top banner

Елена Хажинская: «Глядя на предложенные форматы от прокатных компаний на февраль, иногда диву даешься»

Автор: Дмитрий Некрасов

30 января 2019

Руководитель «Оптима кино» − об итогах прошедшего года на рынке и репертуарном предложении ближайших месяцев

По итогам 2018 года впервые в истории новейшего российского кинопроката был зафиксирован спад общего вала и посещаемости. Несмотря на это, число кинотеатров в стране растет. В первую очередь расширяются крупные игроки рынка – например, такие как руководителя компании Елену Хажинскую подвести итоги прошедшего года, а также поговорил с ней о влиянии кризиса на кинобизнес и узнал ее мнение о репертуаре на ближайшие полгода.

Как вы оцениваете итоги прошедшей «новогодней битвы»? Как изменились показатели бокс-офиса за этот период по сравнению с прошлым годом? Насколько разнообразным, на ваш взгляд, был репертуар на этих каникулах?

В этом году мы очень довольны репертуаром «новогодней битвы», но очень недовольны ситуацией с перестановкой релизов, которая нарушила баланс работы кинотеатров. Уикенд, начинавшийся 13 декабря, оказался мечтой двадцатизальника. Так много блокбастеров на одной дате не собиралось никогда. В нашей сети самый большой кинотеатр имеет 9 залов, и даже там мы с трудом разместили все новинки и фильмы предыдущих недель, чего уж говорить о площадках с меньшим количеством залов. Зато мы виртуозно отточили свои умения в переговорном процессе (улыбается). Тем не менее в большинстве кинотеатров, которым мы составляем репертуар, эти новогодние праздники оказались лучше, чем прошлые. Были представлены все жанры – много детского, семейного кино, что как раз и нужно для новогодних походов в кинотеатр всей семьей, хорошая молодежная комедия, зрелищные аттракционные блобастеры, патриотический российский фильм. Не припомню за последние годы такого удовлетворяющего спрос репертуарного разнообразия. Суммы валовых сборов обсуждать не имеет смысла – все это есть в открытом доступе и на страницах вашего издания, но хочется отметить, что сильно не хватило места для ГРИНЧА и АКВАМЕНА. Эти два релиза были очень востребованы в период новогодних праздников, а из-за требуемых форматов российских фильмов не всегда имелась возможность поставить их в нужном количестве.

Вы, наверное, уже подвели для себя итоги 2018-го. Какими они стали для «Оптима кино»? В прошлом году под ваше управление перешли кинотеатры сети «Гранд Синема». Как это повлияло на показатели компании? Как вы сейчас оцениваете свою долю на рынке?

В 2018 году в нашу «семью» пришли еще 23 кинотеатра, в том числе и площадки бывшей «Гранд Синема». Кинотеатры этой сети перешли в первую очередь не в наше управление, а в управление наших партнеров – сети кинотеатров «Алмаз Синема». На сегодняшний момент она насчитывает уже 12 кинотеатров и 57 залов. Мы занимаемся в этой сети исключительно своим основным видом деятельности – репертуарным планированием.  Основное управление – прерогатива центрального офиса киносети. Мы очень рады, что «Алмаз Синема» уже много лет именно нас выбирает в качестве своего партнера по составлению репертуара. У нас сложился хороший тандем, и это лишний раз доказывает, что даже большая сеть может иметь репертуарное планирование на аутсорс-услуге и не держать штат собственных сотрудников. Долю свою на рынке не считали. Это не наша задача (улыбается). Пусть аналитики считают.

Вот они и посчитали. По данным «Невафильм Research», на начало декабря 2018 года «Оптима кино» занимает шестое место по числу залов (их насчитали 129) с долей рынка 2,6 процента. Эти цифры соотносятся с вашими представлениями?

Мы сами виноваты, что данные не совсем точные – не всегда успеваем посылать актуальную информацию коллегам. На сегодняшний день мы расписываем 170 залов (52 кинотеатра). Из них 158 залов (49 кинотеатров) в России, 5 залов (2 кинотеатра) в Таджикистане и 1 кинотеатр (7 залов) в Киргизии.

