Продюсеры составили рейтинг
Ассоциация продюсеров представила выпуск первого регулярного рейтинга индустрии кино и телевидения России.
Документ основан на оценке продюсеров кинопроизводства как с позиции бизнеса, так и в в комплексном развитии индустрии кино и телевидения. Рейтинг отражает профильные мероприятия, крупные сделки, успешные отечественные проекты, государственные решения, - все то, что оказывает прямое влияние на состояние отечественной киноиндустрии. «Наша отрасль устроена таким образом, что ключевой фигурой, которая способна адекватно оценивать происходящие в ней изменения, является именно продюсер. Мы собрали мнения 23-х крупнейших игроков российского теле- и кинорынка и получили продукт, который отражает реальное положение дел в отрасли», - отметил председатель Ассоциации продюсеров Сергей Сельянов. В фокусе первого рейтинга события индустрии, состоявшиеся в период с сентября по ноябрь 2012 года.
1. КИНОПРОЕКТ ОСЕНИ
Весьма высоко оценены кинопроекты ОРДА и ДУХLESS, при этом первая картина лидирует по количеству полученных высших баллов.
На втором месте СТАЛЬНАЯ БАБОЧКА. На третьем - РАССКАЗЫ. Преимущественно позитивно были оценены кинопроекты (в порядке убывания баллов) ЛЮБОВЬ С АКЦЕНТОМ, АНТОН ТУТ РЯДОМ, ИЗМЕНА, СКАЗКА. ЕСТЬ, В ТУМАНЕ, ПОКА НОЧЬ НЕ РАЗЛУЧИТ, ИСКУПЛЕНИЕ и ПОСЛЕДНЯЯ СКАЗКА РИТЫ. Единственным фильмом, получившим по совокупности баллов отрицательный рейтинг, стал фильм 1812: УЛАНСКАЯ БАЛЛАДА.
2. ТЕЛЕПРОЕКТ ОСЕНИ
Наибольший и преимущественно позитивный интерес вызвал у профессионалов отрасли телепроект «Обратная сторона Луны», за ним с весьма незначительным отрывом следует «Анна Герман». Третье место занял телепроект «Кухня». Высокие оценки получили также проекты «Интерны. Новые серии», «Карпов», «Папины дочки. Суперневесты». Далее в рейтинге расположились проекты «Закрытая школа», «Мосгаз», «Однолюбы», «Склифософский», «Земский доктор. Жизнь заново», «Опережая выстрел», «Брат за брата-2», «Пятницкий. Глава вторая» и «Братаны-3. Продолжение». Отрицательный рейтинг у телепроектов «Универ. Новая общага», «Подземный переход», «Инспектор Купер», «Без следа», «Единственный мой грех».
3. НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫМ СОБЫТИЕМ ИНДУСТРИИ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ продюсеры назвали утверждение концепции развития киностудии «Ленфильм». Большое количество положительных оценок собрал факт вступления в силу 1 сентября 2012 г. ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», хотя есть и оценки в десять баллов со знаком «минус».
Продюсер Сергей Сельянов отметил: «Мы за защиту детей, но очень много сырого и недоработанного в порядке применения этого закона». Он считает также, что в результате перестраховки закон стал причиной снижения кинотеатральных сборов.
В целом позитивно оценивается начало открытого диалога с Минкультуры России, формирование «дорожной карты» развития отрасли. Как прокомментировал это событие Сергей Сельянов, «само по себе очень отрадное явление, но поставить более высокую оценку пока мешает отсутствие практических шагов по реализации «дорожной карты».
4. Оценки значимости ОТРАСЛЕВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ распределились следующим образом (в порядке убывания):
1. Red Square Screenings, в рамках которого состоялись кинопоказы новых проектов из России и стран СНГ для иностранных дистрибуторов;
2. Форум Kiev Media Week, в ходе которого состоялся ряд международных профессиональных мероприятий;
3. Санкт-Петербургский Международный Кинофестиваль;
4. Американский кинорынок (AFM, Лос-Анджелес), активность на нем Роскино и работа стенда Фонда кино;
5. IV Заседание Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, впервые под председательством Дмитрия Медведева;
6. Круглый стол «Развитие отечественной киноотрасли:от новых технологий к новому рынку и зрителю».
7. 8-ой международный фестиваль «Евразия-2012» (Алматы), в рамках которого Фонд Кино и киностудия «Казахфильм» заключили соглашение о долгосрочном партнерстве.
5. ПЕРСОНОЙ ОСЕНИ, согласно мнению членов Ассоциации продюсеров, стал Эдуард Пичугин, председатель совета директоров «Ленфильма», представивший концепцию развития «Ленфильма», поддержанную Министерством культуры. Карен Шахназаров, режиссер фильма БЕЛЫЙ ТИГР производства «Мосфильм», выдвинутого от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», также отмечен продюсерским сообществом.
6. Среди ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ ИНИЦИАТИВ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕ- И КИНОИНДУСТРИИ наивысшую оценку получил подписанный Президентом РФ Владимиром Путиным закон о введении штрафов для владельцев кинотеатров за сокрытие информации о проданных билетах. Внесение в финальную версию поправок в Гражданский кодекс РФ пункта об ответственности операторов и хостеров за нарушение прав на интеллектуальную собственность также получило высокую оценку продюсерского сообщества. С минимальным отрывом далее следует предложение по обеспечению «безопасного интернета», внесенное Минэкономразвития на рассмотрение правительства.
В целом позитивно оцениваются инициативы по выбору 100 фильмов для просмотра в школах и разработка «дорожной карты» развития российского кинематографа Министерством культуры РФ совместно с кинематографическим сообществом.
Создание при Министерстве культуры Кинофестивального совета встречено Ассоциацией сдержанно-положительно. Скорее негативно воспринята инициатива Министерства культуры, связанная с изменением способа финансирования кино (введение госзаказа на сценарии).
7. НАИБОЛЕЕ ЯРКОЙ ЦИТАТОЙ, прозвучавшей в публичном пространстве осенью 2012 года, было признано высказывание Тимура Бекмамбетова:
«В России нет никаких законов, делающих нашу страну более привлекательной для производства кино. Это, я считаю, неправильно, потому что это нас изолирует. Открыть, сделать более привлекательной нашу производственную структуру для иностранных режиссёров означает просто обучить наших людей. Они могут оставаться у себя, жить в своих домах с родственниками, пить чай и при этом работать на самых современных картинах» (Фильм Про, 04.11.2012).
8. В спецрубрике «ТЕНДЕНЦИЯ» были озвучены два направления:
Продюсер Родион Павлючик (Группа компаний «ПРИОР») считает, что в индустрии «намечается очевидный кризис свежих идей, а кинопроизводство уходит в ремейки старых советских картин, телепроизводство – в адаптацию западных форматов».
Несколько членов Ассоциации высказались о развитии альтернативного образования специалистов кино- и телеиндустрии. «Модернизация кинообразования – вот главная тенденция момента, и момент этот завтра не закончится. Отрадно, что активность Ассоциации продюсеров в этом направлении начала перетекать в конкретные образовательные проекты. Важно, что без серьезной заинтересованной поддержки Министерства культуры этот процесс был бы невозможен», - отмечает Сергей Сельянов.