Оценка качества кинопоказа
Обзор технической конференции в рамках 105-го Российского Кинорынка
В четверг, 19 апреля, в большом конференц-зале здания Правительства Москвы прошла техническая конференция для кинотеатров и дистрибьюторов на тему «Оценка качества кинопоказа». Организатором, помимо Российского Кинорынка, выступила группа компаний Incine, которая предоставляет своим клиентам полный спектр услуг по проектированию кинозалов, поставке кинопроекционного и звуковоспроизводящего оборудования.
Представителям Incine зачастую приходится проверять качество кинопоказа в местах проведения премьер, фестивалей, выставок, и они вынуждены констатировать, что даже в Москве видеоматериалы на больших экранах не всегда демонстрируются в надлежащих условиях. Генеральный директор группы компаний Incine Юрий Мамаев и технический директор Incine, руководитель музея кинотехники, член Союза кинематографистов РФ гильдии кинотехников Александр Зенин отметили, что в данный момент официального регламента, определившего бы стандарты качества кинопоказа, фактически не существует. Унаследованный от СССР регламент относился к показу с пленки, но с 2014 года в широком применении только цифровой формат. Создание современных стандартов сейчас только планируется, а пока важно следить за качеством кинопоказа самостоятельно – ради своих зрителей, а также для устранения риска преждевременного выхода оборудования из строя. Сделать кинопоказ лучше можно с первых шагов – правильно спроектировав площадь кинотеатра и залов, не экономя на оборудовании, обеспечив зрителям отличный сервис.
Что касается проверки оборудования, ее нужно проводить постоянно – это занимает не так много времени, но может быть очень эффективным. По словам спикеров из Incine, каждый бренд оборудования предлагает клиентам специальные таблицы и тесты, которые облегчают процесс контроля качества кинопоказа. Так, тест «Белый экран» поможет проверить равномерность распределения по экрану света и определить, не мерцает ли проектор. Признаками неисправностей могут быть, например, горящие пятна на экране, радужные разводы, которые возникают, если на стекло проектора попадает пыль, которая впоследствии может пригореть, и тогда стекло придется менять. Специальная тестовая таблица поможет понять, правильно ли настроен проектор, не обрезаются ли части изображения, в том числе содержащие субтитры. Тестировать следует и динамики – из центра они все должны звучать приблизительно одинаково, легко можно выявить и неисправную, и сгоревшую аппаратуру. Другие тесты помогут проконтролировать работу усилителей, определить ошибки в воспроизведении разных частот, проверить звуковое давление, синхронность.
В качестве основных параметров Incine представила следующие цифры:
- Яркость в центре экрана – 14Fl (+/-2)
Параметры звукового давления каналов звуковой системы при общем уровне 7.0 на процессоре:
- Заэкранная (левый, центр, правый) – 85 dBс
- Суббас канал (сабвуфер) – 91-93 dBс
- Окружение (канал эффектов) – 82-83 dBс
Руководитель технического отдела Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing Екатерина Петропавловская рассказала о подходе студий к тому, что зрители должны видеть на экране. Над созданием контента, который выпускает WDSSPR – дистрибьютор, много лет сохраняющий за собой лидерство по бокс-офису – трудится огромная команда. Авторам картин важно, чтобы фильмы выпускались в том качестве, которое задумывалось, ведь только тогда зрители смогут по-настоящему насладиться масштабным зрелищем и захотят возвращаться в кинотеатры снова и снова. Сейчас же спикеру при посещении кинотеатров всегда приходится садиться на крайние места, чтобы иметь возможность с началом демонстрации роликов выходить из зала и просить сотрудников площадки выставить яркость на адекватный уровень, наладить звук и так далее.
Екатерина Петропавловская выделила следующие шаги к проведению успешного показа, во многом совпадающие с рекомендациями компании Incine:
- Проверка чистоты экрана, отсутствия трещин и других дефектов.
- Проверка чистоты проекционного окна.
- Настройка яркости во всех залах на 2D – 14Fl, 3D – 5Fl.
- Настройка звука – DOLBY pink noise test. Необходимые параметры настройки звука – 85 dBc на заэкранных каналах, Left and Right surrounds – 82 dBc каждый, в сумме 85 dBc. Уровень суббасового канала должен соответствовать уровню заэкранных каналов и формировать правильную частотную характеристику (X-curve).
- Проверка правильности установки задержки воспроизведения звуковой дорожки относительно изображения. Тест на синхрон (Doremi sync test).
- Проверка правильности загруженного контента и наличия соответствующих ключей во избежание срыва показа.
Также спикер напомнила о том, что WDSSPR продолжает внедрять формат SMPTE и рекомендует кинотеатрам обновлять оборудование, чтобы иметь возможность прокатывать проекты WDSSPR (особенно подразделения Disney) даже тогда, когда все они будут выпускаться исключительно в новом формате. Нужно в том числе обращать внимание на наличие свободного пространства для загрузки фильмов – доставка тяжелого пакета ЧЕРНОЙ ПАНТЕРЫ выявила проблемы в этой сфере.
Дмитрий Геннадьевич Чекалин, представитель НИКФИ и член Союза кинематографистов РФ, подробнее рассказал о ситуации со стандартами. В нашей стране, как уже было сказано выше, цифровой показ никак не регулируется, и для написания соответствующих стандартов нужно будет обращаться к международной нормативной базе. Россия входит в Международную организация по стандартизации ИСО, но ее регламент по части кинопоказа при этом все равно не является у нас в стране обязательным к исполнению. Для превращения стандартов ИСО в ГОСТ их нужно купить и адаптировать. Большая работа по созданию единых для всех кинотеатров правил и общих условий уже ведется, но основная ее часть еще впереди.
Фото: Иван Полежаевский
23.04.2018 Автор: Анна Багрова