита и другие мастера. Наиболее известные картины «золотой коллекции» – это ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС, СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ, ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ, ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ, ЗОЛУШКА и другие.

Заместитель директора Госфильмофонда Василий Шильников заявил, что компания ОАО «Ленфильм» не является правопреемником одноименной советской студии, а потому ее претензии на коллекцию «безосновательны». «Коммерческая компания ОАО «Ленфильм» – это лишь часть киностудии, которая была выделена из нее в 2003 году для приватизации. Сама же киностудия была переименована в Фильмофонд студии «Ленфильм» и позже вошла в состав Госфильмофонда РФ», – отметил Василий Шильников, добавив, что «настоящим «Ленфильмом» является сам Госфильмофонд».

По мнению гендиректора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина, в том, что Госфильмофонд получает 70% выручки с продажи прав на ленты киностудии, есть «вопиющая несправедливость». «Голливуд держится на крупнейших студиях-мейджорах, которым более 100 лет. Они могут финансировать крупные 200-миллионные блокбастеры именно потому, что у них есть доход в виде обеспечения от прав. В случае с правами на коллекцию «Ленфильма» речь идет о сотнях миллионов рублей ежегодной выручки. Без этих денег студию невозможно возродить», – сказал Эдуард Пичугин. 

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный», юрист Константин Трапаидзе считает, что компания ОАО «Ленфильм» не может претендовать на коллекцию. «Не имеет значения то, что студия сегодня целиком принадлежит государству – завтра акции может выкупить частное лицо, и закон о невладении фондами будет нарушен», – полагает юрист. 

По мнению Константина Трапаизде, единственная возможность для «Ленфильма» получить право распоряжаться выручкой от продажи прав на фильмы «золотой коллекции» – сменить форму собственности и снова стать бюджетным учреждением.

Юрисконсульт Союза театральных деятелей Анастасия Рубина считает иначе. По словам эксперта, акции ОАО «Ленфильм» могут быть выкуплены только с согласия единственного акционера – государства. «Кроме того, Госфильмофонд может заключать договоры и финансировать всех, кого посчитает нужным. Например, бюджетная организация может ежегодно субсидировать производство картин на киностудии «Ленфильм», компенсируя отсутствие выручки с «золотой коллекции», – считает Анастасия Рубина.

Вместе с тем эксперт подчеркнула, что правовая история «золотой коллекции» является «неоднозначной».

В 2003 году на основании указа президента № 389 от 4 апреля 2001 года («О реорганизации федеральных государственных киностудий») санкт-петербургская государственная киностудия «Ленфильм» была подготовлена к реорганизации в открытое акционерное общество. 

Поскольку частная компания по закону не имеет права владеть фондами, они были отделены от студии в специально созданное ФГУП «Фильмофонд киностудии «Ленфильм». Позднее предприятие было упразднено, и коллекция перешла к ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», а позже стала собственностью Госфильмофонда РФ. 

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 11–17 ноября 2024 года
Подробнее
Минкультуры объявило даты питчингов проектов детского кино и игровых дебютов
Подробнее
Касса России: новая «Манюня» возглавила прокат
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Зять» уступает «Теще»
Подробнее
ИРИ назвал даты проведения конкурса по созданию национального контента
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Манюня: Приключения в деревне» вырвалась в лидеры проката
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил конкурсную программу и жюри
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 21–24 ноября
Подробнее
«МТС Медиа» подвел итоги за третий квартал и девять месяцев 2024 года
Подробнее
Конференция ConTech 2024: дискуссия «Стратегии медиакомпаний»
Подробнее
Mediascope рассказал о самых популярных фильмах и сериалах в России за год
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Зять» вырвался в лидеры
Подробнее
Международная касса: «Гладиатор 2» показал лучший старт за рубежом в карьере Ридли Скотта
Подробнее
Господдержка кинопроизводства будет увеличена в 2025 году
Подробнее
Названы лауреаты индустриальной премии «МедиаБренд»
Подробнее
В Москве стартовал семинар-интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Российские производители подвели итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
Подробнее
Стали известны победители Международного студенческого фестиваля ВГИК
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «Дети перемен»
Подробнее
Warner Bros. и корейская CJ ENM займутся ремейками картин друг друга
Подробнее

Новости по теме

Эдуард Суворов назначен генеральным директором «Ленфильма»
Подробнее
Долги киностудии «Ленфильм» погашены
Подробнее
Лаборатория «Ленфильм-дебют» начинает отбор проектов
Подробнее
В декабре «Ленфильм» получит от государства около 1 млрд рублей
Подробнее
«Ленфильм» рассказал, когда рассчитывает погасить долги
Подробнее