Неудобные вопросы кинотеатров дистрибьюторам
Кинотеатры и дистрибьюторы находятся в постоянном взаимодействии, по электронной почте или по телефону обсуждая те или иные условия работы с релизами. Однако, как и в любой другой сфере, иногда возникают вопросы, которые хоть и висят в воздухе, но задать их напрямую не получается. Мы решили собрать самые насущные из них. В этот раз спрашивать будут показчики, через некоторое время повторим эксперимент уже с вопросами от прокатчиков. Все ответы дистрибьюторов мы сделали анонимными.
Материал был впервые опубликован в электронном БК №33 (807) от 23 августа 2019 года
ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА
У нас нет каких-то преференций, мы одинаково относимся ко всем партнерам, предлагаем всем одинаковые условия и потом с каждым обсуждаем роспись, исходя из «индивидуальности» площадки, потому что речь может идти о разной вместительности залов, разном времени сеансов, которое иногда компенсирует количество, особенности аудитории и тому подобное.
ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА 1
Частично правда в словах представителей кинотеатров, конечно, есть. Но это из области рассуждений, где будут правы все. Дистрибьюторы все разные. Кто-то ставит жесткие условия, кто-то – более мягкие. Периодически мы можем встать в позу, когда понимаем, что нам необходимо определенное количество сеансов – если мы поставим меньше, то потеряем деньги. Но вообще, в последнее время не так часто возникают ситуации, когда у одного релиза больше 50 процентов сеансов. В первом полугодии 2019-го, по-моему, такое было только однажды – в случае со МСТИТЕЛЯМИ. Но насколько я помню, тогда ничего, кроме МСТИТЕЛЕЙ, и не собирало. Так что тут тонкий момент: кинотеатры, может, и могли поставить меньше сеансов, но тогда они резали бы сами себя. Самый важный показатель здесь – сколько денег в расчете на одно кресло приносит фильм. И, конечно, имеет значение не только количество сеансов и их качество, но и то, в каком зале картина стоит. В каждом конкретном случае нужно анализировать совокупность этих трех факторов. Но можем ли мы сказать, что все кинотеатры умеют правильно анализировать? По-моему, нет. Это видно, кстати, по комментариям представителей кинотеатров в «Бюллетене кинопрокатчика». Последнее, что меня поразило – прямая речь человека, который ожидал, что ANGRY BIRDS 2 стартует на уровне КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА 3. Хочется спросить: а вы вообще в своем уме? Или периодически попадаются такие реплики, мол, июль отработал нормально, собираем хорошо, но как это выглядит в сравнении с прошлым годом, я не знаю, еще не смотрел. Меня такой подход удивляет. Кинобизнес – это точная наука. Особенно после выхода фильма в прокат, когда ты можешь все со всем сравнить. И не использовать эту возможность, на мой взгляд, преступно. А у нас порой даже крупные сети не очень хорошо считают. Конечно, есть и те, кто считает хорошо – и к их мнению мы чаще всего лояльны. В остальных случаях работает простое правило: если вы делаете так, как просим мы, то все будет нормально. Понятно, что отклонения от плана есть. Наша задача – найти эти 10–15 процентов отклонений, чтобы их подправить. Если не ставить жестких условий, таких отклонений будет намного больше. Также имеет смысл напомнить, что рынок у нас дистрибьюторский. И многие прокатчики ставят условие: либо по-нашему, либо никак. У некоторых из них завышенные планы. Но в целом ситуация такая: пять дистрибьюторов занимают бόльшую часть рынка. Допустим, два из них очень жестко ставят условия, но при этом недорабатывают с маркетингом, чем вызывают вопросы у кинотеатров. Другие два хорошо прокачивают релизы рекламой и более или менее лояльны. Представим, что на этом фоне пятый дистрибьютор решит отпустить ситуацию и откажется от существующей конфигурации взаимоотношений между прокатчиками и показчиками. Этот пятый игрок рынка в итоге больше всего потеряет в доле. Поэтому либо мы продолжаем работать по старой схеме, либо все должны договориться об отмене каких-либо условий. Пока такой вариант видится нереалистичным.
ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА 2
С независимыми дистрибьюторами по поводу количества сеансов всегда можно договориться, если фильм вдруг идет не так, как было запланировано. С другой стороны, зачастую действия самих кинотеатров при составлении расписания приводят к тому, что зрители просто отучаются ходить в кино. Очень просто расписать большой блокбастер, который собирает 1,5 – 2 миллиарда рублей. В этом случае кинотеатр отдает такому релизу большинство сеансов и горя не знает. А если вдруг в прокате нет фильма с таким кассовым потенциалом, начинается обычная история – представители кинотеатров жалуются, какой плохой выдался уикенд. Но чтобы у вас работали не только двухмиллиардники, надо и другим фильмам давать нормальное время и количество сеансов. Не нужно паниковать и начинать срезать показы при первых результатах, которые кажутся вам неудовлетворительными. Человек идет в многозальный кинотеатр, чтобы иметь возможность выбора из нескольких позиций. А если он приходит и видит, что большинство сеансов отданы одному фильму, у него не остается времени и возможности попасть на какое-нибудь другое кино. Зритель делает вывод: смотреть в этом кинотеатре можно только большие блокбастеры, все остальное проще найти в других местах, в том числе и на онлайн-площадках. Таким образом показчики, выигрывая на короткой дистанции, проигрывают стратегически – когда в прокате нет большого хита, аудитория к ним не идет, они ее всячески отваживают. Поэтому порой в долгосрочных интересах самих кинотеатров ставить фильм со средним кассовым потенциалом не только одним сеансом на вечер, а расписывать его несколько шире.
ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА
Кинотеатры как раз имеют право выбирать фильмы, которые хотят показывать, решать, как они это будут делать. Но поскольку мы действительно являемся правообладателями контента, у нас о нем больше информации, то мы всегда ищем компромисс, который позволил бы соблюсти баланс интересов обеих сторон – наших и кинотеатра. При этом мы ожидаем от партнеров конструктивного диалога, внятной аргументации, объяснения своей позиции и своей логики. Когда такой диалог происходит, мы всегда приходим к оптимальному решению.
ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА
В таких случаях все зависит от правообладателя. Случается так, что не менее крупные компании по тем или иным причинам поздно предоставляют промоматериалы. Это обычный рабочий момент, специфика работы с разными компаниями и разными фильмами. Поэтому дистрибьютор почти никогда не виноват в позднем появлении информации по каким-то проектам – он всегда ждет отмашки от зарубежной студии, которая может долго согласовывать финальные варианты трейлера и других промоматериалов.
ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА 1
Это не так. «Ключи» обычно приходят в понедельник или вторник стартовой недели. Другое дело, что кинотеатры вовремя не отслеживают этот процесс (90 процентов запросов по поводу якобы неполученных «ключей» приходит от тех партнеров, которые не нашли их у себя в почте). Однако есть линия техподдержки, которую мы всегда указываем в своей рассылке перед стартом каждого фильма. Плюс бывают и такие кинотеатры, которые не укладываются в отводимый для росписи фильма срок, что действительно может приводить к задержке предоставления «ключей». Но тут вина скорее наших нерасторопных партнеров.
ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА 2
Действительно, довольно часто случаются ситуации, когда мы в последний момент получаем финальные DCP и DKDM. И чем крупнее релиз, тем позже мы имеем возможность разослать «ключи» по кинотеатрам. Это связано исключительно с пиратством – чаще всего утечки происходят именно с территории России и СНГ, поэтому правообладатели опасаются предоставлять «ключи» заранее.
ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА
Мне кажется, это какой-то частный случай. Но вообще, это в чистом виде экономика. У нас есть кинотеатры, которые даже на блокбастерах не могут собрать 20 тысяч рублей с зала. Таким хочется задать встречный вопрос: ребята, ну какой вам стенд? Плюс есть очень дорогие конструкции, которые ставятся только на топовые площадки.
ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА
Это следствие того, что условия игры на рынке диктуют дистрибьюторы – формы договоров составляют именно они. А дальше все зависит от того, насколько у прокатчика хватает головы, чтобы не выкручивать кинотеатрам руки. Потому что сделать это очень просто. Другой вопрос – нужно ли тебе вообще это выкручивание.
ОТВЕТ ДИСТРИБЬЮТОРА
Не совсем так. Мы настаиваем на автоматической загрузке в comScore и в ЕАИС (последнее, впрочем, кинотеатры обязаны делать по закону). Отчеты же просим только в двух случаях. Первый – когда происходит длительный сбой загрузки данных из кинотеатра в comScore. Второй – при обнаружении разницы данных между comScore, ЕАИС и актами. Если же никаких проблем с выгрузкой и достоверностью данных нет, мы не требует заполнять отчеты вручную.
Благодарим всех, кто нашел время на ответы!
При поддержке Фонда кино.
02.10.2019 Автор: Александр Нечаев, Дмитрий Некрасов