Что в целом вы могли бы сказать о нынешней ситуации на рынке? Какие крупные проблемы существуют? Количество киноплощадок в стране растет, но при этом приходится констатировать общее снижение посещаемости и кассовых сборов. Каковы, на ваш взгляд, причины этого процесса?

Я опять-таки не аналитик и, честно говоря, редко руки доходят почитать официальную статистику открытия/закрытия кинотеатров, однако в целом мне кажется, что рынок сильно вырос в количестве кинотеатров за счет программы Фонда кино. Но так как кинотеатры по первым трем программам открывались в небольших городах, это, конечно, не позволило сделать качественный скачок в посещаемости. В крупных городах уже зачастую переизбыток кинотеатров, что не может повлиять на снижение посещаемости, но вот на снижение кассовых сборов – может. Кинотеатры в конкурентной борьбе начинают демпинговать, и это отражается на валовых сборах. Также мне кажется, что в последние два-три года начался кризис идей, особенно в Голливуде. Студии начали снимать третьи, четвертые, пятые части когда-то успешных проектов, переделывать мультфильмы в фильмы, причем зачастую слово в слово, делать спин-оффы, приквелы и так далее. В 2018 году многие потенциальные блокбастеры собрали совсем не те деньги, на которые расчитывали и продюсеры/студии, и кинотеатры. Люди стали более избирательно подходить к выбору, на что потратить деньги. Многие коллеги убеждают меня, что дело не в постоянно беднеющем населении, но я думаю, что именно это – половина всего спада. 

При этом многие проекты в прошлом году преподносили приятные сюрпризы. Например, как бы вы могли прокомментировать успехи таких фильмов, как БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ и ВЕНОМ? Почему это стало такой неожиданностью для рынка?

Насчет ВЕНОМА – для меня новость, что для кого-то это было неожиданно. Кинотеатры все лето молились на этот проект и ждали октября, чтобы он скорее вышел. Сборы этого фильма были предсказуемы. А вот БОГЕМСКАЯ РАПСОДИЯ действительно удивила. Видимо, соединились прекрасная музыка, отличные актерские работы, неординарная личность, которая всем интересна. И в итоге вот такой прекрасный результат. И я знаю, что зрители до сих пор спрашивают фильм в кинотеатрах. На новогодний период мы смогли оставить картину только в одном кинотеатре и совсем об этом не пожалели.

Учитывая экономическую ситуацию в стране и настроения граждан, вопрос о привлечении публики в кинотеатры становится острее. Что является ключевым фактором, определяющим желание зрителя прийти в кино? Насколько меняются вкусовые предпочтения аудитории? Планируете ли вы изменения ценовой политики, подстраиваясь под сегодняшние реалии?

Главным ключевым фактором, определяющим желание зрителя прийти в кино, является сам фильм. Если репертуар предлагает этому конкретному зрителю то, что он хочет посмотреть – он придет именно в кинотеатр. Стремительное развитие VoD-платформ и онлайн-кинотеатров зачастую оставляет активную аудиторию дома перед монитором или телевизором, но зрелищные или ожидаемые проекты идут смотреть именно в кинотеатр. Я, конечно, настаивала бы на увеличении окна между выходом релиза в кинотеатральный и цифровой прокат, так как это позволяет дольше держать фильм на экранах кинотеатров. Я 19 лет работаю в кинобизнесе и не заметила особых вкусовых изменений аудитории. Да, многие картины они теперь смотрят не в кинотеатре, за последние 5–7 лет такая возможность появилась, но предпочтения остаются весьма постоянными. К сожалению, приходится менять ценовую политику. И не всегда в меньшую сторону. Предприятие должно существовать, имея определенный бюджет, так вот чтобы его заработать на все уплывающем потоке зрителей, приходится иногда увеличивать цены. 

С увеличением цен почти на все страна столкнулась в начале этого года, когда повысилась ставка налога на добавленную стоимость (НДС). А на жизнь кинотеатров это повышение повлияет? Планируется ли изменение цен исходя из этих соображений?

