Светлана Максимченко: «Посещаемость наших кинотеатров выросла на 30%»
Директор московской сети «Москино» рассказывает об итогах уходящего года
Сеть городских кинотеатров «Москино» Департамента культуры города Москвы (13 кинотеатров на 23 кинозала) – последняя государственная сеть в столице. Особый статус означает особую ответственность – и «Москино» старается предлагать кинопросмотр по лояльным ценам, берется за организацию просветительских мероприятий, участвует в жизни города и киноиндустрии. В начале года в «Москино» произошли перемены – пришла новая команда во главе со Светланой Максимченко. О планах генеральный директор сети рассказала нам в весеннем интервью, теперь же пришла пора подводить итоги.
Обновленная команда пришла в сеть в этом году. Весной мы разговаривали с вами о планах – расскажите, пожалуйста, что получилось осуществить, с какими итогами вы завершаете год?
Посещаемость наших кинотеатров выросла на 30%. Соответственно, выросли и доходы – по сравнению с прошлым годом в полтора раза. Особенно рекордным был ноябрь, он показал самые высокие сборы за всю историю «Москино». После двухлетнего ремонта мы открыли кинотеатр «Тула» в Печатниках – поскольку это единственная площадка в районе, местные жители ждали начала ее работы с нетерпением.
Как вам удалось увеличить посещаемость и начать больше зарабатывать?
Во-первых, мы запустили электронную продажу билетов, начали сотрудничество с «Рамблер.Кассой» и «Киноходом» и их партнерами. Конечно, электронная продажа билетов – эффективное средство для роста продаж и увеличения доходов. Во-вторых, мы пересмотрели репертуар – в частности, усилили авторский кинематограф, показываем фильмы на языке оригинала. Это направление мы продолжим развивать. В-третьих, спецпроекты и пиар. Мы делаем мероприятия, которые интересны самым разным зрителям, от детей до людей старшего возраста. И умеем рассказывать о том, что делаем – за год мы больше 10 раз попадали в топ «Яндекс.Новостей» с анонсами наших событий. Активно привлекаем различных партнеров: СМИ, культурные центры, образовательные программы – делаем совместные проекты, объединяем усилия.
Фасад кинотеатра «Факел»
Насколько сильно вы концентрируетесь на показе редкого кино, авторских фильмов? Работаете ли вы с массовым кино?
У нас есть кинотеатры авторского кино и площадки, где большая часть репертуара – мейнстрим. На мой взгляд, в Москве, не говоря уже о регионах, не хватает кинотеатров, где можно смотреть кино на языке оригинала, фестивальные фильмы и альтернативный контент – например, видеоверсии постановок с мировых театральных сцен. Поэтому мы расширяем наши кинотеатры авторского репертуара: если раньше это были только кинотеатры «Звезда» и «Факел», то сегодня мы подключили к ним «Юность» и «Салют». В целом по сети соотношение авторского кино и мейнстрима одинаковое – 50%. Это происходит и за счет того, что мы принимаем на своих площадках кинофестивали – например, ММКФ, или «Большой фестиваль мультфильмов», а также за счет малых залов кинотеатров, где показываем чаще всего артхаус или картины ограниченного проката.
Какие еще мероприятия вы проводите в «Москино»?
Наша миссия состоит в кинопросвещении – мы не только показываем фильмы, но и делаем образовательные проекты вокруг кино: лекции, встречи с режиссерами и продюсерами, ретроспективные показы, которые знакомят с творчеством больших режиссеров и актеров. Знакомим с кинематографом разных стран: показываем фильмы из Франции, Германии, Японии, Чехии, Бразилии, Индии и так далее. Мы площадка для синефилов – место, где можно увидеть редкое кино на большом экране.
Кинотеатр «Тула»
Вы часто проводите ретроспективные показы. Как технически организован процесс демонстрации таких фильмов: где вы их берете, делаете ли отчисления правообладателям? Как организованы показы с пленки?
Права на демонстрацию многих отечественных фильмов мы запрашиваем у «Мосфильма» или Госфильмофонда, эти показы бесплатные, и отчислений за них мы не платим. Сотрудничаем с культурными центрами разных стран, которые очищают для нас права на показы зарубежных фильмов. Показывать фильмы с пленки мы можем в своих кинотеатрах – они оборудованы пленочными кинопроекторами. Кроме того, этим летом мы запустили проект «Кино глазами инженера» – в своем роде возрождение советской кинопередвижки. Мы показывали фильмы с пленки в разных неожиданных местах – на и внутри памятников и шедевров советской архитектуры: на крыше дома Наркомфина, на Хлебозаводе №9, во дворе Дворца Пионеров на Воробьевых горах. Для организации показов использовался передвижной пленочный кинопроектор. В реализации нам помогал проект «Кинопередвижка», который может организовать пленочный кинопоказ почти на любой площадке.
Перейдем к более практичным, бытовым темам. Как обстоят дела с концешн в сети?
В этом году мы запустили новый формат кинобаров – пробуем новые виды попкорна, снеков, уделяем внимание качеству кофе, предлагаем какао. В следующем году планируем сдавать бары арендаторам, чтобы питанием занимались профессионалы. По нашим расчетам, это увеличит выручку от бара на 15%. Также планируем открывать семейные кафе. Еду, купленную в кинобарах, можно проносить в зал, а кинотеатр «Звезда» и вовсе сделан как кинокафе – вместо классической гребенки кресел в зале стоят круглые столики с креслами вокруг них.
Новый формат кафе
Изменилось ли ценообразование в кинотеатрах сети?
В среднем билет в «Москино» стоит 230 рублей, и его может позволить себе любой горожанин. Но мы все равно делаем приятные предложения для посетителей. Как таковой программы лояльности нет, но мы вводим и тестируем разные акции: в некоторых кинотеатрах действует специальная цена от 49 рублей на утренние сеансы, есть скидки студентам, специальные предложения для групповых посещений, действует «Детский билет» — сниженная цена для детей до 14 лет.
Как обстоят дела с созданием доступной среды для людей с ограниченными возможностями?
Кинотеатры частично приспособлены к этому. В частности, в открывшемся после ремонта кинотеатре «Тула» создана доступная среда: обустроены пандусы и специальные места для людей на колясках в зрительном зале, закуплено оборудование для тифлокомментирования и субтитрирования. Такое оборудование планируем установить и в других кинотеатрах.
Расскажите, пожалуйста, как идет модернизация оборудования, ремонт и работа над изменение имиджа в кинотеатрах сети «Москино»?
В этом году делали мелкий текущий ремонт: где-то обновили фасад, отремонтировали фойе, модернизировали кинооборудование – проекторы, звук. Основные работы по ремонту помещений и модернизации оборудования запланированы на следующий год. Первыми на очереди кинотеатры «Звезда», «Факел», «Космос», «Юность». Планируем по-другому организовать внутреннее пространство: окошки касс заменить на открытые ресепшны, установить кинобары, где-то организовать небольшие книжные лавки. Собираемся заменить вывески, которые разрабатываются в соответствии с нашим новым фирменным стилем. Его элементы были созданы в этом году, и мы постепенно начинаем их использовать. Результат нам нравится, но его еще нужно развить, чтобы новый стиль мог органично жить на всех носителях: на полиграфии, в диджитале и пространстве самих кинотеатров.
Каковы планы на 2018 год?
В 2018 году планируем работать над увеличением посещаемости кинотеатров. В том числе проводить специальные показы, новые фестивали, специальные проекты.
Полиграфия, выполненная в новом стиле
22.12.2017 Автор: Анна Багрова