Конечно, повлияет. Для кинотеатра все станет дороже на 2 процента. Соответственно, кинотеатр эти деньги должен откуда-то взять – и он возьмет их со зрителя, причем не 2, а 4 процента, потому что его доля от вала составляет только 50 процентов.

Насколько нам известно, ваша компания осуществляет консалтинг в области строительства кинотеатров. Как бы вы могли оценить сегодняшний срок окупаемости кредитов на строительство новых площадок? Сложнее ли, на ваш взгляд, с учетом ухудшения экономической ситуации стало отбивать вложения в новые кинотеатры?

Мы перестали писать бизнес-планы после кризиса 2014 года. Наша компания осуществляет именно консалтинг – мы можем порекомендовать поставщиков всего необходимого оборудования и всех необходимых услуг для кинотеатра, но считать горизонт окупаемости мы перестали. Также у нас есть в партнерах финансовый консультант и бизнес-тренер, которых мы привлекаем в случае необходимости. Не считаем себя в этом профессионалами, поэтому не рискуем своей репутацией и делаем то, что умеем лучше многих – репертуарное планирование и сопровождение процесса кинопоказа в кинотеатре, а срок окупаемости доверяем другим профессионалам. Роберт Шекли говорил, что задать правильно вопрос может лишь тот, кто знает на него 80 процентов ответа (улыбается). Так вот, ваш второй вопрос содержит в себе и ответ: конечно, при ухудшении экономической ситуации стало сложнее отбивать вложения в новый кинотеатр – это очевидно.

Как вы оцениваете репертуарную сетку на ближайшие полгода? Каковы ваши прогнозы относительно первого полугодия 2019-го в кинопрокате?

Репертуар на эти полгода оцениваю на 4 балла из 5-ти. Некоторые фильмы, которые заявлены как потенциальные блокбастеры, мне таковыми не кажутся. Глядя на предложенные форматы от прокатных компаний на февраль, иногда диву даешься! Ну сколько можно не замечать конкурентного окружения и считать каждый свой фильм блокбастером? Не готова называть вам конкретные примеры того, на чем мы собираемся заработать, не получается у меня, как у ваших аналитиков, точно предсказывать сборы и расставлять рейтинги фильмов, а обидеть никого не хочется. А вообще, мы очень позитивно всегда стараемся смотреть в будущее. И надеемся, что все блокбастеры соберут свои миллиарды, незамеченные «темные лошадки» добавят свою лепту в общую кассу, а зрители станут сильно интеллектуальными, и наконец-то начнутся аншлаги и на умном кино! Хотим просто побольше качественных фильмов в любом жанре, публика их обязательно разглядит, и будет нам всем счастье!

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 11–17 ноября 2024 года
Подробнее
Минкультуры объявило даты питчингов проектов детского кино и игровых дебютов
Подробнее
Касса России: новая «Манюня» возглавила прокат
Подробнее
ИРИ назвал даты проведения конкурса по созданию национального контента
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Манюня: Приключения в деревне» вырвалась в лидеры проката
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил конкурсную программу и жюри
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Зять» уступает «Теще»
Подробнее
«МТС Медиа» подвел итоги за третий квартал и девять месяцев 2024 года
Подробнее
Международная касса: «Гладиатор 2» показал лучший старт за рубежом в карьере Ридли Скотта
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 21–24 ноября
Подробнее
Конференция ConTech 2024: дискуссия «Стратегии медиакомпаний»
Подробнее
В Москве стартовал семинар-интенсив «Искусство питчинга»
Подробнее
Mediascope рассказал о самых популярных фильмах и сериалах в России за год
Подробнее
Стали известны победители Международного студенческого фестиваля ВГИК
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «Дети перемен»
Подробнее
Warner Bros. и корейская CJ ENM займутся ремейками картин друг друга
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 21–24 ноября 2024 года
Подробнее
Господдержка кинопроизводства будет увеличена в 2025 году
Подробнее
Американская касса: фэнтези-экшн «Миссия: Красный» возглавил прокат
Подробнее
DC все-таки разрабатывает сразу несколько разных фильмов про Бэтмена
Подробнее